INSTEX – механизм обхода санкций США в торговле с Ираном или троянский конь?

INSTEX – механизм обхода санкций США в торговле с Ираном или троянский конь?

Тегеран не верит в благие намерения Евросоюза

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

27 июня в Вене состоялось 12-е заседание комиссии, курирующей реализацию Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранскому ядерному соглашению. Встреча представителей Франции, Германии, Великобритании, Китая, России и Ирана проходила под председательством генерального секретаря Европейской службы внешнеполитической деятельности (ЕСВД) Хельги Шмид. Стороны, подписавшие ядерное соглашение с Ираном, встретились на уровне политических директоров/заместителей министров иностранных дел и обсудили реализацию соглашения по Ирану, сообщается на официальном сайте Евросоюза. Во время этой встречи Франция, Германия и Великобритания сообщили, что введен в действие механизм обхода санкций США в торговле с Ираном INSTEX.

Франция, Германия и Великобритания сообщили, что будет продолжено сотрудничество с «соответствующей иранской организацией (STFI), которая уже создана», – говорится в заявлении ЕС. В документе также отмечается, что некоторые государства-члены ЕС находятся в процессе присоединения к INSTEX в качестве акционеров.

INSTEX («Инструмент поддержки торговых обменов») является платёжной системой, которая позволит компаниям торговать с Ираном, несмотря на жёсткие санкции США. Этот механизм будет функционировать «в качестве дипломатического щита, позволяющего осуществлять обмен товарами, не требуя прямых переводов денег между компаниями Ирана и ЕС».

Информацию о запуске INSTEX подтвердило иранское агентство Farnews, сообщив, что заместитель министра иностранных дел Ирана Сейед Аббас Аракчи назвал заседание Совместной комиссии по европейским сделкам с европейцами «шагом вперед», хотя отметил, что этот шаг не оправдал ожиданий Ирана.

«Первоначально механизм INSTEX будет сосредоточен на товарах, которые с меньшей вероятностью вызовут недовольство в Вашингтоне, – сообщает Deutsche Welle, – на фармацевтике, медицинском оборудовании и продуктах питания. Санкции США разрешают торговлю гуманитарными товарами».

Корнелиус Адебар из Совета по международным отношениям Германии отметил, что в INSTEX на данном этапе будет участвовать с европейской стороны весьма небольшая группа компаний.

Советник госсекретаря США Майка Помпео Брайан Хук, который является спецпредставителем США по Ирану, прокомментировал запуск INSTEX, смешав насмешку и угрозу: «Мы просто не видим никакого корпоративного спроса на него, потому что если корпорации дают выбор между бизнесом в Соединенных Штатах или бизнесом в Иране, то они каждый раз будут выбирать Соединенные Штаты. Такова наша текущая оценка INSTEX».

Аналитики Европейского совета по международным отношениям отмечают, пишет Deutsche Welle, что «США злоупотребляют своим глобальным финансовым доминированием, но тот факт, что три крупнейшие экономики Европы участвуют в схеме INSTEX, может заставить Вашингтон дважды задуматься над оценкой плана».

По итогам заседания комиссии по СВПД в Вене замглавы МИД РФ Сергей Рябков отметил, что ЕС пока не готов использовать INSTEX для обслуживания сделок по экспорту иранской нефти. «Наши европейские коллеги стыдливо переводят разговор на то, как трудно было создать INSTEX, насколько это сложный механизм, беспрецедентный, что они сами не ожидали, что они окажутся в такой сложной ситуации. То есть как бы сейчас вот давайте сосредоточимся на том, что сделано, посмотрим, как оно пойдёт, а дальше видно будет. Это вольная интерпретация. Но наша позиция, что INSTEX должен быть и для третьих стран, и для обслуживания широкой номенклатуры сделок, подразумевая под этим и нефтяные контракты», – сказал Рябков.

Арабский ресурс «Аль-Джазира» пишет, что INSTEX как заявка Европы на обход санкций США окажет ограниченное экономическое влияние на Иран, но может иметь более важное значение в качестве политического послания Соединённым Штатам.

