Перейти к основному содержанию
Харьковский танковый завод

ВПК Украины – это руины былого советского величия

Смотрящих за ВПК Украины курирует из Вашингтона «советник по оборонной промышленности Украины» Дональд Винтер. И уже никого не удивляет признание сотрудника Совета национальной безопасности США подполковника Александра Виндмана в том, что бывший секретарь СНБО Украины Александр Данилюк трижды предлагал ему стать министром обороны «незалежной».

А зарплата литовского гражданина Абромавичуса в «Укроборонпроме» в 10 раз больше зарплаты президента Литвы

5 ноября министр обороны Украины А. Загороднюк объявил, что в 2020 году военные расходы должны превысить показатель текущего года на 16% и составить 245,8 млрд гривен, то есть 5,45% ВВП страны. Каково состояние ВПК Украины сегодня?

На конец 1991 года на территории Украины находилось свыше 30% оборонных предприятий бывшего СССР, десятки КБ и НИИ; по своему промышленному и научно-техническому потенциалу «незалежная» в одночасье оказалась в первой десятке наиболее развитых стран мира. Теперь же глава МО признал, что ситуация изменилась, но не стал вдаваться в детали. За него это попытался сделать глава государства Владимир Зеленский.

19 июля 2019 года он побывал на Николаевском судостроительном заводе, который некогда входил в пятерку крупнейших верфей мира, где строились корабли всех классов, включая тяжёлые авианесущие. Перед главой государства предстало мрачное зрелище – ржавый остов ракетного крейсера «Украина». Этот корабль  проекта 1164 «Атлант» начали строить в 1984 году, и к 1991 году он был готов на 75%. Последующие попытки достроить ни к чему не привели, и в конце 2017 года было заявлено, что такой корабль ВМС Украины не нужен вовсе. Сегодня уникальная верфь, бывший флагман кораблестроения Советского Союза – фактически банкрот, предприятие в огромных долгах. Вся судостроительная промышленность Украины способна строить лишь единичные образцы «москитного флота» и переделывать в боевые рыболовные сейнеры. Поэтому Киев с благодарностью принимает от США списанные патрульные катера береговой охраны.

Корпус ракетного крейсера «Украина» у стенки Николаевского завода. Июль 2019 г.

Корпус ракетного крейсера «Украина» у стенки Николаевского завода. Июль 2019 г.

В начале октября Верховный главнокомандующий ВСУ посетил Харьков и ознакомился с работой завода им. Малышева и КБ им. Морозова, которые во времена СССР заслуженно считались лидерами мирового танкостроения. Президент, по его словам, испытал шок: за последние десять лет завод построил для украинской армии лишь один танк, а исполнение экспортного контракта на поставку танков «Оплот» в Таиланд было задержано на два года.

Зеленский отметил, что выполнение гособоронзаказа срывается из года в год, налицо системный кризис отрасли. Показательна история с БТР-4Е: в 2009 году был заключен крупный контракт (450 млн долларов) на поставку этой техники в Ирак, но он обернулся скандалом – иракцы отказались принимать 88 машин с дефектами брони, сварки, вооружения, выставили штрафные санкции и стороны до сих пор не договорились об урегулировании ситуации. Несмотря на явные дефекты, бронемашины стали поставлять в украинскую армию – и вновь конфуз: командование 25-й отдельной воздушно-десантной бригады признало, что у большинства БТР-4Е многие агрегаты выходили из строя уже при пробеге 300 км (при гарантии на 20 тыс. км). Тем не менее в 2016 году МО Украины заключило контракт с КБ им. А.А. Морозова на поставку 45 бронетранспортеров БТР-4Е, однако армия  до сих пор не получила ни одного.

Последовали административные меры – руководители КБ им. Морозова, завода им. Малышева, Киевского и Житомирского танкоремонтных заводов были уволены приказом гендиректора концерна «Укроборонпром» А. Абромавичуса. Его не заинтересовало, почему задолженность по зарплате на предприятиях ВПК достигает четырёх лет, а уровень оплаты труда крайне низок – на том же заводе им. Малышева ежемесячно увольняются десятки сотрудников, сотни переведены на двухдневную рабочую неделю, цеха не отапливаются. У Абромавичуса совсем иные задачи, об этом ниже.

Масштабными хищениями бюджетных средств в ВПК заинтересовались в Генеральной прокуратуре – были возбуждены десятки уголовных дел. Поразителен не только размах воровства, но незамысловатость схем и причастность госслужащих высокого и даже высшего уровня власти, включая Порошенко. Среди расследуемых дел – поставки в войска некачественных бронежилетов, финансовые злоупотребления (то есть воровство) при производстве 152-мм боеприпасов для артиллерийской системы «Гиацинт», махинации при изготовлении 82-мм миномёта, закупки польских бронемашин Oncilla по завышенным ценам и многие другие.

