70 лет победы над нацизмом. К истории демилитаризации Германии

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

По мере очищения территории Германии от войск вермахта перед союзниками по антигитлеровской коалиции вставали задачи налаживания нормальной жизни: обеспечение населения продовольствием и медицинской помощью, восстановление инфраструктуры, очищение органов местной власти от сторонников нацистов и т.п. В соответствии с Декларацией о поражении Германии союзники взяли на себя в отношении неё верховную власть, и вопросы управления встали перед ними в полный рост.

Хотя каждая из стран-союзниц получила свою зону оккупации, линия их действий должна была быть общей и сводиться к выполнению решений Крымской, а затем и Потсдамской конференций по уничтожению германского милитаризма и нацизма и созданию гарантий того, что «Германия никогда больше не будет в состоянии нарушить мир». С этой целью союзниками было решено «разоружить и распустить все германские вооружённые силы и навсегда уничтожить германский генеральный штаб», «изъять или уничтожить всё германское военное оборудование, ликвидировать или взять под контроль всю германскую промышленность, которая могла бы быть использована для военного производства; …стереть с лица земли нацистскую партию, нацистские законы, организации и учреждения; устранить всякое нацистское и милитаристическое влияние из общественных учреждений, из культурной и экономической жизни германского народа». Однако чем дальше, тем больше западные союзники отходили от согласованного курса, отказываясь от исполнения взятых на себя обязательств. 

Из-за этого крайне напряженный характер приобрела работа Контрольного совета – высшего звена в системе союзнической администрации. Состоявший из главнокомандующих союзных армий он был призван обеспечивать согласованность их действий в зонах оккупации по главным вопросам, общим для всей Германии, а также контролировать новую германскую администрацию. Политически и юридически Контрольный совет являлся органом верховной власти союзников в Германии, он издавал законы и приказы, обязательные для администрации оккупационных зон и всех лиц, проживавших на территории страны. 

По предварительной договоренности союзников Контрольный совет, как и входившие в его систему директораты (военный, политический, финансовый, репараций и поставок, по делам военнопленных и перемещённых лиц и др.), комитеты и подкомитеты действовали, руководствуясь принципом консенсуса. Необходимость достижения единогласия представителями всех четырех оккупационных держав, казалось бы, обязывала их к широкому сотрудничеству, но всё сложилось по-другому. Сказалось разное видение Советским Союзом, с одной стороны, и западными союзниками - с другой, путей решения германской проблемы и строительства новой Германии.

СССР, в соответствии с решениями конференций Большой тройки, добивался проведения таких мер, которые гарантировали бы от возрождения в оккупированной стране милитаризма и нацизма и предоставляли немецкому народу возможность осуществления демократических преобразований и создания миролюбивого государства. Этот курс настойчиво проводился не только в советской зоне оккупации, но и через представителей Советской военной администрации в Германии (СВАГ) в органах союзной контрольной власти.

Иначе строилась политика западных союзников. При том, что в их стане не было полного единства (Франция, например, гораздо больше, чем Великобритания и тем более США, была озабочена недопущением реванша со стороны Германии), выбор курса на конфронтацию с СССР сомнений у всех трёх западных правительств не вызывал. Побеждённая Германия была нужна им как партнёр в противостоянии с СССР. 

На первом совместном совещании главнокомандующих союзных армий 5 июня 1945 г. в Берлине маршал Г.К. Жуков предложил отвести войска союзников за установленную Крымской конференцией демаркационную линию, видя в этом условие начала деятельности Контрольного совета и работы в оккупационных зонах. Союзники пошли на эту меру лишь после длительных возражений и проволочек. Однако и отведя войска, они пытались подвергнуть ревизии договоренности, достигнутые в Ялте и Потсдаме. Именно такой смысл имела их попытка сохранить в своих зонах немецкие военные и полувоенные формирования. И делалось это с расчетом использовать бывших врагов против союзника - Красной армии в ходе возможной войны против СССР, к разработке плана которой правительство У. Черчилля приступило ещё до капитуляции Берлина

Одновременно Комитет начальников штабов США, придя к выводу о том, что примерно равная военная мощь Советского Союза, с одной стороны, Соединённых Штатов и Британской империи - с другой, не позволяет рассчитывать на нанесения военного поражения друг другу, поставил вопрос о третьей силе, которая позволила бы западным державам создать потенциал, достаточный «для быстрого сокрушения СССР в войне». В качестве такой силы рассматривались немецкие военные формирования, сдавшиеся англо-американским союзникам, но не распущенные после окончания боевых действий. Из них в короткий срок можно было создать мощную военную группировку в составе войск группы армий «Висла» – 21-я армия и 3-я танковая армия, а также остатков 12-й и 9-й армий, перешедших через линию фронта американцев. По свидетельству командующего группой армий «Висла» генерала К. Типпельскирха, обе подчиненные ему армии, благодаря сепаратным переговорам с американцами, «были спасены от безоговорочной капитуляции на поле боя, которая неизбежно привела бы их в русский плен». 

