«Трампу ещё рано опускать большой палец ноги в ближневосточные воды»

«Главное, что он здесь был»…

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В том, что содержание первой зарубежной  поездки  президента США Дональда Трампа  продиктовано  внутриполитической повесткой дня, нет ничего удивительного. Уже по ближневосточной части этого турне стало ясно, что президент устраивает большое шоу, которое должно продемонстрировать, что лозунг «Сделаем Америку снова великой» появился не случайно, и именно он, Трамп¸ будет тем, кто этот лозунг воплотит в жизнь.

Для шоу подобран соответствующий антураж. Уже в  Эр-Рияде  Трамп подписал громкую  сделку    о продаже Саудовской Аравии оружия на 110 миллиардов  долларов (что беспрецедентно), там же было предусмотрено   взрывное наращивание объёмов закупок с перспективой в ближайшие 10 лет поставить саудитам оружия ещё на 350 миллиардов долларов.

Там же  американский президент  подписал с лидерами аравийских монархий (Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия)  меморандум о взаимопонимании  в деле  создания Центра по борьбе с  финансированием терроризма. А на  второй день визита  в Эр-Рияд состоялся саммит 55 глав арабских и мусульманских государств, на котором Трамп выступил с  напыщенной речью, объявив, что  цель США «сформировать коалицию народов,  разделяющих общую цель – искоренить терроризм и дать нашим детям надежду на будущее».

В этой речи  американский президент изобразил Иран источниками мирового терроризма, а президента Сирии – преступником. «Иран поставляет оружие и тренирует боевиков, которые распространяют разрушение и хаос. Иранский режим несет ответственность за нестабильность, с которой столкнулся регион в Ливане, Ираке, Йемене и, очевидно, в Сирии. Пока иранский режим не выразит намерение быть партнером для (установления) мира, все страны и народы должны совместными усилиями изолировать Иран», - заявил Трамп. И далее: «Асад при поддержке Ирана совершил невообразимые преступления, и США предприняли решительные меры в качестве ответа на применение режимом Асада запрещенного химического оружия, запустив 59 ракет по сирийскому аэродрому, откуда была начата эта атака». 

С этим пафосом Трамп перелетел на следующий день в Израиль, где продолжил  выступать в стиле высокой политики. Его  показное братание  с израильскими лидерам и посещение иудейских святынь тоже можно отнести к разряду шоу, так как реальных политических   результатов  в Израиле  достигнуто не было. Хотя в Тель-Авиве на них явно рассчитывали. 

Перед визитом Трампа израильское правительство  пошло на отдельные  уступки  Палестинской автономии в области трансграничного передвижения людей и процессе оформления разрешения на строительство индустриальных объектов.   Видимо, израильтяне надеялись, что Трамп подтвердит свою поддержку  политики заселения  палестинских территорий. Как-никак  под давлением администрации Обамы Израиль был вынужден «пятиться»  с этих территорий.  Однако к  разочарованию Нетаньяху Трамп от  вопроса  ушёл, а взамен заверил израильскую сторону в том, что  «Иран никогда не будет иметь ядерного оружия».      

В  стараниях подчеркнуть  свою неразрывную  связь с Израилем  Трамп  даже  посетил Стену плача  в Восточном Иерусалиме,   считающимся по международному праву оккупированной территорией  и   оставил в ней записку по примеру правоверных иудеев. Это сразу вызвало  волну насмешек в социальных сетях и подпортило пафосную тональность  визита.  Пользователи сетей стали состязаться в предположениях о том, какое пожелание оставил в своей записке  американский президент; первое место в этом конкурсе заняла записка  следующего содержания:  «Ты такая большая, хочу такую  же  у себя дома» (имеется в виду стена на границе с  Мексикой).

Ещe менее впечатляющей  была встреча  Дональда Трампа с  президентом Государства Палестины Махмудом Аббасом в Вифлееме.  Американский   президент не привёз на эту встречу ничего, кроме «твёрдой решимости» покончить с застарелым конфликтом, на что палестинский президент вежливо ответил ему «искренней благодарностью».

Шоу явно не задалось. Мировые СМИ перестали писать о нём уже на второй день, и причина  в том, что первые шаги Трампа за рубежом в качестве президента не стали свидетельством его политической дальновидности.

Важнейшее «достижение» поездки -  новый альянс с Саудовской Аравией,    вызывает  больше осуждения, чем  одобрения, в первую очередь в Европе.  Всё-таки это королевство широко известно своим диктаторским режимом и многочисленными  нарушениями прав человека.  Ещё более  сомнительна попытка Трампа «сблизить» Израиль  и Саудовскую Аравию в  их противостоянии Ирану.  Да, оба эти государства враждебны Ирану, ну и что?  С Израилем у  КСА нет дипломатических отношений, и  саудиты никогда не рассматривали еврейское государство как партнёра в своей  региональной политике.

Эр-Рияд пошёл навстречу   Трампу в оружейной сделке, чтобы увеличить свой удельный вес на Ближнем Востоке (место партнёра Америки №1  занято Израилем), но сама сделка вызывает много вопросов. Оппоненты Трампа сразу заговорили о том, что он  бросил кость американским   военно-промышленным корпорациям: дескать, вот вам  лакомый кусок, зарабатывайте, только оставьте меня в покое. Оставят ли?

И что даст  новый приток оружия в регион?  Все понимают, что это оружие ещё больше разожжёт костёр войны в Йемене. Как съязвил министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф, новая американская внешняя политика на Ближнем Востоке обернулась дойкой  саудитов на миллиарды долларов.

Казалось бы, мировые СМИ должны были понести как сенсацию принятое на арабо-исламо-американском саммите решение о формировании нового воинского контингента численностью 34 тыс. человек для участия в войне против терроризма. Тоже нет. А что шуметь, если в случае с уже  существующей международной коалицией под  руководством США, которая  вроде как воюет  с «Исламским государством» (ИГ)  в Ираке, все видят, что гора родила мышь?  

Наконец, серьёзную озабоченность вызывает то, что Трамп, дебютируя в Эр-Рияде,   представил    Иран  источником террористического зла. Правда, мир уже начинает привыкать к тому, что сказанное  Трампом вчера не обязательно подтвердится сегодня.  Любопытное обстоятельство. А вытекает из него то, что в слова Трампа перестают верить, хотя ему и хочется выглядеть человеком, который всегда верит в самого себя.  Как  почувствовал редактор ВВС  Джереми Боуэн, «Трамп   верит, что он  является величайшим  деловым человеком  мира».

Главное впечатление от первой, ближневосточной части зарубежного турне Трампа – несоответствие  представлений американского президента о сложности этого мира. Внешняя политика Трампа пока делает только первые, неумелые шаги,  а его визит на Ближний Восток выглядел в основном церемониальным.

Дональду Трампу как  начинающему президенту, по замечанию  одного комментатора, пока рановато опускать большой палец ноги в ближневосточные воды.  Ещё проще, с присущей им прямолинейностью, высказались об этой поездке немцы: «Главное, что он здесь был».