Перейти к основному содержанию

Российско-северокорейское сближение и цели Запада в отношении КНДР

Россия, как и Китай, подтвердила, что политику изоляции КНДР она не поддерживает, что она против расширительного толкования и применения санкций СБ ООН, направленных на ограничение военных, прежде всего ракетно-ядерных программ, северян.  В России считают, что ограничения не должны затрагивать гражданский сектор экономики. Исходя из этого, а также своих национальных интересов, связанных с развитием регионального сотрудничества в Восточной Азии, Москва решительно развернулась лицом к своему соседу к югу от реки  Туманган…

Мир пытается осмыслить новый прорыв в отношениях между Москвой и Пхеньяном, сопровождаемый заметной активизацией сотрудничества по всем линиям. Импульс процессу дал саммит руководителей двух стран 24 августа 2011 г.

Итоги встречи в Улан-Удэ показали, что в центре внимания обоих руководителей - поиск путей урегулирования ядерной проблемы Корейского полуострова, и здесь был достигнут серьёзный прогресс. Ким Чен Ир лично подтвердил, что КНДР не только готова вернуться в шестисторонние переговоры, но и стремится к тому, чтобы они начались как можно скорее и без предварительных условий.

Другим «прорывным» результатом саммита стало решение лидеров двух стран форсировать строительство газопровода из России в Южную Корею через КНДР.

Реакция некоторых партнёров Москвы и Пхеньяна по «шестёрке» на сближение России и КНДР оказалась довольно неожиданной. Из большого пакета двусторонних договорённостей, достигнутых Москвой и Пхеньяном в последнее время, они, похоже, заметили только одно – соглашение о проведении в 2012 г. учения ВМС двух стран по спасению потерпевших бедствие на море, подписанное в августе с.г.  во время визита в КНДР военной делегации во главе с командующим Восточным военным округом адмиралом Константином Сиденко.

То, что главная цель, провозглашённая 5-ю участниками шестисторонних переговоров в Пекине, после того как Пхеньян вышёл из этих переговоров в апреле 2009 г., – вернуть КНДР в переговорный процесс, – усилиями российской дипломатии (а также на предшествующих этапах - китайской) достигнута и теперь слово за Вашингтоном, Сеулом и Токио, в этих столицах предпочли не заметить.

Зато государственный департамент США выразил озабоченность развитием контактов РФ и КНДР в оборонной сфере, подчеркнув, что «любое сближение с Северной Кореей не должно ослаблять чёткий сигнал обеспокоенности международного сообщества военными программами Севера и необходимости для Пхеньяна вернуться в шестисторонние переговоры».

Политические комментаторы пошли дальше – стали интерпретировать готовность Москвы впервые в истории современной России провести совместные военные манёвры с КНДР как шаг, способный привести к новой «холодной войне» в Северо-Восточной Азии, как попытку нейтрализовать «влияние США, Южной Кореи и Японии на Корейском полуострове».

В отношении же КНДР и самой «шестёрки» в этих комментариях продолжают выдвигаться старые, многократно отвергнутые Пхеньяном требования выполнить предварительные условия с тем, чтобы подтвердить серьёзность намерений вступить в  переговоры. И на состоявшихся 21 сентября 2011 г. межмидовских  консультациях Севера и Юга  Кореи в Пекине  представители РК вновь выступили со старых,  несостоятельных  позиций, настаивая на предварительных условиях. Не удивительно, что это не приблизило начало возобновления шестисторонних  переговоров.

Западные аналитики умудряются не замечать, с одной стороны,  того, что планируемые единичные, малоформатные учения ВМС РФ и КНДР будут посвящены спасению терпящих бедствие на море и будут проводиться без  применения вооружений, то есть речь идёт о  гуманитарной операции. С другой стороны,  за рамками их внимания остаются регулярные крупномасштабные американо-южнокорейские военные манёвры, которые проводятся практически в режиме «нон-стоп», часто в непосредственной близости от границ КНДР, с привлечением десятков, а то и сотен тысяч военнослужащих и массированным использованием боевого оружия, включая артиллерию и ракеты. Весьма сложно понять логику, по которой в первом случае локальное учение кораблей России и КНДР с не боевыми  задачами подрывает стабильность на Корейском полуострове, а во втором – многократно превосходящие их по масштабу и частоте военные игрища вооружённых сил США и РК, ставшие в прошлом году  одной из главных  причин прямых боестолкновений Севера и Юга, региональную безопасность укрепляют.

Ещё больше удивляет то, что среди определённых влиятельных кругов Японии, РК даже планы  активизировать строительство газопровода, о которых говорилось на саммите в Улан-Удэ,  были восприняты с  неудовольствием. Как ни странно, но данный проект, воплощающий идею многостороннего экономического сотрудничества, некоторыми был отнесён к категории, осложняющих перспективы регионального сотрудничества.

Анализ такой реакции Запада на безусловно позитивные с точки зрения поиска путей урегулирования ядерной проблемы Корейского полуострова, результаты встречи Д. Медведева и Ким Чен Ира в Улан-Удэ заставляет задуматься: а какие же цели в отношении КНДР преследует Запад на самом деле? Давно  существует аксиома: если задачей является обеспечение нераспространения оружия массового поражения, необходимо всеми возможными средствами вовлекать «проблемные» государства в процесс сотрудничества, поощрять и поддерживать переговорные механизмы. Если же цель заключается в смене режима в данном государстве, то тогда, конечно, нужны не переговоры и политика вовлечения (engagement), а, напротив, – курс на усиление давления, изоляцию и «удушение» оппонента.

Реакция Запада на недвусмысленный сигнал из Улан-Удэ перезапустить «шестёрку» показывает, что декларированная приверженность скорейшему возобновлению шестисторонних переговоров остаётся риторикой, а на деле Запад по-прежнему держится «скрытой повестки» - свержения власти в КНДР. А раз задача стоит так, всё, что может Северную Корею укрепить, в том числе вовлечение её в переговоры и многосторонние экономические проекты, только мешает.

Как долго этот подход, выстроенный на нереалистичных ожиданиях  крушения Северной Кореи и беспредметных надеждах на её внутреннюю неустойчивость, будет сохраняться, покажет время. Думаем – уже ближайшее время. Во всяком случае, объём и острота критики в адрес правительств США, РК со стороны экспертов и общественности этих стран, убедившихся в абсолютной бесплодности и опасности  такого подхода, постоянно нарастает.

Россия, как и Китай, подтвердила, что политику изоляции КНДР она не поддерживает, что она против расширительного толкования и применения санкций СБ ООН, направленных на ограничение военных, прежде всего ракетно-ядерных, программ северян.  В России считают, что ограничения не должны затрагивать гражданский сектор экономики. Исходя из этого, а также своих национальных интересов, связанных с развитием регионального сотрудничества в Восточной Азии, Москва решительно развернулась лицом к своему соседу к югу от реки  Туманган…
_____________

Александр ВОРОНЦОВ - заведующий отделом Кореи и Монголии Института востоковедения РАН.



 

Оцените статью
0.0