От агентурной разведки и из других источников командованию советских оккупационных войск стало известно о наличии в английской и американской зонах нераспущенных немецких формирований. Маршал Г.К. Жуков 10 июля 1945 г. указал англо-американскому военному командованию на факты грубого нарушения решений Потсдамской конференции о роспуске вермахта. Однако и спустя три месяца положение дел мало изменилось. Главнокомандующий советскими оккупационными войсками и глава СВАГ вынужден был вручить западным представителям в Контрольном совете меморандум, в котором приводились неопровержимые факты, указывавшие на то, что в провинции Шлезвиг-Гольштейн (британская зона оккупации) содержится целая группировка немецких войск, включавших армейскую группу «Норд», а также авиационные, танковые и специальные части вермахта и соединения германских ВМС. Здесь же находились около 1 миллиона немецких солдат и офицеров, не переведенных на положение военнопленных.

При обсуждении меморандума маршала Жукова членами Контрольного совета 30 ноября 1945 г. фельдмаршал Б. Монтгомери под давлением фактов вынужден был признать наличие в английской зоне оккупации организованных частей и соединений вермахта. Однако выполнять решения Потсдамской конференции, как и специальный закон, принятый Контрольным советом 20 августа 1946 г., о ликвидации германского вермахта, союзники не спешили. 

Еще менее охотно они выполняли решения, касавшиеся военно-экономического разоружения Германии. Напомним соответствующее решение Ялтинской конференции: «Мы полны решимости… изъять или уничтожить всё германское военное оборудование, ликвидировать или взять под контроль всю германскую промышленность, которая могла бы быть использована для военного производства». Программу военно-экономического разоружения Германии подтвердила и уточнила Потсдамская конференция. Она запрещала производство любого вида вооружений, всё промышленное производство ограничивалось уровнем послевоенных мирных потребностей немцев, одобренным союзниками. Все остальные производственные мощности подлежали изъятию в качестве репараций или уничтожению.

По данным Контрольного совета, военно-экономический потенциал Германии насчитывал 1251 военное предприятие, в том числе в американской зоне – 141, в английской – 348, во французской – 73, в советской – 689. Советская сторона дала исчерпывающие данные о количестве предприятий военной промышленности в своей зоне и характере производства на них. Союзники же занизили данные по своим зонам оккупации, «потеряв» при подсчётах как минимум 454 военных завода. Кроме того, они умышленно не включили в списки предприятий, представленных к репарациям, свыше 200 заводов. 

Поставленные советскими представителями перед неопровержимыми фактами союзники вынуждены были частично признать «ошибки» при подсчетах и объявить о переводе ряда заводов в разряд подлежащих репарациям или перепрофилировании их на выпуск мирной продукции. 

Как и в случае с затянувшимся разоружением взятых в плен немецких частей, саботирование союзниками решений о военно-экономическом разоружении Германии не было спонтанным. Этому предшествовала большая работа. Так, весной 1947 г. в США был опубликован доклад президенту Г. Трумэну, подготовленный одним из его предшественников Г. Гувером, который по поручению правительства США обследовал западные оккупационные зоны. В докладе предлагалось прекратить в западных зонах демонтаж военных предприятий, провести там сепаратную денежную реформу, вернуть к управлению экономикой немецких руководителей промышленности военного времени. В политическом плане предлагалось сформировать в западных зонах немецкое правительство и заключить с ним сепаратный мирный договор. 

Такого рода шаги означали прямой разрыв с Потсдамом и отказ США, Великобритании и Франции от сохранения единого германского государства. Итогом стало образование вскоре на немецкой земле двух самостоятельных государств. 

* * *

Между фактическим отказом США и Великобритании от военно-экономического разоружения побеждённой Германии в соответствии с решениями Ялтинской и Потсдамской конференций и сегодняшней поддержкой Западом неонацистского режима на Украине - прямая связь. Как тогда, так и сейчас, англо-американская верхушка готова на сотрудничество с кем угодно, лишь бы это приближало к решению главной и давнишней стратегической задачи англосаксов – сокрушению России.