Медведев в Улан-Удэ и денуклеаризация Корейского полуострова

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Визит Ким Чен Ира в Россию и его блиц-встреча с президентом Д.А.Медведевым в Улан-Удэ продолжают вызывать повышенный интерес в политических кругах. Это первая поездка северокорейского лидера в нашу страну с 2002 года. То, что подготовка к ней велась в обстановке строжайшей секретности, а о результатах известно предельно мало, лишь усиливает интригу. В ходе встречи с журналистами российский президент, подводя итоги переговорам, в общем плане упомянул, что участники беседы прошлись по всем существенным вопросам: двусторонней повестке, многосторонним, региональным проблемам безопасности, включая корейскую ядерную проблему и денуклеаризацию Корейского полуострова.

Отсутствие обстоятельной информации создает почву для спекуляций. Подавляющая часть западных и российских либеральных СМИ уверенно придерживаются мнения, что российскому руководству вообще не следовало бы иметь дело с «нерукопожатным» и своенравным лидером деспотического режима, а сам факт общения с последним способен лишь негативно сказаться на международном имидже Москвы. Сопоставляя Северную Корею с Ливией или Сирией, ряд политологов сходятся во мнении, что если «заигрывание» с «тираническими арабскими государствами» было хоть в какой-то степени оправданно, учитывая выгоды от поставок вооружений и участия в освоении нефтяных месторождений, то начавшийся флирт с Пхеньяном, у которого заведомо нет ничего «за душой», выглядит странным и нелогичным.  
Что на это ответить? Масштабы российско-северокорейского экономического сотрудничества по сравнению с другими азиатскими партнерами России действительно выглядят незначительными, а объемы взаимной торговли не превышают 100 млн. долл. в год. Ограниченность экспортных возможностей и валютных ресурсов Пхеньяна, находящегося в стороне от мировых процессов, не позволяют надеяться на то, что положение дел здесь сможет существенно улучшиться.

 КНДР - своеобразная, сложная, не всегда понятная страна. Но вместе с тем она является близким соседом России, к которой северокорейцы относятся весьма неплохо и даже с симпатией. Этот настрой характерен и для большей части элиты, и для подавляющего большинства рядовых корейцев, которые не считают, что в их отношениях с Россией есть серьезные нерешенные проблемы.

Что касается значимости Северной Кореи для РФ в долгосрочной перспективе, то эта страна в силу целого ряда причин, в числе которых ракетно-ядерный фактор, состояние межкорейского диалога и американо-северокорейских отношений, оказывает самое серьезное воздействие на международный климат в Северо-Восточной Азии. Для России же, стремящейся играть более активную политическую и экономическую роль в делах этого региона, непростая ситуация на Корейском полуострове – вопрос, который напрямую затрагивает её стратегические интересы и её национальную безопасность. Чтобы эффективно отстаивать свои интересы, проводить политику разрядки на полуострове, Москве необходимо поддерживать политический диалог и располагать доверительными каналами общения с двумя корейскими сторонами – и с Республикой Корея, и с КНДР. Именно этого Москва и добивается.

Кстати, миф о «непредсказуемости» и «иррационализме» Ким Чен Ира - не более чем расхожее клише западной пропаганды, которая не хочет понять мотивов «эпатажного» поведения Пхеньяна. Все последние шаги северокорейского руководства укладываются в русло определенной логики, быть может, весьма жесткой и непривычной с позиций западного либерального менталитета, но всецело объяснимой. После распада Советского Союза осуществляемая Пхеньяном ядерная программа, как бы это ни сказывалось на глобальном режиме нераспространения, остается единственной надежной гарантией того, что Северная Корея не повторит судьбу многих государств, начиная с Югославии и кончая Ливией, избранных Западом в качестве мишеней…

Судя по всему, саммит в Улан-Удэ стал важным этапом диалога между Москвой и Пхеньяном с целью разблокирования переговорного процесса по проблеме ядерного урегулирования в Корее, прерванного в конце 2008 года.  Российская сторона, обеспокоенная возможными негативными последствиями этой ситуации, с начала года предпринимала активные дипломатические шаги, призванные наметить выход из тупика. В значительной мере благодаря усилиям Москвы Северная Корея еще в марте 2011 года объявила о готовности вернуться за стол шестисторонних переговоров без предварительных условий. Теперь же по итогам августовской встречи на высшем уровне руководитель КНДР, согласно информации пресс-службы Кремля, подкрепил это решение намерением уже в ходе многосторонних переговоров «ввести мораторий на производство ядерных материалов и испытаний». Пока, правда, не вполне понятно идет ли речь о безусловном обещании, которое будет выполнено автоматически, или же северокорейцы пойдут на уступки лишь в случае встречных шагов со стороны других партнеров. Однако как бы то ни было, мягкая, но настойчивая дипломатия Москвы даёт более весомую отдачу, склоняя Пхеньян к гибкости, чем линия на жесткое давление, проводимая США и Южной Кореей.

