Сепаратисты Воеводины и ЕС готовят раздел Сербии. На очереди другие страны

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Докладчик Европарламента по Сербии Елко Кацин ещё в конце октября 2010 г. выразил волю Брюсселя по вопросу о евроинтеграции Сербии и «проблеме Воеводины». Он заявил, что Сербия должна быть готова к выполнению тяжелых домашних заданий, которые задаст ей Еврокомиссия, - реформа системы правосудия, предоставление большей свободы СМИ и решение проблемы Воеводины. По мере продвижения к заветной цели «домашние задания» Евросоюза будут становиться ещё более тяжелыми - и все для того, чтобы «усилить проевропейские силы». Самое трудное, по словам Кацина, предстоит в конце - генеральная проверка готовности Сербии принять евроинтеграцию должна показать наличие «прорыва в сознании».

Как известно, Брюссель выдвигает два основных условия принятия Сербии в члены Евросоюза. Первое и главное условие – выдача на судебную расправу Ратко Младича и Горанана Хаджича; второе, определяемое как «условие всех условий», - раздел Сербии на несколько еврорегионов. Елко Кацин призвал также сербское руководство «улучшить отношения Белграда и Приштины, Белграда и Сараево, Белграда и Нови Сада» (1). Обращает на себя внимание логический ряд, в котором Воеводина противопоставляется Сербии. Создается впечатление, будто речь идет о двух государствах: 25 из 27 государств-членов ЕС признают Косово независимым государством, БиГ таковым является, и присутствие в этом ряду Нови Сада носит характер открытой демонстрации тезиса, что в перспективе (видимо, недалекой) Нови Сад должен, подобно Приштине и Сараево, стать столицей независимого государства.

Обоснование дальнейшего расчленения Сербии воеводинские сепаратисты и их международные покровители выводят из заключений Международной конференции по бывшей Югославии (МКБЮ, конец августа 1992 г., Лондон). Тогда была принята декларация, в которой значилось: «Все участники должны выполнить взятые на себя обязательства. Особенно Сербия и Черногория... Они обязались прекратить интервенцию на границе с Боснией и Герцеговиной… Гражданам Косово и Воеводины вернуть все гражданские и конституционные права и гарантировать соблюдение гражданских прав жителям Санджака». То есть линии разлома Сербии были обозначены в Лондоне еще тогда, в 1992 году. В противном случае, угрожали участники МКБЮ (среди них были Генеральный секретарь ООН, представители пяти постоянных членов СБ ООН, 12 членов Европейского сообщества, СР Югославии и 4 бывших югославских республик, соседних стран, Канады, Японии, Турции, Саудовской Аравии, СБСЕ, ОИК и Международного красного креста), СБ ООН применит жесткие санкции, которые приведут к полной изоляции Сербии и Черногории (2). Таким образом, МКБЮ в обход действующих конституционных норм Сербии постановила, что Косово и Воеводина, так же как и шесть остальных югославских республик, являются конститутивными частями югославского федерализма.

Далее указанные шесть республик стали самостоятельными государствами, Косово при всемерной западной поддержке  борется теперь уже за укрепление своей независимости, а на очереди – Воеводина и Санджак.

Общим для сепаратизмов косовского, воеводинского и санджакского типов является насаждаемый Западом метод применения двойных стандартов. Так, другие международные соглашения, в частности даже решения комиссии Бадинтера от 1992 г. (по которым за федеративными республиками бывшей СФРЮ признавался суверенитет, а в качестве международных границ признавались внутренние административные границы на момент распада), отвергаются. Вопрос о Воеводине объявляется до сих пор не решенным. Из возможных вариантов решения предлагаются три: «внутрисербский вариант» - предоставление существенной автономии; раздел – присоединение северной части Воеводины (где в большинстве проживают венгры) к Венгрии; и преобладающий вариант – отделение всей Воеводины как заключительный аккорд в распаде бывшей Югославии. При этом даются обещания «соблюдать права меньшинств» (3).

Апеллируя к формуле «примат прав человека над суверенитетом государства» и отталкиваясь от решений МКБЮ, сепаратисты заявляют: Сербия фактически является федерацией, в которой Воеводина обладает конституционным субъективитетом; гражданам Воеводины следует вернуть их конституционные права (это означает придание Воеводины статуса федеративной единицы, федеральной республики, входящей в состав Республики Сербии). Обратим внимание, что в случае Воеводины, в отличие от Санджака, речь не идет об автономии, а о «праве» Воеводины на самоопределение, отделение и независимость (4).

