Меморандум по «зонам деэскалации» в Сирии подписан, но вопросы остаются

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

4 мая в ходе переговоров по сирийскому урегулированию в Астане был согласован и подписан Меморандум о деэскалации в Сирии. Подписи под документом поставили представители стран-гарантов — России, Ирана и Турции.

При этом церемония подписания документа прерывалась криками из лагеря оппозиции. Некоторые её представители покинули зал переговоров, хотя большая часть делегации осталась в зале.

Ранее проект документа оказался в распоряжении газеты «Коммерсант». Из него следует, что гарантами соблюдения режима прекращения огня в Сирии выступают Россия, Турция и Иран, «подтверждающие свою приверженность суверенитету, независимости и территориальной целостности САР».

«Зоны смягчения эскалации» (в арабском варианте), или «зоны деэскалации» (в английском), предлагается, как и упоминалось ранее, создать в провинции Идлиб, к северу от Хомса, в восточной Гуте и на юге Сирии. Иными словами, в районах, контролируемых протурецкими и просаудовскими группировками. Точные координаты этих зон должны быть определены странами-гарантами к 22 мая, для чего в течение пяти дней после подписания меморандума создаётся рабочая группа.

Предполагается, что внутри четырёх указанных территорий будет запрещено применение любых видов оружия, гуманитарным организациям будут созданы все условия для работы, будут приняты меры по восстановлению основных объектов социальной инфраструктуры, водоснабжения и прочих систем жизнеобеспечения. По мнению авторов документа, это создаст предпосылки для нормальной работы местных органов власти и для возвращения беженцев.

Вдоль границ зон деэскалации предполагается создать линии разграничения (согласно документу – зоны безопасности) «для предотвращения обстрелов между конфликтующими сторонами». Там должны появиться блокпосты для прохода граждан без оружия, доставки товаров и гуманитарной помощи.

В зонах безопасности (то есть на линии разграничения) могут быть размещены иностранные воинские контингенты. Из арабского и английского вариантов меморандума не совсем ясно, какими государствами они могут быть представлены. Везде по тексту документа Россия, Турция и Иран именуются «гарантами», а в том месте, где речь идёт о «зонах безопасности», появляется термин «страны-наблюдатели».

Некоторые российские политики поспешили заявить о возможном вводе в «зоны безопасности» частей военной полиции РФ, однако ясности в этом вопросе нет;  в предлагаемой схеме вообще много неясного. Поневоле вспоминается трагический опыт Боснии и Герцеговины 1990-х годов, когда экстремисты из числа боснийских мусульман под прикрытием действовавших под формальной эгидой ООН «миротворцев», совершали разбойные нападения на сербские отряды и гражданское население, творили невиданые зверства, а затем возвращались под защиту международных сил. Конечно, в случае гипотетического введения на линии разграничения сторон российской военной полиции этого, скорее всего, удастся избежать, но в этом случае россияне почти неминуемо станут жертвами провокаций. Какими они могут быть, свидетельствует недавнее убийство снайперским огнём военного советника Алексея Бучельникова, либо подрывы автомобилей на минах, также приводившие к человеческим жертвам. И вряд ли случайным является сообщение РИА Новости со ссылкой на источник в сирийской оппозиции: «...российская делегация предложила, что на крайний случай может на временной основе возложить это [обеспечение безопасности в «зонах деэскалации» – Прим. ред.] на свои подразделения военной полиции, с этим согласны все – и оппозиции, и сирийцы. Но русские подчеркнули крайнюю нежелательность этого».

Представители невооружённой сирийской оппозиции (глава «московской» группы, лидер «Народного фронта за перемены и освобождение» Кадри Джамиль, представитель Сирийского национального комитета Махмуд аль-Хамза) в целом позитивно оценивают меморандум, подчёркивая, что он должен вдохнуть в жизнь политический процесс. Однако остаются подозрения, не станут ли создаваемые «зоны деэскалации» и «зоны безопасности» очередными укрытиями для террористов. Напомним, ранее с предложением о создании в небе страны «бесполётных зон» выступали США, а турки предлагали создать в приграничных районах «зоны безопасности» для беженцев. Москва тогда возражала, справедливо полагая, что всё это станет фактором активизации боевиков.

Интересно, что под сурдинку ведущихся обсуждений некоторые американские эксперты призывают учитывать фактор влияния запрещённой в России террористической группировки «Хайят Тахрир аш-Шам» (переименованная «Джебхат ан-Нусра»). Возможно, это связано с повышением уровня американского участия в астанинском процессе: страна впервые представлена помощником госсекретаря по делам Ближнего Востока Стюартом Джонсом.

Если подписание документа в Астане означает попытку «замораживания» конфликта, то успех не очевиден – слишком многие влиятельные силы заинтересованы в обратном. Хочется разделить оптимизм заместителя министра иностранных дел Ирана Хоссейна Джабери Ансари, по мнению которого «документ, подписанный представителями стран-гарантов перемирия, в случае правильной реализации может привести к коренным изменениям в Сирии», но предшествующий опыт заставляет оценивать будущее подписанного меморандума с изрядной долей сдержанности.

По материалам СМИ