Перейти к основному содержанию

Сепаратисты Воеводины и ЕС готовят раздел Сербии. На очереди другие страны

В мае 2010 г. Венгрия приняла закон о двойном гражданстве для венгров из соседних стран. Закон вступает в силу с 1 января 2011 г. Действием закона будут охвачены 3,5 млн. венгров, проживающих в Румынии, Словакии, Сербии, Хорватии, Украине и Австрии... В Воеводине уже сформированы группы политических активистов, готовые по сигналу из Будапешта и при поддержке властей ЕС осуществить план выхода этого края из состава Сербии...  

Докладчик Европарламента по Сербии Елко Кацин ещё в конце октября 2010 г. выразил волю Брюсселя по вопросу о евроинтеграции Сербии и «проблеме Воеводины». Он заявил, что Сербия должна быть готова к выполнению тяжелых домашних заданий, которые задаст ей Еврокомиссия, - реформа системы правосудия, предоставление большей свободы СМИ и решение проблемы Воеводины. По мере продвижения к заветной цели «домашние задания» Евросоюза будут становиться ещё более тяжелыми - и все для того, чтобы «усилить проевропейские силы». Самое трудное, по словам Кацина, предстоит в конце - генеральная проверка готовности Сербии принять евроинтеграцию должна показать наличие «прорыва в сознании».

Как известно, Брюссель выдвигает два основных условия принятия Сербии в члены Евросоюза. Первое и главное условие – выдача на судебную расправу Ратко Младича и Горанана Хаджича; второе, определяемое как «условие всех условий», - раздел Сербии на несколько еврорегионов. Елко Кацин призвал также сербское руководство «улучшить отношения Белграда и Приштины, Белграда и Сараево, Белграда и Нови Сада» (1). Обращает на себя внимание логический ряд, в котором Воеводина противопоставляется Сербии. Создается впечатление, будто речь идет о двух государствах: 25 из 27 государств-членов ЕС признают Косово независимым государством, БиГ таковым является, и присутствие в этом ряду Нови Сада носит характер открытой демонстрации тезиса, что в перспективе (видимо, недалекой) Нови Сад должен, подобно Приштине и Сараево, стать столицей независимого государства.

Обоснование дальнейшего расчленения Сербии воеводинские сепаратисты и их международные покровители выводят из заключений Международной конференции по бывшей Югославии (МКБЮ, конец августа 1992 г., Лондон). Тогда была принята декларация, в которой значилось: «Все участники должны выполнить взятые на себя обязательства. Особенно Сербия и Черногория... Они обязались прекратить интервенцию на границе с Боснией и Герцеговиной… Гражданам Косово и Воеводины вернуть все гражданские и конституционные права и гарантировать соблюдение гражданских прав жителям Санджака». То есть линии разлома Сербии были обозначены в Лондоне еще тогда, в 1992 году. В противном случае, угрожали участники МКБЮ (среди них были Генеральный секретарь ООН, представители пяти постоянных членов СБ ООН, 12 членов Европейского сообщества, СР Югославии и 4 бывших югославских республик, соседних стран, Канады, Японии, Турции, Саудовской Аравии, СБСЕ, ОИК и Международного красного креста), СБ ООН применит жесткие санкции, которые приведут к полной изоляции Сербии и Черногории (2). Таким образом, МКБЮ в обход действующих конституционных норм Сербии постановила, что Косово и Воеводина, так же как и шесть остальных югославских республик, являются конститутивными частями югославского федерализма.

Далее указанные шесть республик стали самостоятельными государствами, Косово при всемерной западной поддержке  борется теперь уже за укрепление своей независимости, а на очереди – Воеводина и Санджак.

Общим для сепаратизмов косовского, воеводинского и санджакского типов является насаждаемый Западом метод применения двойных стандартов. Так, другие международные соглашения, в частности даже решения комиссии Бадинтера от 1992 г. (по которым за федеративными республиками бывшей СФРЮ признавался суверенитет, а в качестве международных границ признавались внутренние административные границы на момент распада), отвергаются. Вопрос о Воеводине объявляется до сих пор не решенным. Из возможных вариантов решения предлагаются три: «внутрисербский вариант» - предоставление существенной автономии; раздел – присоединение северной части Воеводины (где в большинстве проживают венгры) к Венгрии; и преобладающий вариант – отделение всей Воеводины как заключительный аккорд в распаде бывшей Югославии. При этом даются обещания «соблюдать права меньшинств» (3).

Апеллируя к формуле «примат прав человека над суверенитетом государства» и отталкиваясь от решений МКБЮ, сепаратисты заявляют: Сербия фактически является федерацией, в которой Воеводина обладает конституционным субъективитетом; гражданам Воеводины следует вернуть их конституционные права (это означает придание Воеводины статуса федеративной единицы, федеральной республики, входящей в состав Республики Сербии). Обратим внимание, что в случае Воеводины, в отличие от Санджака, речь не идет об автономии, а о «праве» Воеводины на самоопределение, отделение и независимость (4).

