Перейти к основному содержанию

Тень Чикаго (II)

Джастин Раймондо сравнил НАТО с осьминогом, который присасывается своими щупальцами к любому конфликту, интернационализируя старые племенные распри и раздувая незначительные пограничные столкновения до уровня международных кризисов. В новой Стратегической концепции НАТО альянс практически закрепил за собой «право» вступать в произвольные коалиции и осуществлять интервенцию в любой точке земного шара. Новая доктрина НАТО (DDPR), которую представят в Чикаго, нацелена на то, чтобы вынудить Россию на дальнейшие уступки в сокращении её стратегического и тактического ядерного оружия и закрепить за НАТО «право» на «превентивное» вмешательства в дела любого государства под предлогом «сдерживания» неназываемого врага.

Часть I

Для протестующих американцев главное в критике НАТО – нарушение их прав и свобод. Среди аргументов, выдвигаемых американскими противниками НАТО, преобладает мысль о том, что сам формат решения международных проблем узкими закрытыми клубами не только нарушает государственный суверенитет США, но и аморален, антинароден, недемократичен по существу. 

Аргументация протестующих проста: увеличивая расходы на существование НАТО (доля США в военных расходах альянса - более 40 процентов), американцы сталкиваются с новым сокращением государственных расходов на образование, здравоохранение, создание рабочих мест. С какой стати им платить по чужим счетам? Зачем терять близких в войнах, которые несут Америке одни убытки? Для американцев к тому же пример «превентивной» расправы с мирным населением за рубежом под флагом концепции «Ответственность защитить» – грозное предостережение насчёт того, что нечто подобное «многонациональные силы» могут испробовать и на протестующих Америки. Чикагские активисты уже провели у штаб-квартиры НАТО в Брюсселе акцию под лозугом «Ответственность защитить мирное население от НАТО и G8».

«НАТО - новый Священный союз» - так озаглавил свою хлесткую антинатовскую колонку Джастин Раймондо. Когда предложение об «интернациональной армии», пишет он, еще только обсуждалось, Chicago Tribune МакКормика провидчески сравнило идею Североатлантического союза со Священным союзом, созданным европейскими монархами после победы над Наполеоном в 1815 году якобы для защиты «христианских принципов», но превратившимся в предприятие по возврату утраченных колоний и в инструмент защиты от собственных народов. Сегодняшняя Америка, пишет Раймондо, сама стоит во главе нового Священного союза: «От протестующих отгородятся войсками на улице и снайперами на крышах. Конечно, все надеются, что протесты будут мирными, но власти делают это сложным, если не невозможным, устанавливая драконовские запреты на почти все формы протеста».

Американский колумнист возмущается и тем, что недавнее соглашение с афганским президентом Хамидом Карзаем, подписанное президентом Бараком Обамой в Кабуле, будет одной из главных тем обсуждения на Чикагском саммите. «Кто-нибудь, кроме меня считает странным, - задается он вопросом, - что администрация подаст соглашение на одобрение НАТО до того, как представит его на рассмотрение в Сенат США?... Я подозреваю, что полковник МакКормик тоже нашел бы это странным, но он умер в 1955 году, а его предостережения насчет «неразборчивого интернационализма», осмеянные и левыми и правыми как «изоляционизм», канули в лету и вряд ли будут вытащены на свет антинатовскими протестующими...»

Хлёсткие вопросы, которые ставит Раймондо, - из числа самых животрепещущих в числе предлагаемых злобой дня. Эти вопросы вот-вот возьмут за живое не только тех, кто выходит сегодня с протестами на улицы Америки и Европы. 

Не замеченные прессой, прошли неформальные слушания по повестке дня Чикагского саммита НАТО в подкомитете по Европе и Азии Комитета по международным делам Конгресса США. Из выступавших перед конгрессменами наиболее подготовленными выглядели заместитель помощника госсекретаря США Тина Кайданау (Tina Kaidanow) и эксперт Центра Маргарет Тэтчер при Heritage Foundation Люк Коффи (Luke Coffey) (1). Представительница Госдепа, обрисовав в радужных тонах победоносное шествие НАТО по миру, назвала основные темы, которые будут обсуждаться на саммите в Чикаго . Кроме решения «афганской проблемы», к приоритетам саммита отнесены инициатива Андерса Фог Расмуссена «умная оборона» (smart defense), американский четырехфазовый «адаптивный подход» к созданию системы ПРО в Европе, обнародование новой доктрины НАТО по сдерживанию и обороне (DDPR). Буквально одной фразой помощник госсекретаря обмолвилась о том, что, будучи гарантом «коллективной безопасности», НАТО является еще и организацией «кооперативной безопасности». Вот это уже нечто новенькое, что, несомненно, привлечёт обострённое внимание как европейских союзников США по альянсу, так и противников НАТО в Европе.

