Российские паспорта – гражданам республик Донбасса

Российское гражданство для жителей Донбасса – нервозность на Западе и в Киеве

Зеленский не имеет понятия о международно-правовых нормах, регулирующих предоставление гражданства

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

24 апреля президент Российской Федерации подписал указ «Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приёме в гражданство России в упрощённом порядке». Согласно данному указу, граждане Украины, которые постоянно проживают на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей, получили право на приобретение гражданства Российской Федерации без выполнения некоторых условий и в более быстрые сроки.

На Западе это решение пытаются представить чрезвычайным, неординарным, но подобные действия давно предусмотрены и международным, и российским правом. В частности, такая процедура уже много лет предусмотрена законом 2002 года «О гражданстве Российской Федерации». Часть 8 статьи 14 данного закона устанавливает, что иностранные граждане вправе обратиться с заявлениями о приёме в гражданство РФ в упрощённом порядке, если они относятся к категориям, определённым президентом РФ. Такие категории и определены указом В.В. Путина от 24 апреля 2019 года.

Упрощённый порядок получения российского гражданства не означает автоматического предоставления гражданства, он лишь освобождает заявителей от подачи некоторых документов и выполнения дополнительных требований. Упрощённый порядок предоставления гражданства РФ предусматривает также рассмотрение заявлений о приёме в гражданство в срок, не превышающий трёх месяцев, и вступление соответствующего решения в силу со дня его принятия.

Сразу оговоримся: данное решение было не принято, а лишь объявлено 24 апреля. Хотя некоторые СМИ утверждали, что Москва якобы приняла решение в связи с победой Зеленского на выборах, решение было принято давно. О нём не объявляли лишь с целью не повлиять на украинские выборы.

Указ президента России от 24 апреля следует рассматривать и в контексте мировой практики, и в контексте тех событий, которые произошли с 2014 года, когда огромное число граждан Украины (прежде всего, из Донбасса) были вынуждены покинуть свою страну. С апреля 2014 по апрель 2019 года на территорию РФ только с юго-востока Украины въехало и осталось в РФ 925 тысяч украинских граждан. Всего же на территории РФ находится 2,3 миллиона граждан Украины. За данный период с просьбой о предоставлении гражданства РФ к властям обратилось 334 тысячи украинских граждан.

Указ президента России от 24 апреля вызвал нервозную реакцию. Германия, воспользовавшись своим председательством в Совете Безопасности ООН, включила в повестку дня экстренного заседания вопрос о «российских паспортах». Право созыва внепланового заседания существует у председателя Совета в случае агрессии или другого акта по нарушению мира или угрозы мира. Однако здесь западные «партнёры» просто использовали свои полномочия для раздувания «российской угрозы». Сказать на созванном заседании СБ ООН им оказалось нечего. Кричали о нарушении международного права, Минских соглашений, даже о нарушении российского права, но глухо молчали о том, какие конкретно нормы какого конкретного документа были нарушены.

Во-первых, действующее международное право чётко устанавливает, с одной стороны, право государства на решение вопроса о регулировании предоставления гражданства и, с другой стороны, желание соответствующих лиц. Так, статья 2 Европейской конвенции о гражданстве 1997 года чётко устанавливает, что каждое государство имеет право определять в своём законодательстве, кто является его гражданами. В преамбуле той же конвенции говорится, что, хотя государства имеют различные мнения по вопросу множественности гражданства, они признают, что право свободно решать, какие последствия вытекают в его внутреннем праве из того, что его гражданин приобретает или имеет иное гражданство, также принадлежит государству. В той же конвенции говорится, что в вопросах гражданства должны учитываться законные интересы как государств, так и индивидов. Наконец, Всеобщая декларация прав человека закрепляет право каждого человека на изменение своего гражданства.

Во-вторых, российское законодательство, как уже сказано, прямо предусматривает возможность предоставления упрощённого порядка получения гражданства.

В-третьих, никто, видимо, давно не читал текст Минских соглашений. Ни один пункт договорённостей, согласованных в Минске, указом президента России не нарушен. Украинские представители в ООН лишь ещё раз показали, кто действительно нарушает эти договорённости. Так, параграф 7 предусматривает обеспечение безопасного доступа, доставки, хранения и распределения гуманитарной помощи нуждающимся на основе международного механизма. Параграф 8 включает такую меру, как определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины). В этих целях Украина должна была восстановить управление сегментом своей банковской системы в районах, затронутых конфликтом; предусмотрена также возможность создания международного механизма для облегчения денежных переводов.

Киевские власти не просто не выполнили ни одно из этих условий, но и усугубили ситуацию. Военные действия против населения своей страны и блокада Донбасса вынудили людей бежать, а оставшиеся оказались в условиях, которые, между прочим, являются одним из правовых оснований квалификации геноцида – «создание условий, рассчитанных на полное или частичное уничтожение населения». Известно и то, что эти условия создавались умышленно: украинские власти прямо угрожали населению Донбасса, подчёркивая страдания, которые будут нанесены детям.

В своём выступлении на заседании Совета Безопасности ООН В. Небензя убедительно показал ложь украинского руководства. Утверждая, что Россия «вмешивается во внутренние дела Украины», В. Ельченко лгал, так как Россия не навязывает своё гражданство, а лишь предоставляет его в упрощённом порядке тем, кто просит  о российском гражданстве.

Более того, указ президента РФ отменяет одно из главных условий предоставления гражданства в обычном порядке, а именно – необходимость отказа от гражданства иных государств. Жители Донбасса могут получить гражданство РФ, сохранив украинское гражданство. При этом они не будут лицами с двойным гражданством, а будут именно гражданами России и гражданами Украины.

Украинскому представителю в ООН оставалось лишь рассыпаться в благодарностях тем членам СБ, которые осудили «незаконный указ» и сравнили его с «агрессией СССР 1939 года» (?!). Больше сказать было нечего.

Избранный президент Украины Зеленский 27 апреля  заявил, что российским властям не удастся «соблазнить» большое число украинцев российскими паспортами. Мол, «если кто-то и решит получить российское гражданство, то сделает это ради заработка или в попытке скрыться от уголовного преследования на Украине». Заявления такого рода говорят о том, что Зеленский не имеет понятия о международно-правовых нормах, регулирующих предоставление гражданства, и не представляет сути указа президента РФ. Хотелось бы думать, что это всего лишь незнание, не больше того, а не повторение позиции прежней власти, называвшей своих граждан «террористами», то есть уже и не гражданами, а лицами вне закона.

Указ президента России от 24 апреля является всецело законным с точки зрения международного и национального права. Он ни в коей мере не вмешивается во внутренние дела Украины, будучи мерой гуманитарного характера. На сегодняшний день он решает некоторые жизненно важные вопросы, возникшие в связи с блокадой Донбасса.