Нынешний российско-северокорейский саммит - не изолированное событие, а кульминация процесса последовательного наращивания  в последние месяцы объёма и уровня двустороннего сотрудничества. В те же дни, когда лидер КНДР путешествовал по России, в Пхеньяне находились две высокопоставленные делегации РФ. Возглавляемая министром регионального развития В.Ф. Басаргиным внушительная команда представителей большинства министерств и ведомств экономического блока, а также ведущих компаний (ГАЗПРОМ,  ИНТЕР РАО ЕЭС,  РЖД и др.) вместе с корейскими коллегами успешно провела пятое заседание Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между РФ и КНДР (22-26 августа 2011 г.). Был достигнут прогресс на многих направлениях, но, видимо, главное – на переговорах по урегулированию задолженности КНДР перед СССР. Появилась реальная перспектива того, что это препятствие, крайне затруднявшее нормальное двустороннее экономическое взаимодействие в течение последних двадцати лет, будет в скором времени устранено. Заседанию межправительственной комиссии предшествовало решение РФ предоставить КНДР 50 тысяч тонн пшеницы в качестве продовольственной помощи. Одновременно  военная делегация, возглавляемая командующим Восточным военным округом адмиралом Константином Сиденко, обсудила планы развития военного и военно-морского сотрудничества двух стран, возможности проведения совместных маневров по поиску и спасению кораблей, терпящих бедствие в открытом море, учений гуманитарной направленности и договорилась об обмене в ближайшее время дружественными визитами кораблей ВМФ России и ВМС Корейской народной армии.

Новый интерес к Северной Корее, проявившийся в ходе прошедшего саммита, определенно был вызван планами строительства транскорейского газопровода от границы с Россией для поставок значительных объемов газа (не менее 10 млрд. кубометров ежегодно) в Южную Корею. Идея эта далеко не новая и обсуждалась между тремя партнерами, начиная, по крайней мере, с 2009 года, но на том этапе далее общих дебатов дело не пошло, прежде всего, из-за вспышек конфронтации в межкорейских отношениях и обострения напряженности на Корейском полуострове.

В нынешнем году Пхеньян и Сеул, преодолев колебания, почти одновременно высказались в пользу своего участия в этом многообещающем проекте. Об официальном согласии руководства РК заявил министр иностранных дел Ким Сон Хван, посетивший Москву в начале августа. И вот теперь Д.А.Медведев и Ким Чен Ир, похоже, в свою очередь официально санкционировали эту «сделку века». Конечно, пока это лишь политическое решение и его практическая реализация потребует колоссальной работы в двустороннием и в трехстороннем формате.

 Очевидно одно: без нормального сотрудничества между Пхеньяном и Сеулом дело никуда не сдвинется, а вот будут ли они готовы к такой совместной работе, покажет лишь время.  Воодушевляет четкое понимание всеми сторонами того, что успешная реализация проекта обернется весомыми выгодами для каждой из них, а кроме того будет способствовать общей стабилизации обстановки на Корейском полуострове, в чем заинтересованы все. Для Москвы помимо прочего это уникальный шанс укрепить свое присутствие на Корейском полуострове, способствовать как доброжелательный сосед  межкорейскому примирению.

Итак, российско-северокорейский саммит состоялся и, судя по всему, оказался весьма полезным. Саммит показал, что российская политика на Корейском полуострове динамична, располагает запасом идей, а главное – имеет два самостоятельных вектора, что придает ей необходимую устойчивость и ощущение перспективы.

На высшем уровне подтверждена преемственность дружественной, добрососедской российской политики в отношении КНДР.  И если после первой встречи с Ким Чен Иром в июле 2000  президент РФ В.В. Путин  увидел в лидере КНДР «совершенно современного человека», то в 2011 году президент Д. А.  Медведев подчеркивает: «У меня вполне позитивные ощущения от встречи, она была откровенной, содержательной, очень многоаспектной».
 

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться