Грядёт ли второе освобождение Одессы?

80 лет назад, во время Великой Отечественной, ее спасли от ига нацистов. Сейчас город снова стонет под их игом

Вечером 9 апреля 1944 года части Красной армии освободили северные кварталы Одессы. Тяжёлые бои шли всю ночь, с рассветом нового дня они переместились в центр города. Вскоре командир 248-й дивизии полковник Николай Галай с группой автоматчиков водрузил красное знамя над Оперным театром.

К десяти часам утра 10 апреля Одесса перешла под полный контроль войск 3-го Украинского фронта, войск, которыми командовал уроженец города Родион Малиновский. На освобождение старинной русской вотчины Москва салютовала залпами из 324 артиллерийских орудий. 

Избавление от вражеского гнета произошло в юбилейный год основания Одессы, заложенной на месте татарского поселения Хаджибей и названной в честь античного города Одессос. По этому поводу в 1794 году был выпущен рескрипт императрицы Екатерины II.

…«Ещё стелется над Одессой черный дым пожарищ, но город ликует, город празднует свое освобождение, – писали корреспонденты «Правды» Д. Акульшин и В. Куприн. – Жители горячо приветствуют своих освободителей – бойцов и офицеров Красной армии. Трогательные встречи, радостные восклицания. И рядом с радостью – темная тень пережитого за эти страшные месяцы, долгие месяцы румыно-немецкого ига…

Сейчас весь этот кошмар позади. Одесса возвращается к жизни. горожане организовали тушение пожаров, охрану предприятий, складов. Истребительные отряды вооруженных жителей патрулируют по городу, стоят на постах дружинники. Детвора и женщины помогают вылавливать не успевших убежать немцев и румын…»

Одесса – прекрасная, неповторимая. И героическая: в 1941 году город 73 дня отбивал бешеные атаки немцев и румын. Когда силы его защитников иссякли, а укрепления были разрушены вражеской артиллерией, Греческую, Болгарскую, Испанскую, Итальянскую, Еврейскую и прочие улицы наводнили серо-зеленые и черные мундиры оккупантов. Они шли дальше, разрезая город трассами бронемашин и танков, глядя исподлобья, стуча коваными сапогами по Арнаутской, Славянской, Бессарабской, Молдаванке. Ласковое одесское солнце померкло – его заслонили мерзкие полотнища со свастикой. 

Началась 903-дневная оккупация Одессы – жуткая, с грабежами, убийствами, облавами. Сначала немцев тут почти не было, властвовали их союзники. Румынский аналог гестапо – румынская сигуранца безжалостно расправлялась с коммунистами и евреями. Количество расстрелянных, повешенных, не выдержавших истязаний исчислялось сотнями тысяч. 

Для оккупантов, их пособников, бандитов, воров, шулеров житье было привольное – с шумом кабаре, музыкой ресторанов и кафе, бурлением рынков. На площадях извивались в танцах румыны в расшитых нарядах, на стадионе парка имени Шевченко украинцы и немцы играли в футбол. В городе пел Петр Лещенко. Улицу Карла Маркса переименовали в Hitlerstrasse. 

Однако темной порой Одесса резко менялась. Стихал смех чужаков, исчезали их улыбки. Они тряслись от страха, завидев тени вооруженных людей. Это были истинные хозяева города – подпольщики, которые внезапно появлялись из мрака катакомб, разбросанных по всему городу. Они мстили врагам и, сделав свое дело, исчезали…

В апреле 1944 года Илья Эренбург писал: «Напрасно Гитлер сообщает, что "дожди и таяние снегов" остановили Красную Армию. Нас не остановят ни дожди, ни фрицы, ни сводки Гитлера. Мы вышли в путь. Мы прошли от Волги до Серета. Мы пойдём дальше».

Устремились на ненавистных врагов пехотинцы, осененные красными знаменами, помчались грозные танки. Ринулись вперед кавалеристы – тогда еще воевали, да лихо, как встарь, эскадроны всадников. Затмили небо краснозвездные самолеты.

«Вся Одесская операция вошла в историю как одна из блестящих по отлично налаженному в ней взаимодействию крупных войсковых объединений 3-го Украинского фронта, – писал в своих мемуарах «От Сталинграда до Берлина» маршал Василий Чуйков. – Несколько армий действовали в одном ритме, в одном темпе, каждая на своем участке решая свою задачу». Военачальник отмечал, что «призыв «Впереди Одесса!» творил чудеса, шли по пояс в грязи, по грудь в ледяной воде…»

Тысячи воинов Красной армии отдали свои жизни за освобождение старинного русского города. Вечная слава героям, спящим вечным сном в городском мемориале на Аллее Славы…

«Над морем, над портом, закрытым пеленой тумана, всходило веселое, яркое весеннее солнце, – писали корреспонденты «Известий» В. Кирсанов и В. Собко. – Одесситы вышли из домов. Все уцелевшие от немецкой пули, спасшиеся от угона в Германию, бросились навстречу красноармейцам. Неожиданно появились старые дворники. При немцах и румынах они не работали, а теперь вышли с метлами, скребками, лопатами почистить, умыть, убрать Одессу. Группы молодых парней сбивают со столбов румынские надписи. На Дерибасовской зазвучала песня. Одесса пробуждалась после долгого, кошмарного, всеизнуряющего сна».

* * *

Со дня освобождения города в Великой Отечественной прошло восемь десятилетий. Но, к несчастью, Одесса снова стонет под пятой нацистов, на сей раз украинских. Они занимаются грабежами, оскверняют память, разрушают памятники. Снесена краса и гордость города – монумент его основателям: Екатерине II и ее сподвижникам  Иосифу Дерибасу, Платону Зубову, Францу де Воллану и Григорию Потемкину.

Нацисты устраивают в Одессе шабаши, творят бесчинства. В мае 2014 года они совершили поджог Дома профсоюзов, в котором находились сторонники пророссийского движения «Куликово поле». Одни сгорели заживо, другие, пытаясь спастись, получили тяжелые увечья и погибли. Других варвары добивали дубинками, железными прутьями и цепями.  Однако никто из виновников преступления так и не был наказан. 

…В 1942 году диктатор Йон Антонеску приехал в Одессу и, увидев ее, обомлел. Он назвал город «жемчужиной румынской короны» и жаждал включить в состав «Великой Румынии». Но мечты обернулись разгромом несостоявшейся империи. Однако сейчас румыны снова положили глаз на бесценную Одессу, опять хотят изрядно поживиться. Да и другие «цивилизованные» европейцы не отрывают от нее алчного взгляда.

Старинный русский город нынче живет в тревоге, смятении. Стонет, дышит тяжко, с надрывом. Одесса ждет русскую армию. И она неминуемо придет, потребует суровый ответ у нацистов и их пособников за свои злодеяния.