Грустное «дело» белорусских журналистов: казнить нельзя помиловать

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В эволюции российско-белорусских отношений апрель стал важным месяцем: состоялась встреча Владимира Путина и Александра Лукашенко в Санкт-Петербурге; хозяйственные споры между сторонами урегулированы; Лукашенко вернулся на заседания Высшего совета Евразийского экономического союза, участвовал в неформальной встрече глав государств - членов ОДКБ. Попытки белорусской оппозиции помайданить пресечены, Лукашенко заявил, что украинский сценарий в Беларуси не пройдёт. Одно только остаётся неизменным – арестованные в конце прошлого года белорусские публицисты Юрий Павловец, Сергей Шиптенко и Юрий Алимкин продолжают находиться за решёткой. 

В начале апреля срок их ареста был продлён на два месяца. А 15 марта Следственный комитет РБ подтвердил запрос к РФ о задержании шеф-редактора информационного агентства REGNUM Юрия Баранчика. Его задержали в Москве, но через 72 часа выпустили по подписку о невыезде. Баранчик попросил политического убежища в России.

Всех четверых в Белоруссии подозревают в разжигании национальной розни. Как сказала глава белорусского Министерства информации Лилия Ананич, статьи авторов REGNUM были направлены для анализа в республиканскую экспертную комиссию, и она подтвердила наличие признаков проявления экстремизма в части разжигания национальной и социальной розни, после чего Следственный комитет открыл уголовное дело по 130-й статье УК Республики Беларусь. А начальник отдела информации и общественных связей СК Белоруссии Сергей Кабакович дополнил: следствие трактует действия журналистов как совершенные группой лиц по единому умыслу. Из-за этого им может грозить до 12 лет заключения. Не шутка.

Белорусские оппозиционеры радостно потирали руки: в «деле колумнистов» фигурируют исключительно последовательные сторонники сближения Беларуси с Россией и участия Беларуси в процессах евразийской интеграции. Это единственное, что их объединяет. Раздавались предположения, что эти аресты нужны были Лукашенко исключительно в качестве козыря в переговорах с Москвой по экономическим вопросам. Если задумка была, действительно, такова, то она не сработала – посол России в Белоруссии Александр Суриков заявил, что он считает арестованных авторов ИА REGNUM «радикальными журналистами», статьи которых «вбивали клин» в отношения двух стран. Эту позицию Сурикова поддержала официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. «Наш посол в Белоруссии дал развернутый комментарий по поводу истории с задержанием белорусских граждан Юрия Павловца, Дмитрия Алимкина и Сергея Шиптенко. Они действительно сотрудничали и работали с российскими изданиями, в частности с агентством REGNUM. Поэтому посол высказал нашу российскую точку зрения на этот вопрос. Я хотела бы сказать, что мы разделяем то, что было сказано послом. Употребление таких слов, как «недонарод» или «недогосударство» в отношении Белоруссии и белорусов – конечно, недопустимо», – прокомментировала она слова Сурикова. Холодная реакция Москвы означала, что в России не собираются рассматривать историю с арестами авторов REGNUM в качестве предмета для торга в хозяйственных спорах.

Теперь, когда хозяйственные конфликты урегулированы, разговоры о «козырях» в переговорах Минска и Москвы и вовсе утихли. Однако Павловец, Шиптенко и Алимкин остаются в застенках, а «дело колумнистов» продолжает жить своей самостоятельной жизнью. Поскольку аресты были проведены с большим шумом в белорусских СМИ, Лукашенко оказался в ситуации «казнить нельзя помиловать». И «казнить» совершенно не за что (тем более что слова о «недогосударстве» и ненужности белорусского языка, которые пришили всем арестованным, принадлежат перу одного автора – Дмитрия Алимкина, ни Юрий Павловец, ни Сергей Шиптенко ничего подобного никогда не говорили и не писали), и «помиловать» не получается – слишком многие из окружения белорусского президента вовлечены в эту историю.

Вот, например, газета «Советская Белоруссия». Авторитетная газета, в республике популярная. Она сразу же после декабрьских арестов 2016 года разразилась разгромной статьёй в адрес задержанных журналистов «Поймали на слове». Самое удивительное состоит в том, что доцент Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники Юрий Павловец, который ни в одной своей статье не допустил «оскорбительных выпадов в адрес белорусского народа, его истории, языка, культуры» и не ставил под сомнение суверенитет РБ (именно в этом его обвинила «Советская Белоруссия»), размашисто сравнивается в газете с «пропагандистами Геббельса и палачами концлагерей в Озаричах, Тростенце, Бухенвальде, Освенциме». Каков накал!  А страсть редактора какова! Как после этого «помиловать», даже если Юрий Павловец (как и Сергей Шиптенко) не писал того, что ему пытаются вменить?

Создаётся стойкое впечатление, что неосторожные и действительно оскорбительные для белорусского государства слова одного из троих авторов – Алимкина – были использованы для того, чтобы «пристегнуть» к ним других авторов и искать «единый умысел» (которого не было и быть не могло). И если уж «Советская Белоруссия» с таким пылом принялась клеймить невиновных, восполняя отсутствие фактов эмоциями, где гарантия, что и белорусский президент не был дезинформирован людьми, которым во что бы то ни стало потребовалось засадить за решётку Павловца и Шиптенко? Ведь никаких цитат из статей их авторства, которые свидетельствовали бы о «разжигании национальной розни»,  никто никогда так и не привёл -  ни «Советская Белоруссия», ни другие обличители.

Отыграть ситуацию назад с каждым днём всё тяжелее, ведь тогда придётся признавать, что слишком многие были неправы. А пока «дело колумнистов» куда-то движется, всё остаётся как есть: «казнить нельзя помиловать». И людей продолжают держать в заключении.

Сидящий в следственном изоляторе Юрий Павловец собирается защищать своё имя – он намерен подать иск в суд к газете «Советская Белоруссия». Редакция не опубликовала в установленный законом срок опровержение вымыслов, содержавшихся в статье «Поймали на слове», и абсолютно недопустимых сравнений журналиста с нацистскими преступниками, а также приписок – цитат, которые не принадлежат Павловцу. Однако газета вместо того, чтобы признать вину и принести извинения, прислала жене журналиста – Любови Павловец – письмо, уведомляющее о нежелании вести диалог по поводу публикации опровержения. Руководство «СБ» пообещало вернуться к истории с арестами журналистов не ранее как «после разрешения уголовного дела по существу». То есть если решено «казнить» – будет один разговор, если решат «помиловать» – другой. А установление истины – дело десятое.

К несчастью, чрезмерная ретивость обличителей в «деле колумнистов» сыграла злую шутку с Юрием Павловцом и Сергеем Шиптенко: целому ряду людей не нужен и даже опасен вариант «помиловать», ведь тогда придётся отвечать и за ложь, и за допущенную по отношению к людям несправедливость.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться