Зарубежное турне Трампа: туман в отношении Саудовской Аравии рассеивается

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Первое зарубежное турне Дональда Трампа в качестве президента США включает посещение им Саудовской Аравии, Израиля, Палестины, Италии, Ватикана, Бельгии и снова Италии. В Брюсселе Трамп будет встречаться с руководителями стран - членов ЕС и НАТО. В конечной точке путешествия – Сицилии – американскому президенту предстоит участвовать в заседании G7, где будут присутствовать все лидеры «семёрки». В общей сложности за время этого вояжа Трампу предстоит встретиться с лидерами примерно 80 стран. 

В кругу сопровождающих Трампа в поездке лишь самые близкие и надёжные люди. В частности, глава Госдепа Рекс Тиллерсон, супруга Меланья, дочь Иванка и зять Джаред Кушнер (он же старший советник президента). Силовики из президентского окружения будут появляться в ходе турне лишь эпизодически. Так, глава Пентагона по прозвищу Бешеный Пёс Джеймс Мэттис приедет в Брюссель на саммит НАТО, а помощник по национальной безопасности Герберт Макмастер - на саммит G7 в Таормине на Сицилии. Облегчённый состав свиты Трампа некоторые комментаторы объясняют тем, что президент попытался освободиться в зарубежном турне от растущего прессинга со стороны его окружения. 

Первый пункт программы зарубежного турне Трампа (посещение Саудовской Аравии 20-21 мая) уже выполнен. То, что первой страной, которую посетил американский президент после своей инаугурации, стала Саудовская Аравия, – факт знаменательный. Такого в истории США раньше не было. Чаще всего новоизбранные американские президенты наносили первые зарубежные визиты в соседние Канаду или Мексику. Иногда в Европу. 

Выбор Саудовской Аравии тем более сенсационен, что на протяжении всего прошлого года отношения Вашингтона с Эр-Риядом оставались напряжёнными. Когда, например, в апреле 2016 года Саудовскую Аравию посетил Барак Обама, ему был оказан демонстративно холодный приём. И вот неожиданный разворот. В ходе визита Трамп встретился с королем Саудовской Аравии Салманом ибн Абдул-Азизом аль-Саудом и рядом высокопоставленных чиновников, а на второй день принял участие в Арабском исламском саммите, ядром которого стали представители Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия). Заседание проводилось в расширенном составе с приглашением лидеров многих других арабских стран (всего на форуме были представлены более полусотни государств). 

 На встречах в Эр-Рияде обсуждались три ключевых вопроса. 

Первый вопрос – формально борьба с терроризмом. Американский президент призвал мусульманские страны взять на себя часть бремени борьбы с экстремизмом и терроризмом. А под прикрытием общих фраз прозвучали очень конкретные, жёсткие предложения. Суть предложений – формирование регионального блока, направленного против Ирана и Сирии. Причём блока не только политического, но и военного. Известно, что Вашингтон бездоказательно обвиняет Исламскую Республику Иран в пособничестве терроризму. По сути, Иран объявлен противником США со всеми отсюда вытекающими последствиями. Оплотом борьбы с «иранским злом» в глазах стратегов Белого дома должны стать Саудовская Аравия и Израиль. 

Практическим результатом встречи лидеров аравийских монархий и президента США стала договорённость по созданию совместного Центра по борьбе с финансированием терроризма (ЦБФТ). В задачи этой структуры войдёт «выявление информации о финансовых сетях экстремистов», «координация усилий по их ликвидации», «поддержка стран региона, которые нуждаются в помощи в деле создания потенциала для противодействия финансированию терроризма».

На арабо-исламо-американском саммите главы государств и правительств 55 стран поддержали операцию международной антитеррористической коалиции во главе с США в Сирии и Ираке (принято решение о формировании воинского контингента численностью 34 тыс. человек). Витала в воздухе и идея создания «арабского НАТО»; решено, что штаб-квартира такого альянса, буде он появится, разместится в Эр-Рияде. 

