НАТО апробирует «косовскую модель» для Ливии и Сирии

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Начавшиеся 23 мая в акватории Средиземного моря многонациональные маневры вооруженных сил США, НАТО и стран-партеров из Южной Европы и Северной Африки под кодовым названием «Феникс Экспресс» преследуют две цели: политическую – продемонстрировать сплоченность альянса перед лицом опасности кризиса в его рядах и сбоев в проведении военно-воздушной операции против Ливии; военную – отрепетировать высадку десантов  в будущей войне на суше не только в Ливии, но и в Сирии…

В Брюсселе уверяют, что  «Феникс Экспресс» - это рутинные манёвры, направленные на совершенствование «взаимодействия ВМС государств-участников» при проведении совместных операций по обеспечению безопасности в Средиземноморье. Однако факты говорят о другом: речь идет о разработке алгоритма военных действий уже не только в Ливии, но и в Сирии.  В ходе маневров «Феникс Экспресс» отрабатывается  обмен информацией об обстановке на море, в том числе с береговым центром и системой автоматизированной идентификации целей (AIS), совершенствуются возможности проведения «миротворческих операций» на выбранном объекте.

Программа манёвров полностью соответствует новой Стратегической концепции Североатлантического альянса, согласно которой НАТО  должна обладать «уникальным и  мощным набором политических и военных возможностей, чтобы иметь дело с полным спектром кризисов – до, во время и после конфликтов». «НАТО будет активно применять необходимое сочетание подобных политических и военных средств для того, чтобы помогать управлять развитием кризисов, которые потенциально способны влиять на безопасность Альянса», - говорится в этом документе.

Учитывая скорость, с какой волна беспорядков и нестабильности катится по периметру Средиземноморья, Ливия, Сирия, а затем, возможно, Иран, Алжир и некоторые другие государства предназначены стать первыми районами апробации новой Стратегической концепции НАТО в боевых условиях [1]. Успех в этом деле помимо прочего приблизит осуществление планов неоконсервативного лобби в США по окончательному  устранению от участия в международных делах ООН.

Уже мало сомнений в том, что именно Дамаску уготовано стать следующей мишенью бомбардировок НАТО после Триполи. «Я думаю, будет честным сказать, что мы собираемся призвать сирийское правительство к ответственности. То, что сейчас происходит, сама хроника событий, является, в общем, проявлением нашей работы…» -  этими словами Хиллари Клинтон фактически признала факт прямого вмешательства США в развитие событий в Сирии.

Публично сделанные недавно Бараком Обамой оценки «арабской весны» призваны придать новый импульс антиправительственным выступлениям в Ливии и Сирии. «Наш сигнал прост: если вы берете на себя риски и обязательства по проведению реформ, вы получите полную поддержку Соединенных Штатов», - заявил Обама. А заявление главы Белого дома о том, что «Каддафи неизбежно уйдет или будет отстранен от власти» - намек на то, какую судьбу готовят Башару Асаду. Согласованное 23 мая Советом Европейского союза на уровне министров иностранных дел решение внести Башара Асада в «санкционный список» ЕС прояснило также и позицию Брюсселя в этом вопросе.

 Тем не менее положение дел в Северной Африке и на Ближнем Востока много сложнее, чем это представляется центрам принятия решений в Вашингтоне и Брюсселе.  Об этом в своём последнем докладе по Ливии прямо говорит уже и «Международная кризисная группа»: «...предположение о том, что время играет на стороне оппозиции,  что режим вскоре исчерпает боеприпасы, топливо или деньги (либо будет свергнут в результате дворцового переворота), похоже, вытесняет желание подумать о проведении серьезной политики».

В этих условиях руководство НАТО вынуждено маневрировать - держать «про запас» применительно к Ливии, как заявил председатель Военного комитета НАТО адмирал Джампаоло ди Паола, «100 или 1000 гипотетических сценариев». Пусть их на самом деле не 100 и не 1000, однако один из сценариев - размещение на территории некоторых арабских государств многонациональных сухопутных контингентов под флагом НАТО по балканскому образцу [2], к чему склоняются в Вашингтоне и Брюсселе.

В отличие от Боснии и Герцеговины, Косова и Македонии, в случае с Ливией и Сирией реализация таких планов облегчается наличием  у этих государств выхода к морю. Необходимо лишь отработать взаимодействие в ходе высадки десантов с находящихся в Средиземноморском море кораблей – что и предстоит участникам маневров «Феникс Экспресс».

________________________________________________________________________________________________________

[1] http://www.nato.int/lisbon2010/strategic-concept-2010-eng.pdf

[2] Commentary: Libya overshadowed by "Kosovo model" - http://www.strategic-culture.org/news/2011/05/23/commentary-libya-overshadowed-by-kosovo-model.html

Петр ИСКЕНДЕРОВ - старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук, международный обозреватель радиостанции «Голос России»