Загадочную реплику о «кооперативной ответственности» прокомментировал Люк Коффи, по некоторым данным, бывший оперативник ЦРУ, натовский лоббист, успевший к тому же поработать «специальным советником» министра обороны Великобритании. Формула расшифровывается просто: речь идёт об отказе от принципа единогласного принятия решений всеми странами-членами НАТО. По мнению Коффи, предвыборные заботы в США и усилившиеся разногласия с Россией отодвигают принятие формальных решений о дальнейшем расширении НАТО, поэтому следует смелее действовать в рамках других натовских программ. Это, во-первых, программа Средиземноморский диалог (The Mediterranean Dialogue). Запущенная в 1994 году, эта форма сотрудничества стала базисной для взаимоотношений НАТО со странами Средиземноморья. В число партнеров включены семь стран: Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Мавритания, Марокко и Тунис. Напомнил Люк Коффи и о программе Стамбульского сотрудничества (Istanbul Cooperation). Эта инициатива, выдвинутая в 2004 году, определяет отношения НАТО с арабскими государствами Персидского залива. Шесть стран были приглашены к участию в программе, но к настоящему времени только четыре из них – Бахрейн, Катар, ОАЭ и Кувейт стали её участниками. Еще один перспективный формат для «кооперации» в обход принципа консенсуса всех членов НАТО - инициатива «Глобальные партнеры». Эта концепция позволяет НАТО сотрудничать со странами, весьма удаленными от евроатлантической зоны, – такими как Япония, Австралия и Южная Корея. Любая страна, участвующая в одной из этих схем, может также примкнуть к «Индивидуальным и партнерским программам сотрудничества» (IPCP).

«В свете народных восстаний Северной Африки и Ближнего Востока, ядерной угрозы Ирана и недавно проведенной операции НАТО в Ливии, - подчеркивает Люк Коффи, - многие в НАТО решили переставить акценты на работу с региональными партнерами именно на этой периферии». В Чикаго «новой Ливии», видимо, предложат присоединиться к Средиземноморскому диалогу (2)

Джастин Раймондо сравнил НАТО с осьминогом, который присасывается своими щупальцами к любому конфликту, интернационализируя старые племенные распри и раздувая незначительные пограничные столкновения до уровня международных кризисов. В новой Стратегической концепции НАТО альянс практически закрепил за собой «право» вступать в произвольные коалиции и осуществлять интервенцию в любой точке земного шара. Новая доктрина НАТО (DDPR), которую представят в Чикаго, нацелена на то, чтобы вынудить Россию на дальнейшие уступки в сокращении её стратегического и тактического ядерного оружия и закрепить за НАТО «право» на «превентивное» вмешательства в дела любого государства под предлогом «сдерживания» неназываемого врага.

Чикагские протестующие прямо говорят о том, что создаваемая глобальная система противоракетной обороны США/НАТО направлена против России. Свою четкую позицию в отношении планов создания такой системы выразили и российские военные на состоявшейся 3-4 мая в Москве международной конференции по проблемам ПРО. А 15 мая в Москве прошла приуроченная к саммиту НАТО в Чикаго международная конференция «НАТО: мифы и реальность. Уроки для России и мира». Рассматривались цели и задачи, стратегия и тактика, текущие операции и планы альянса. Эксперты, представители органов государственной власти, учёные, журналисты обсудили повестку дня саммита НАТО в Чикаго с точки зрения интересов России и проблем выработки внешнеполитических решений. В рамках конференции состоялись авторские презентации двух книг (давно известных в Европе и США, но на русский язык, увы, переведенных только сейчас): это монография президента Института в поддержку мира и исследований энергии (Швейцария) Даниэля Гансера «Секретные армии НАТО: операция «Гладио» и терроризм в Западной Европе» и исследование профессора Университета Калифорнии в Беркли (США) Питера Дейла Скотта «Наркотики, нефть и война: США в Афганистане, Колумбии и Индокитае». Значительная часть информации, которую излагали выступавшие участники конференции из США, Италии, Швейцарии, Литвы, российской общественности представлена впервые. Что ж, наверное, пора. 

___________________________________

(1) http://foreignaffairs.house.gov/hearings.asp

(2) http://foreignaffairs.house.gov/112/HHRG-112-FA14-WState-CoffeyL-201204…

(3) http://www.nps.edu/Academics/Centers/CCC/Research-Publications/wk_rep_A…

Оцените статью
0.0