К 70-летию Организации Североатлантического договора
4 апреля НАТО отметила 70-летие своего существования. Юбилей этого реликта холодной войны 1940-1980-х годов состоялся в атмосфере, далёкой от единства союзников.
Министр иностранных дел Канады Христя Фриланд (родом из семьи украинских коллаборационистов) использовала, например, юбилейный саммит как повод высказать негодование по поводу введённых Трампом тарифов на импорт стали и алюминия в США. А разговор министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу с государственным секретарем США Майком Помпео не изменил позиций ни Анкары, ни Вашингтона – Турция закупит у России системы С-400, а США в ответ на это перестанут поставлять туркам комплектующие для самолетов F-35. Кстати, на прошлой министерской встрече представителей государств-членов НАТО в Брюсселе Турции вообще не было.
Подобное раздвоение в среде атлантических союзников отражает ситуацию в США. Эксперт Института Катона А. Тревор Тролл пишет: «Послужной список американской внешней политики далек от славных дел… Американская общественность хочет иметь менее амбициозную и менее агрессивную внешнюю политику, чем ту, которую Соединенные Штаты проводили после окончания холодной войны, особенно в последние 18 лет».
Однако в Америке слышнее голоса тех, кто выступает за более агрессивную внешнюю политику. Они всё так же, как в прошлом веке, во времена существования СССР, поддерживают ореол славы вокруг западного военного блока. Чарльз Купчан, в прошлом специальный помощник Барака Обамы и старший директор по европейским делам Совета национальной безопасности, писал в Foreign Affairs накануне саммита: «Альянс внес значительный вклад в кампанию против Исламского государства (организация запрещена в РФ. – Ред.)... НАТО направила корабли в Эгейское море и Средиземное море, чтобы помочь обеспечить безопасность на море и разрешить миграционный кризис… В рамках Средиземноморского диалога и Стамбульской инициативы о сотрудничестве НАТО консультирует многие страны на Ближнем Востоке, включая Египет, Израиль, Марокко, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты. НАТО имеет соглашения о сотрудничестве со своими глобальными партнерами. К ним относятся Австралия, Япония, Корея и Пакистан. Альянс уже открыл Европейский центр передового опыта по противодействию гибридным угрозам и находится в процессе создания нового Центра управления киберпространством…»
В этом панегирике – ни слова о том, к чем привела операция НАТО «Рассвет», превратившая ранее цветущую Ливию в разрушенную страну, ставшую рассадником хаоса и терроризма. Ни слова о варварских бомбардировках, которым НАТО подвергла в 1999 году Югославию…
Выступая в Конгрессе США 3 апреля, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг вынужден был признать: «По обе стороны Атлантики задают вопросы о силе нашего партнерства. Да, у нас есть разногласия… Сегодня существуют разногласия по таким вопросам, как торговля, энергетика, изменение климата, ядерная сделка с Ираном. Это серьезные проблемы...» Однако Столтенберг знает, чем ослабить впечатление о разногласиях внутри Североатлантического союза. Он говорил о «массированном военном развертывании» Вооружённых сил России «от Арктики до Средиземного моря и от Черного моря до Балтики», о «постоянных кибератаках» на союзников по НАТО, о «попытках вмешательства» России в демократию.
На встрече Столтенберга с Трампом в Белом доме президент США вновь заявил, что «НАТО устарела», и даже сказал, что США могут выйти из альянса, если другие члены не увеличат свои расходы до американского уровня. Упомянул Трамп и Германию как одну из стран, которая «не платит честные взносы». Правда, в своём отношении к НАТО президент США не только коммерсант. В марте он назначил нового командующего объединёнными вооружёнными силами НАТО в Европе – генерала ВВС США Тода Уолтерса; Польшу теперь всё чаще называют не иначе как «Форт Трамп».
Тем не менее закоренелые американские интервенционисты считают нынешнего президента США одной из главных угроз альянсу. «Единственной величайшей проблемой НАТО является отсутствие сильного, принципиального американского президентского руководства впервые в своей истории», – пишут бывшие послы США в НАТО Николас Бернс и Дуглас Лют в докладе Белферского центра Гарвардского университета, посвящённом 70-летию альянса. Авторы предлагают республиканцам и демократам в Конгрессе найти консенсус и действовать сообща против Трампа.
Среди других проблем натовского военного блока Бернс и Лют называют «действия России», необходимость завершения войны в Афганистане, а также сложности, вызванные необходимостью поддерживать одновременно слишком много контактов – у НАТО заключены соглашения с четырьмя десятками стран.
Ещё один любопытный нюанс из жизни 70-летнего военного блока: накануне юбилейного саммита НАТО некоторые СМИ в США начали делать заявления о том, что средства альянса будут использованы в строительстве возводимой Трампом стены на границе с Мексикой. Можно представить, как отнесутся к этому европейские союзники США, от которых Трамп требует больше денег «на НАТО»!
Впрочем, не меньшие проблемы и у нынешних борцов за мир в США, если такие «борцы» ещё остались. Хотя накануне юбилейного саммита была создана коалиция из 30 неправительственных организаций, объявивших о готовящихся в Вашингтоне акциях протеста против НАТО, акции эти прошли тускло и незаметно. В далёком прошлом остались те времена, когда в знак протеста против интервенции США во Вьетнаме Америку сотрясало мощное антивоенное движение… Американский полицейский аппарат справился с американским гражданским обществом.
Фото: Bloomberg