Волынские истоки России

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

23 октября (10 октября по русскому стилю) церковь отмечает Собор Волынских святых. В этот день в 1831 году Почаевская лавра была освобождена из униатского плена.

Почаев – православное сердце Волынского края и всей Юго-Западной Руси, но и саму Волынь можно назвать истоком нашей государственности.

По предположению академика А.А. Шахматова, в ходе Великого переселения народов, когда южные склавины заняли лесную полосу между Днепром и Днестром, они образовали здесь первое славянское государство. В VI веке оно было расколото аварами (под именем «обры» они упомянуты преподобным Нестором-летописцем, входящим в сонм Волынских святых). То есть у славян имелся опыт государственности ещё до Рюрика.

Ну и, конечно же, ещё в прошлом веке Волынь, несмотря на двухсотлетнее пребывание под Польшей, оставалась, наверное, «самым русским» краем России. Здесь было более чем где-либо членов Союза русского народа (свыше 100 тыс. человек); немалую роль сыграли в этом «духовник Волыни» архиепископ Антоний Храповицкий и деятельность типографии Почаевской лавры под управлением выдающегося просветителя архимандрита Виталия (Максименко).

От окраины до самой до Москвы

Следует помнить и то, что началу Руси Великой положил уроженец Галицко-Волынского княжества первый святитель Московский митрополит Киевский Пётр. Не потому ли почётное место одесную чудотворного образа Божией Матери в Почаевской лавре на отдельно оборудованном для неё помосте занимает икона даже не Иова или Амфилохия Почаевских – самых знаменитых Волынских святых, а Пётра Московского.

Преемником митрополита Петра стал митрополит Киевский Феогност. Он же освятил заложенный святителем Петром первый белокаменный храм в Москве – Успенский собор Кремля. Грек Феогност сыграл немалую роль в начале объединения Руси: благодаря его духовному руководству был заключён мир между Москвой, Псковом и Новгородом. При Феогносте была упразднена Галицкая митрополия, ему удалось закрыть и открытую Константинополем по настоянию великого князя литовскую (фактически волынскую) митрополию. Не за это ли преемник Петра внесен в сонм Волынских святых? Ведь они-то точно знают, что принцип единства церкви бесконечно выше надуманных лозунгов вроде «незалежній державі незалежну церкву».

Полномочия Киевской митрополии (с престолом уже в Москве) распространялись при владыках Петре и Феогносте также на Орду, где существовала Сарайская епархия. Православная церковь тогда была освобождена от налогов в ханскую казну. Архиереев ханы уважали, пожалуй, более, чем князей. Однако в 1342 году клеветники донесли хану Джанибеку, что митрополит Феогност обирает духовенство. Святитель перенёс в Орде истязания, но не оговорил себя. Джанибек поверил и оставил за церковью её льготы.

Примером для святителя Феогноста служил другой волынский святой – епископ Новгородский Нифонт. В 1135 году он своим увещеванием прекратил вражду между киевским и черниговским князьями. А через 12 лет отказался признавать митрополитом Климента Смолятича, поставленного на столичную кафедру великим киевским князем Изяславом II без согласования с Константинопольским патриархом. Изяслав заключил новгородского епископа под стражу. Освободил святителя Юрий Долгорукий, взявший Киев в 1149 году. Патриарх Константинопольский Николай IV сравнивал Нифонта со святыми отцами древности, отстаивавшими перед сильными мира интересы церкви.

Действующая память о примирении и русском единстве – храм волынского святого Олега Брянского, внука князя Михаила Черниговского (Киев)

Достойным преемником владык Петра и Феогноста стал митрополит Киприан. В XIV веке в силу непрекращающейся войны Московской Руси с Литовской Русью Константинополь вынужден будет возобновить митрополию на Волыни. Возглавил её болгарин Киприан, но и он в 1381 году перенёс кафедру в Москву.

Киево-Печерская закваска

Среди самых ранних Волынских святых – преподобный Варлаам Печерский, первый игумен Киево-Печерской лавры. Он был сыном одного из бояр Изяслава Ярославича (1024 – 1078), князя соседнего Туровского княжества (оно находилось в пределах «большой» Волыни), будущего князя Новгородского и наконец великого князя Киевского. Род преподобного Варлаама связывают с Малковичами – наследниками Малка Любчанина, деда равноапостольного великого князя Владимира (который также причислен к лику Волынских святых) по матери Малуше. Варлаам был одним из тех первых праведников, что «прибились» к отшельнику Антонию на Печерских кручах. Когда монашеская община разрослась, преподобный Антоний предложил братии избрать Варлаама игуменом Печерского монастыря. Вскоре князь Изяслав (в крещении Димитрий) поставил Варлаама игуменом монастыря в честь своего покровителя – святого Димитрия. В этом качестве преподобный посетил Константинополь, на обратном пути остановился во Владимире-Волынском и здесь – в «стране своей», как написано в Киево-Печерском патерике, – скончался.