Сербия, по утверждениям воеводинских сепаратистов, не выполнила «главные договорные условия», обозначенные в декларативный характер формуле Резолюции Воеводинской скупщины «О присоединении к Королевству Сербии» (КСХС) от 25 ноября 1918 г., гарантирующей Воеводине «свободу, равноправие и прогресс». Сербия, мол, дважды нарушила взятые на себя обязательства при Слободане Милошевиче, который в 1988 г. «нарушил Конституцию 1974 г.», отменив автономию Воеводины, и с принятием Конституции 2006 г., по которой Воеводина стала «подчиненным субъектом». Апологетов сепаратизма не удовлетворяет ни принятый в 2009 г. Статут Воеводины, ни даже возможность возвращения к положению 1974 года. Сепаратисты хотят большего и в этом имеют прямую поддержку Евросоюза. Так, во второй половине 2011 года предполагается открытие специальной канцелярии Воеводины в Брюсселе, а «наполнение автономии» содержанием будут контролировать уполномоченные представители Европарламента. Реально это будет означать, как в Санджаке и на юге Сербии, увеличение доли представителей национальных меньшинств в полиции и органах правосудия. Курс на это взял Ш.Егереши, председатель Скупщина Воеводины.

Препятствием к децентрализации и регионализации Сербии является ее Конституция 2006 года, которую призывают как можно скорее ликвидировать, вероятно, после проведения досрочных выборов. Обоснованием выдвигается неясный и далекий от сути вопроса тезис – «забота о гражданах Сербии», «которые в повседневной жизни сталкиваются с трудностями, поскольку действующая Конституция не позволяет им управлять собственной жизнью». Препятствием для «лучшей, качественной, жизни» объявляется наличие централизованной государственной власти. А залогом успеха – появление третьего, регионального, уровня власти наряду с центральной и локальной, которая должна стать альтернативой «столкновению интересов центральной и локальной властей» (5).

Подготовка общественного мнения должна вступить в новую фазу с открытием дебатов по обсуждению проекта Платформы объединенных регионов Сербии, выдвинутого партией Объединенных регионов Сербии (ОРС) во главе с М.Динкичем. Проект предполагает разделение Сербии на семь областей, создание Вече регионов (35 членов), уменьшение числа депутатов сербской Скупщины до 200 человек и переход на комбинированную избирательную систему, которая уже существует в Воеводине. Активную поддержку ОРС получают со стороны официального Белграда, по решению которого 26 марта 2009 г. была создана Канцелярия Национального совета по децентрализации Республики Сербии. В задачи Совета входит выработка «Стратегии децентрализации [читай: расчленения. – А.Ф.]» страны, а главой Совета назначен не кто иной, как Н.Чанак, любящий эпатировать публику «выпуском» венгерских паспортов, лозунгом «Срем-Хорватия» и изданием в Сербии газеты «Децентрализатор».

Венгерские сепаратисты в Воеводине пользуются полной поддержкой своего естественного, «кровного» союзника – Венгрии. Прямо покровительствует им и Брюссель, действуя, в частности, через Фонд «Европейские дела». Фонд финансирует Программу трансграничного сотрудничества Сербия - Венгрия, в которую вложено более 12 миллионов евро. Параллельно лоббируется проект «Дунайская стратегия развития», кульминацией которого должно стать формирование Дунайского макрорегиона. Таковы перспективы эволюции «воеводинского вопроса».

В мае 2010 г. Венгрия приняла закон о двойном гражданстве для венгров из соседних стран. Закон вступает в силу с 1 января 2011 г. Действием закона будут охвачены 3,5 млн. венгров, проживающих в Румынии, Словакии, Сербии, Хорватии, Украине и Австрии.

Лидер Союза венгров Воеводины Иштван Пастор лукаво отрицает политическую значимость данной меры, но одна из соседних с Венгрией стран – Словакия – уже прореагировала на это законотворчество очень резко: закон подвергся жесткой критике вплоть до обещания лишить словацких венгров, принявших венгерское гражданство, словацкого гражданства (6).

В Воеводине уже сформированы группы политических активистов, готовые по сигналу из Будапешта и при поддержке властей ЕС осуществить план выхода этого края из состава Сербии.Однако надеждам на то, что «регионализация» страны, покончив с «атавизмами суверенитета», принесёт сербам кусок «большого европейского пирога», не суждено сбыться. Об этом говорят резкие диспропорции развития стран и регионов в самом Евросоюзе – достаточно взглянуть на примеры Валлонии и Фландрии, Севера и Юга Италии и т.д. В случае Сербии искусственно созданный «еврорегион» будет культивировать столь же искусственную «региональную идентичность» с передачей функций власти и управления наднациональным брюссельским институтам.

______________________________ 

(1) http://www.slobodnavojvodina.org/index.php?option=com_content&view=arti…

(2) http://www.slobodnavojvodina.org/index.php?option=com_content&view=arti…

(3) http://www.slobodnavojvodina.org/index.php?option=com_content&view=arti…

(4) http://www.slobodnavojvodina.org/index.php?option=com_content&view=arti…

(5) http://www.nspm.rs/hronika/vladimir-ilic-donosenje-novog-ustava-prvi-za…

(6) http://www.rtv.rs/sr_lat/vojvodina/od-madjarskog-pasosa-samo-emotivna-k…

Оцените статью
0.0