Сербия, по утверждениям воеводинских сепаратистов, не выполнила «главные договорные условия», обозначенные в декларативный характер формуле Резолюции Воеводинской скупщины «О присоединении к Королевству Сербии» (КСХС) от 25 ноября 1918 г., гарантирующей Воеводине «свободу, равноправие и прогресс». Сербия, мол, дважды нарушила взятые на себя обязательства при Слободане Милошевиче, который в 1988 г. «нарушил Конституцию 1974 г.», отменив автономию Воеводины, и с принятием Конституции 2006 г., по которой Воеводина стала «подчиненным субъектом». Апологетов сепаратизма не удовлетворяет ни принятый в 2009 г. Статут Воеводины, ни даже возможность возвращения к положению 1974 года. Сепаратисты хотят большего и в этом имеют прямую поддержку Евросоюза. Так, во второй половине 2011 года предполагается открытие специальной канцелярии Воеводины в Брюсселе, а «наполнение автономии» содержанием будут контролировать уполномоченные представители Европарламента. Реально это будет означать, как в Санджаке и на юге Сербии, увеличение доли представителей национальных меньшинств в полиции и органах правосудия. Курс на это взял Ш.Егереши, председатель Скупщина Воеводины.

Препятствием к децентрализации и регионализации Сербии является ее Конституция 2006 года, которую призывают как можно скорее ликвидировать, вероятно, после проведения досрочных выборов. Обоснованием выдвигается неясный и далекий от сути вопроса тезис – «забота о гражданах Сербии», «которые в повседневной жизни сталкиваются с трудностями, поскольку действующая Конституция не позволяет им управлять собственной жизнью». Препятствием для «лучшей, качественной, жизни» объявляется наличие централизованной государственной власти. А залогом успеха – появление третьего, регионального, уровня власти наряду с центральной и локальной, которая должна стать альтернативой «столкновению интересов центральной и локальной властей» (5).

Подготовка общественного мнения должна вступить в новую фазу с открытием дебатов по обсуждению проекта Платформы объединенных регионов Сербии, выдвинутого партией Объединенных регионов Сербии (ОРС) во главе с М.Динкичем. Проект предполагает разделение Сербии на семь областей, создание Вече регионов (35 членов), уменьшение числа депутатов сербской Скупщины до 200 человек и переход на комбинированную избирательную систему, которая уже существует в Воеводине. Активную поддержку ОРС получают со стороны официального Белграда, по решению которого 26 марта 2009 г. была создана Канцелярия Национального совета по децентрализации Республики Сербии. В задачи Совета входит выработка «Стратегии децентрализации [читай: расчленения. – А.Ф.]» страны, а главой Совета назначен не кто иной, как Н.Чанак, любящий эпатировать публику «выпуском» венгерских паспортов, лозунгом «Срем-Хорватия» и изданием в Сербии газеты «Децентрализатор».

Венгерские сепаратисты в Воеводине пользуются полной поддержкой своего естественного, «кровного» союзника – Венгрии. Прямо покровительствует им и Брюссель, действуя, в частности, через Фонд «Европейские дела». Фонд финансирует Программу трансграничного сотрудничества Сербия - Венгрия, в которую вложено более 12 миллионов евро. Параллельно лоббируется проект «Дунайская стратегия развития», кульминацией которого должно стать формирование Дунайского макрорегиона. Таковы перспективы эволюции «воеводинского вопроса».

В мае 2010 г. Венгрия приняла закон о двойном гражданстве для венгров из соседних стран. Закон вступает в силу с 1 января 2011 г. Действием закона будут охвачены 3,5 млн. венгров, проживающих в Румынии, Словакии, Сербии, Хорватии, Украине и Австрии.

Лидер Союза венгров Воеводины Иштван Пастор лукаво отрицает политическую значимость данной меры, но одна из соседних с Венгрией стран – Словакия – уже прореагировала на это законотворчество очень резко: закон подвергся жесткой критике вплоть до обещания лишить словацких венгров, принявших венгерское гражданство, словацкого гражданства (6).

В Воеводине уже сформированы группы политических активистов, готовые по сигналу из Будапешта и при поддержке властей ЕС осуществить план выхода этого края из состава Сербии.Однако надеждам на то, что «регионализация» страны, покончив с «атавизмами суверенитета», принесёт сербам кусок «большого европейского пирога», не суждено сбыться. Об этом говорят резкие диспропорции развития стран и регионов в самом Евросоюзе – достаточно взглянуть на примеры Валлонии и Фландрии, Севера и Юга Италии и т.д. В случае Сербии искусственно созданный «еврорегион» будет культивировать столь же искусственную «региональную идентичность» с передачей функций власти и управления наднациональным брюссельским институтам.

______________________________ 

(1) http://www.slobodnavojvodina.org/index.php?option=com_content&view=arti…

(2) http://www.slobodnavojvodina.org/index.php?option=com_content&view=arti…

(3) http://www.slobodnavojvodina.org/index.php?option=com_content&view=arti…

(4) http://www.slobodnavojvodina.org/index.php?option=com_content&view=arti…

(5) http://www.nspm.rs/hronika/vladimir-ilic-donosenje-novog-ustava-prvi-za…

(6) http://www.rtv.rs/sr_lat/vojvodina/od-madjarskog-pasosa-samo-emotivna-k…