Президентом INSTEX назначен Пер Фишер, бывший топ-менеджер германского Commerzbank. В состав наблюдательного совета INSTEX входят только дипломаты: Саймон Макдональд, замминистра иностранных дел Великобритании; Михаель Бергер, глава экономического департамента МИД Германии и Морис Гурдо-Монтань, генеральный секретарь Министерства Европы и иностранных дел Франции. При этом нет ни одного высокопоставленного чиновника из Казначейства Великобритании, Федерального министерства финансов Германии, Министерства экономики и финансов Франции, и нет также представителей центральных банков Великобритании, Франции и Германии.

Для сравнения: 29 апреля Иран объявил о создании Специального торгово-финансового института (STFI), аналогичного INSTEX. В отличие от INSTEX все руководители STFI являются выходцами из иранского банковского сектора. Президентом STFI назначен Али Аскар Нури, бывший советник Iran Zamin Bank. В совет директоров входят Хамид Ганбари, бывший директор CBI; Фаршид Фаррох, из Refah Bank; Шархзад Мошири из Bank Keshavarzi; Мохаммад Реза Джавадиан из Bank Pasargad и Хамид Ганбари, представляющий компанию Faradis Gostar Kish, специализирующуюся по мобильным платежам.

В США внимательно отслеживают шаги ЕС и Ирана по обходу американских санкций. Atlantic Counsil пишет, что создание такого ограниченного торгового и финансового механизма, как INSTEX «не соответствует обязательствам ЕС в рамках СВПД. Поэтому, если INSTEX не будет быстро охватывать весь спектр торговли между ЕС и Ираном и если Тегерану будет запрещено продавать свою нефть для получения необходимых средств, INSTEX будет обречен на провал».

Несмотря на запуск INSTEX, в Вашингтоне уверены, что создание устойчивого механизма торговли между ЕС и Ираном невозможно без сотрудничества с Соединёнными Штатами. А администрация Трампа не раз заявляла, что окажет политическое и финансовое давление на Евросоюз, если тот попытается обойти санкции США против Ирана.

7 мая в своём письме президенту INSTEX заместитель министра финансов США по вопросам терроризма и финансовой разведки Сигал Манделькер заявила: «Участие в действиях, противоречащих санкциям США, может привести к серьезным последствиям, включая потерю доступа к финансовой системе США».

Ситуация с эффективностью INSTEX осложняется и тем, что Тегеран не верит в благие намерения Евросоюза. Так, близкое к руководству Корпуса стражей исламской революции агентство Tasnim News пишет, что «INSTEX – это троянский конь» для проникновения в банковский, оборонный и энергетический секторы Ирана. Автор статьи Ian Pye напоминает, что в июне 2010 года разработанный спецслужбами США и Израиля разрушительный вирус Stuxnet достиг своей цели, нанеся ущерб компьютерам иранских ядерных объектов «через сети надежных деловых партнеров».

В США нет единой точки зрения на INSTEX. 31 мая госсекретарь Майк Помпео сказал, что эта структура «не вызовет проблем», поскольку она используется для облегчения торговли гуманитарными товарами, освобождёнными от санкций. Однако многие в рядах республиканцев с ним не согласны, заявляя, что каналы для гуманитарной торговли с Ираном существуют и без INSTEX. А сенатор от штата Техас Тед Круз разрабатывает законопроект, вводящий санкции против INSTEX.

Запуск этого механизма мало что меняет в отношениях между Ираном и Евросоюзом, сохраняя ситуацию неопределённости. У иранцев есть основания считать, что INSTEX может стать троянским конем и способствовать проникновению разрушительных вирусов в иранские стратегические объекты. В США опасаются, что INSTEX станет лазейкой для масштабного обхода санкций США против Ирана не только Евросоюзом, но и другими странами. Евросоюз в этом вопросе, как и в других, не может преодолеть зависимость от США. Скорее всего, ситуация в торговле между ЕС и Ираном останется на том же уровне.

Фото: Al Bawaba