Украина становится участницей приднестровского конфликта

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

17 июля премьер-министр Республики Молдова (РМ) Павел Филип (Pavel Filip) и президент Украины Пётр Порошенко вместе открыли молдавско-украинский пункт таможенного и пограничного контроля «Первомайск-Кучурган» на границе украинского государства и Приднестровской Молдавской Республики (ПМР). Проект совместного молдавско-украинского контроля границы профинансировал Евросоюз.

С 20 мая 2017 года Киев запретил транзит продовольственных грузов, направляющихся в ПМР, через территорию Украины, мотивируя это соглашением о сотрудничестве в области ветеринарии стран СНГ. Движение продуктов, заявила украинская сторона,  через участок границы Украина – ПМР может осуществляться только при условии согласования с Национальным агентством Молдовы по безопасности пищевых продуктов. Известно, что это решение было принято на экстренном заседании украинского Совета национальной безопасности и обороны (СНБО), инициатива исходила от Главного управления контрразведывательной защиты интересов государства в сфере экономики СБУ. Украинские контрразведчики внезапно пришли к выводу, что продовольственная блокада ПМР будет способствовать «локализации угроз национальной безопасности».

Конечная цель согласованных действий Молдовы и Украины (при участии ЕС) – соорудить кольцо блокады вокруг Приднестровья, тем самым вынуждая республику согласиться на воссоединение с РМ на условиях Кишинёва.

Запуск в работу пункта таможенного и пограничного контроля «Первомайск-Кучурган» – первое звено в цепи событий, призванных подтолкнуть ПМР в сторону Молдовы путём организации трудностей жителям левого берега Днестра. Не случайно Украина с готовностью в этом принимает участие: в Киеве хорошо знают, как устраивать всякого рода блокады. Порошенко радостно написал в своем Twitter: «Украина готова максимально содействовать восстановлению территориальной целостности Республики Молдова».

Несмотря на разную позицию правительства Молдовы и её президента по отношению к сотрудничеству с Россией, их взгляды на будущее ПМР совпадают в главном: и президент и премьер-министр намерены добиваться возвращения Приднестровья в состав Молдовы. Позиция Игоря Додона такова: «Независимости не будет никогда. Статуса субъекта Российской Федерации не будет. Но объединению в рамках единого государства – федеративного – мы найдем форму. Давайте это обсудим». Павел Филипп на церемонии открытия нового молдавско-украинского пункта пограничного контроля заявил: «Сегодняшнее событие не по нраву лидерам Приднестровья, но в интересах живущих здесь граждан». 

Президент ПМР Вадим Красносельский крайне негативно отреагировал на совместные действия Молдовы и Украины по контролю за приднестровским участком границы: «Я напомню, что есть ранее достигнутые договорённости, есть право Приднестровья на осуществление экономической деятельности, право на свободное перемещение граждан. Конечно, данный пост («Первомайск-Кучурган». – Ред.) нарушил все ранее достигнутые договорённости». Красносельский считает, что пограничный контроль Приднестровья может привести к новому обострению военного конфликта: «Те должностные лица, которые эту идею генерировали и продвигали, наверное, думают об эскалации конфликта. Зачем это делать? Зачем после 25 лет мирного сосуществования Приднестровья, Молдовы и Украины запаливать фитиль, который может привести к взрыву?»

По подсчётам приднестровских властей, молдавско-украинский таможенный контроль нанесет прямой ущерб экономике ПМР в размере около $40 млн, а также оставит без работы и средств к существованию около десяти процентов населения республики.

Логика молдавских властей в вопросе организации контроля границы Приднестровья понятна: правительство таким образом желает добиться вытеснения из ПМР российских миротворцев. С 2014 года снабжение военнослужащих РФ в Приднестровье по земле и воздуху блокирует Украина, а с 13 июля аэропорт Кишинёва перестал пропускать российских военных во время ротации миротворческих сил (МС). «Теперь, если и этот путь будет закрыт, мы выйдем из ситуации, используя внутренние резервы: продовольствия в Приднестровье хватит, обмундирование у миротворцев тоже в наличии, ротация батальона МС будет проходить за счет приднестровцев, которые являются гражданами России. Впрочем, не секрет, что это уже происходит. Мы делаем всё возможное, чтобы наши тылы были надежно прикрыты. И надеемся на Россию, которая является гарантом мира в Приднестровье, и рассчитываем, что она будет делать всё, что обязана по соглашению от 1992 года. Молдова тоже обязана выполнять этот документ, так как он был ратифицирован всеми сторонами. И никаких заявлений по поводу выхода из данного соглашения Кишинев не делал. Хотя не раз официальные лица Молдовы требовали вывести из Приднестровья Оперативную группу российских войск (ОГРВ), а также миротворцев, предлагая заменить их международной гражданской миссией», – рассказал (http://www.ng.ru/cis/2017-07-13/1_7028_moldova.html) сопредседатель Объединённой контрольной комиссии (ОКК), контролирующей зону безопасности на Днестре, Олег Беляков.

У Игоря Додона есть свои причины поддерживать блокаду ПМР: воссоединение непризнанной республики, где преобладают пророссийские настроения, с Молдовой, увеличивает шансы на смену власти в Кишинёве и упрочение позиций президента. Глава молдавского государства готов к переговорам о федеративном устройстве Молдовы при условии согласия ПМР стать частью РМ. Сложность, однако, в том, что сейчас президент Молдовы не имеет поддержки парламентского большинства, а мандат доверия народа не даёт ему права менять конституцию. Таковы казусы демократии. В Приднестровье же не готовы к переговорам о воссоединении с Молдовой на условиях Кишинёва (правительства и парламента). Додону как минимум нужна победа дружественных ему партий на парламентских выборах в конце осени 2018 года, а до этого времени он может делать только заявления о намерениях в отношении ПМР. И в Приднестровье это хорошо понимают. Столь же хорошо понимает ситуацию и олигарх Влад Плахотнюк, которого называют владельцем парламентского большинства и, соответственно, правительства Молдовы. До выборов остаётся всё меньше времени, и к будущей осени Кишинёв попытается выжать из приднестровского вопроса всё возможное и невозможное.

Однако каков же интерес Порошенко блокировать ПМР, если Украина до последнего времени выступала страной-гарантом урегулирования приднестровского конфликта? Появление молдавских пограничников на границе Украины и Приднестровья означает только одно: Киев принял решение поддержать одну из сторон этого конфликта – Молдову – вместо того, чтобы оставаться региональным миротворцем. Видимо, у Порошенко желание навредить «сепаратистам» ПМР и российским миротворцам превозмогло здравый смысл. И если невозможно отрезать Донбасс от границы с Россией, почему бы не смоделировать «пэрэмогу» на границе с Приднестровьем? Тем более что в ПМР, в отличие от Донбасса, есть регулярная российская армия. К тому же проект совместного молдавско-украинского контроля приднестровской границы оплачивают европейцы. Петру Порошенко остаётся только конвертировать участие Украины в этом проекте в политические дивиденды, делая вид, что в природе не существует майского Меморандума 1997 года об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем, где сторонами конфликта обозначены РМ и ПМР, посредниками в переговорном процессе – ОБСЕ, Россия и Украина, кроме того, украинское государство наряду с российским – гаранты мирного процесса.

Крайне опасную позицию заняла Украина в конфликте Молдовы и Приднестровья: вместо того чтобы соответствовать статусу регионального миротворца, украинское государство становится фактором дополнительной угрозы мирному урегулированию регионального противостояния.

Соб. корр. ФСК