Второй вопрос – поставки американского оружия Саудовской Аравии. Белый дом сделал официальное заявление сенсационного характера: в Эр-Рияде достигнуто соглашение о продаже саудовцам оружия на сумму 110 млрд. долл. Соглашений такого калибра Вашингтон не заключал никогда. Чтобы понять масштаб сделки, приведу некоторые цифры. За период 2011-2015 гг. США продали за рубеж различных вооружений на сумму 46,4 миллиарда долларов, что составило практически треть от общего объема международного рынка вооружений (32,8%). В указанный период Саудовская Аравия была главным импортёром оружия (почти исключительно американского), закупки его составили 4,57 миллиарда долларов, т. е. в среднем на год меньше миллиарда. А в субботу Трамп обещал саудовскому королю поставки оружия, общий объём которых более чем в 100 (сто!) раз превышает среднегодовой объём поставок в последние годы. И это ещё не всё: якобы готовится соглашение о дополнительных поставках на суммы, сопоставимые с суммой соглашения, подписанного 20 мая. Номенклатура поставок полностью не раскрывается. Агентство Reuters сообщило, что пакет контрактов предполагает продажу 150 американских вертолётов Black Hawk на сумму 6 млрд. долл. Би-би-си называет такие позиции контрактов, как танки, артиллерия, противоракетные комплексы Patriot и THAAD. Американские СМИ признают, что запланированные поставки Саудовской Аравии высокоточного оружия, а также военных морских судов призваны сдерживать растущее иранское влияние в Персидском заливе и Красном море. 

Примечательно, что в своё время администрация Барака Обамы заморозила поставку высокоточного оружия Эр-Рияду, так как опасалась, что оно может быть использовано против мирного населения в Йемене. 20 мая тысячи демонстрантов вышли на улицы столицы Йемена Саны в знак протеста против визита Трампа в Саудовскую Аравию и заключения сделки по поставке вооружения Эр-Рияду. Массовые митинги прошли под лозунгом «Нет американскому терроризму в Йемене».

В заявлении представителя Белого дома по поводу военной сделки с Эр-Риядом отмечается, что «этот пакет… расширяет возможности для американских компаний в регионе и поддерживает создание десятков тысяч новых рабочих мест в военно-промышленном комплексе США». 

Третий вопрос – инвестиционное и экономическое сотрудничество США и Саудовской Аравии. Напомню, что на протяжении десятилетий американцы были крупнейшим покупателем саудовской нефти, уплачивая за чёрное золото зелёной бумагой (долларами). Полученные доллары возвращались в США в виде депозитных счетов в американских банках и ценных бумаг, которые эмитировались в Америке. Среди них – акции и облигации американских банков и корпораций, а также долговые бумаги американского казначейства. В 2015-2016 гг. эта устоявшаяся модель начала рушиться. Причиной этому стал американский закон JASTA. Этот закон, официально направленный против «спонсоров терроризма», предоставил американским физическим и юридическим лицам право подавать в американские суды исковые заявления с требованиями компенсаций от государств-спонсоров терроризма. Закон был заточен против Саудовской Аравии, которую Вашингтон считал главным спонсором террористической операции 11 сентября 2001 года. После принятия закона Эр-Рияд выразил свой протест и заявил, что планирует изъять из США свои активы на сумму, превышающую 700 млрд. долл. 

И вот – чудесная метаморфоза: Вашингтон вроде бы воспринимает теперь Эр-Рияд уже не как спонсора терроризма, а как «оплот в борьбе с терроризмом». О законе JASTA во время пребывания Трампа в Саудовской Аравии никто не вспоминал. Равно как никто не вспоминал об угрозе отзыва из Америки саудовских миллиардов. 20-21 мая саудовцы подписали соглашения как минимум с десятью американскими компаниями. Соглашения предусматривают открытие новых заводов в интересах диверсификации саудовской экономики, которая сегодня на 90% формируется за счёт добычи и продажи нефти. Большая часть контрактов с саудовской стороны заключена государственной нефтяной компанией Saudi Aramco. 

В Эр-Рияде прекрасно понимают, что эра дорогой нефти прошла и больше не вернётся. Дефициты бюджета Саудовской Аравии в предыдущие два года были гигантскими (почти по 100 млрд. долл. в год) и закрывались за счёт международных резервов. Внешние заимствования в виде размещения долговых бумаг на мировых финансовых рынках были не особенно успешными. И власти Саудовской Аравии, наконец, заявили о возможности приватизации Aramco. Эта государственная компания носит закрытый характер, она не котируется на биржах. По экспертным оценкам, её рыночная стоимость составляет 2 трлн. долл. (самая дорогая нефтяная компания в мире). Незадолго до визита Трампа Эр-Рияд заявил о планах приватизации 5% Aramco, рассчитывая получить за эту долю не менее 100 млрд. долл. В долгосрочной перспективе приватизации могут подвергнуться 49% капитала саудовской нефтяной компании. Судя по всему, американские корпорации хотели бы быть главными бенефициарами приватизации Aramco. Президент Дональд Трамп им в этом поможет. Да и нынешний государственный секретарь США Рекс Тиллерсон знает толк в нефтяном бизнесе.

Фото: Vocativ