Незаконные вооружённые формирования торпедируют переговоры по Сирии в Астане

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Вооружённые группировки сирийской «оппозиции» прекращают подготовку к намеченным на январь мирным переговорам в столице Казахстана, наперебой сообщают многочисленные западные и региональные СМИ со ссылкой на совместное заявление представителей 12 вооружённых формирований.

Главари боевиков из так называемой «сирийской свободной армии» (ССА) утверждают, что они выполняют условия режима прекращения огня, действующего с 30 декабря, в то время как правительственная армия продолжает боевые действия в районах Вади аль-Барди (Вади Барада) и Восточная Гута в окрестностях Дамаска.

Ранее сообщалось о контртеррористической операции Сирийской арабской армии в долине Вади-Барада близ Дамаска с целью возвращения контроля над удерживаемыми террористами водными источниками, питающими более полутора миллионов человек в сирийской столице. Около недели назад «непримиримые» из группировки «Джебхат Фатх аш-Шам» (запрещённая в России террористическая организация «Джебхат ан-Нусра», исключена из режима перемирия) отвергли предложение сирийского командования покинуть окрестности Дамаска и перейти в Идлиб вслед за боевиками из Алеппо.

В декабре террористы вывели из строя и загрязнили трубопровод, по которому вода из долины поступает в Дамаск, что создало угрозу крупномасштабной гуманитарной катастрофы. Удерживая столичный регион в буквальном смысле слова «за горло» и опираясь на внешнюю поддержку (в том числе информационную), бандиты именно так себе «переговоры» и представляют.

В минувшее воскресенье части Сирийской арабской армии при поддержке отрядов шиитских ополченцев вошли в селение Айн-эль-Фиджех, где находится крупнейший резервуар питьевой воды. В ближайшее время планируется освободить соседние селения Басима, Эль-Хусейния и Айн-эль-Ходра, превращённые террористами в укрепрайоны. В район контртеррористической операции переброшены части бригады Сирийской арабской армии «Щит Каламуна».

Одновременно с военным действиями разворачивается гуманитарная операция. По информации телеканала Al Manar, правительственные силы и активисты Сирийского общества Красного Креста обеспечили вывод из оккупированных боевиками районов под Дамаском более 1300 мирных жителей. Все они переместились в центр по приёму беженцев на окраине столицы, где им предоставлено временное жилье, теплые вещи и питание.

2 января информационный бюллетень российского Центра по примирению враждующих сторон на территории Сирийской Арабской Республики сообщил о 34 зафиксированных в течение суток обстрелах со стороны незаконных вооружённых формирований (до половины из них – в провинции Дамаск).

1 января на набережной Тартуса прозвучали два взрыва, погибли двое сирийских военнослужащих, благодаря мужеству которых удалось избежать жертв среди гражданского населения. Сразу после теракта в сети Twitter  в одном аккаунтов, связанных с группировкой  «Ахрар аш-Шам», появилась запись: «Тартус – первый. Завтра – в Москве». Данная группировка первоначально значилась в списке присоединившихся к режиму прекращения боевых действия на всей территории Сирии, но впоследствии принялась открещиваться от всякого участия в мирном процессе. Свою несговорчивость главари «Ахрар аш-Шам» пытаются оправдать нежеланием Москвы исключить из соглашения о прекращении огня удерживаемый боевиками анклав Восточная Гута в провинции Дамаск («Ахрар аш-Шам» действует также и в долине Вади Барада). «Преждевременно говорить о шансах на успех. Русский враг по-прежнему не имеет четкой позиции и повторяет требования режима», – заявил один из главарей группировки Мунир ас-Саял, настаивающий на том, что переговоры бесполезны, если их  целью не является отстранение от власти Башара Асада.

И вот теперь – заявление 12 «умеренных» группировок, реагирующих на неудачи собратьев из «Джебхат ан-Нусры», лишающихся своего основного «козыря» (возможности вывести из строя питьевые источники и водозаборы) под Дамаском. Напомним, ранее «вооружённая оппозиция» принимала на себя обязательства сформировать свою делегацию для  переговоров к 16 января 2017 года. Сами переговоры должны были начаться 23 января при участии представителей ООН. Конечная цель – выработка «дорожный карты» по выводу страны из многолетнего вооружённого конфликта. Ранее представители антиправительственных сил подтвердили свою приверженность политическому урегулированию сирийского кризиса, резолюции Совбеза ООН № 2254 и Женевскому коммюнике 2012 года.

«Не только вооруженная оппозиция, но и сирийские власти обвиняют своих противников в нарушении перемирия, но президент России Владимир Путин сразу сказал, что достигнутое соглашение является очень хрупким. Дальнейшие события покажут, возможна ли встреча в Астане, однако следует помнить, что это далеко не первое соглашение о прекращении огня, и предыдущие зачастую использовались исламистскими группировками для пополнения своих рядов новыми боевиками и вооружением», – напоминает старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов. По его мнению, заявление «сирийской свободной армии» может быть сделано «в интересах Турции, которая открыто поддерживает группировку и не скрывает своего желания свергнуть Асада. В связи с этим ей выгодно не дипломатическое урегулирование конфликта, а дальнейшее усиление подконтрольных себе вооруженных групп».

Не исключено, считает Борис Долгов, что Анкара пытается использовать Россию как инструмент реализации своих интересов в Сирии. «Участие в переговорах группировок вооруженной оппозиции, – говорит он, – невозможно, так как большинство их бойцов являются иностранными наемниками, которые не должны влиять на дальнейшую судьбу Сирии. Если ССА хочет участвовать в переговорах, пусть ее бойцы сложат оружие и пройдут через амнистию».

Не приходится сомневаться также, что спонсоры боевиков сделают всё возможное для дискредитации совместной работы Москвы и Анкары по условному хотя бы отделению готовой прекратить огонь «вооружённой оппозиции» от террористов, борьба с которыми должна быть продолжена.

Соб. корр. ФСК