Волынскими князьями были преподобные Никола Святоша и Феодор Острожский, о них мы тоже писали.

Памятник преподобномув Николе в Святошинском районе Киева

Если Никола и Феодор были Рюриковичами, то волынская святая Иулиания принадлежала к знаменитому роду Ольшанских (Гольшанских), давших Великому княжеству Литовскому Миндовга, а Речи Посполитой – Ягеллонов. Миндовг и положил начало линии мирного, если не братского, сосуществования литовцев и русских на Волыни, а вот при Ягеллонах были заложены основы Брестской унии.

В борьбе против унии приняли мученическую смерть представители русской шляхты: белорусский и волынский писатель-полемист и композитор Афанасий Филиппович (преподобномученик Афанасий Брестский) и поэт, предводитель ряда народных восстаний на Волыни и в Галичине страстотерпец Даниил Богданович Братковский.

За то же в 1914 году был расстрелян уроженец Холмской Руси (также части Волыни) священномученик Максим Сандович. Он сам перешёл из унии в православие и благословил на то тысячи русинов-лемков.

Из униатов был и уроженец посада Тышовцы (Люблинская губерния) епископ Амвросий Гудко. В 1875 году он вместе с родителями присоединился к Православной церкви. Окончив Холмскую духовную семинарию, будущий святитель поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. На протяжении 1890-х годов он занимался просвещением Сибири – от Алтая до Кореи, продолжая дело великого миссионера, потомка древнего волынского рода Иннокентия Иркутского.

А вот священномученик Арефа Насонов (уроженец Волынской губернии) обратил в православие многих единоплеменников из старообрядцев. Его миссионерский дар очень высоко ценил архиепископ Антоний Храповицкий.

Имеется у Волыни общий святой и с Грузинской церковью. Митрополит Кутаисский Назарий Лежава по окончании в 1905 году Киевской духовной академии был назначен преподавателем гомилетики в Волынской духовной семинарии, а с 1907 по 1911 год он служил смотрителем духовного училища в Клевани (Ровенская область).

Уроженец Бердичева епископ Бежецкий Аркадий Остальский поминается не только в Соборе Волынских святых, но и среди Бутовских новомучеников, новомучеников и исповедников Соловецких, Санкт-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Волынь жива

Увы, для Украины Волынь – это, прежде всего, место какого-то «легендарного боя УПА» (организация, деятельность которой в Российской Федерации запрещена),  который  не имеет даже имени собственного, и музей под открытым небом «Лагерь ВО УПА "Волынь – Юг"», а уж затем  «Религиозные паломнические объекты: лавра в Почаеве, купальня святой Анны и др.». Однако для самих волынян «упівці» – пришлые. Пусть и соседи, но как подчёркивают на Волыни, не братья: «Хіба що «родичі» – через дорогу навприсідки».

Сейчас, чтобы не «дратувати» правящий ныне галицайский субэтнос, закон о декоммунизации волыняне, конечно, выполняют, но по-особому – чтобы разрушаемое восстановить можно было. И даже венки «армии агрессора и оккупанта» возлагают.

Обнаружил я это «диссидентство» в Дубно – городе преподобного Иова и Константина Острожского, когда направлялся в лавру, и утвердился в том, что Богородица Почаевская не оставит без Покрова своего эту землю.

И ещё одно впечатление.

Почаевские мальчишки весьма искусно сочетают приятное с полезным: катаясь на санках с монастырской горы,  занимаются привычным для местных промыслом «на туристов и паломников»: когда увидели, что я их фотографирую, быстро подскочили с вопросом: «Дядя, а у вас є 12 гривень? Нам на булочки не хватає». А получив недостающее, задорно поинтересовались, откуда я. Ответил, что из России, чтоб отложилось в их памяти «москальская гуманитарка»…

Но, оказалось, что один из мальчишек родом из Белгорода, другой – из Одессы. Их мамы с ними в Почаев переехали жить – поближе к святыне.

Святыне, остающейся таковой для всех русских людей.