18 октября специализированная антикоррупционная прокуратура сообщила, что бывший первый заместитель секретаря СНБО О. Гладковский подозревается в нанесении государству ущерба в особо крупном размере. Схема предельно примитивна: в РБ закупались автомобили МАЗ 6317, МАЗ-5316 и МАЗ-6317, которые затем поставлялись МО по завышенным ценам под названием «Богдан 6317» и т. д., то есть якобы как продукция ПАО «Богдан Моторс», конечным владельцем которой является Гладковский. Только с декабря 2018 г. корпорация Гладковского получила из бюджета 604 млн гривен, а всего с 2015 года в украинскую армию было поставлено более 1200 белорусских грузовых автомобилей под маркой «Богдан Моторс». Гладковский обеспечил включение в государственный оборонный заказ и дальнейшую закупку автомобилей за счет госбюджета именно у своей компании и по ценам, которые каждый год повышались на 30%. При этом закупки своих грузовых автомобилей повышенной проходимости КрАЗ неуклонно сокращались: в 2018 году МО Украины приобрело лишь 58 машин, а в 2019 – ни одной. Знаменитый на весь мир завод «АвтоКрАЗ» доведен до банкротства, его акции выставлены на продажу за долги.

Показательна «оптимизация» легендарного КБ «Антонов», где сократили… генерального конструктора. Дмитрий Семенович Кива, который в 2009 г. получил звание Героя Украины за выдающийся личный вклад и  заслуги в развитии авиационной отрасли, был не просто изгнан с предприятия, на котором прошёл все ступени роста и досконально знал все нюансы сложнейшего процесса создания и производства уникальной техники,  но был вынужден покинуть страну. В одном из интервью Д. Кива отметил: «Те, кто с июня 2015 года стали руководителями «Антонова», ни по образованию, ни по опыту предыдущей работы не имели никакого отношения к созданию авиационной техники и самолетостроения. Люди попросту пришли за деньгами, видимо, получив благословение с самого верха. С собой они привели порядка двухсот руководителей разного уровня, и среди них ни одного авиационного специалиста».

Итог – срыв контрактов (в том числе экспортных), за последние три года на «Антонове» был построен всего 1 (один) самолёт, а отток квалифицированных кадров принял катастрофический характер. Тем не менее 1 ноября заместителем главы «Укроборонпрома» по авиа- и ракетостроению назначен человек, который пару лет работал переводчиком на фирме «Антонов», а затем в компании по подготовке бортового питания…

«Я считаю, – подчеркнул Д, Кива, – что в настоящее время осуществляется сознательное разрушение отечественного авиастроения. Не знаю, кому именно это нужно, но убежден, что определенные силы – и не только в нашей стране, но и за ее пределами – стремятся ликвидировать в Украине такую высокотехнологичную отрасль, как авиастроительная (и не только ее одну), и превратить наше государство в какой-то сырьевой придаток». Впрочем, он прямо указал, что его уволили по прямому указанию тогдашнего президента Порошенко с подачи бывшего премьера Яценюка. Одновременно все предприятия ВПК были переподчинены «Укроборонпрому» – структуре, которую  Д. Кива охарактеризовал как бесполезную и ненужную. Однако это мнение конструктора, инженера и производственника, а позиция тех, кто принимает решения, совершенно иная.

Украинское руководство сознательно проводит политику, направленную на полное и окончательное уничтожение промышленности. Поскольку страна уже не первый год находится под внешним управлением, смена персонажей в Киеве ничего не меняет.

30 октября состоялось первое заседание обновленного наблюдательного совета «Укроборонпрома». Из «старожилов» в нём остался только Энтони Тетер, но именно он является ключевой фигурой – ранее он возглавлял американское Агентство передовых оборонных исследовательских проектов (DARPA). Что касается гендиректора, то им является упомянутый выше Айварас Абромавичус, назначенный на эту должность Зеленским 30 августа 2019 года. Примечательно, что СБУ не согласовало ему как иностранцу доступ к материалам, содержащим государственную тайну, а в Литве инициировано расследование по факту нарушения им закона о гражданстве. Дело в том, что в декабре 2014 года решением президента П. Порошенко А. Абромавичус получил украинское гражданство и был назначен министром экономического развития и торговли Украины. Согласно литовским законам, Абромавичус должен был попросить разрешения работать на Украине у правительства Литовской Республики и в течение двух лет отказаться от гражданства Литвы. Он не сделал ни того ни другого, и член комитета по праву и правосудию литовского парламента, бывший судья Верховного суда Литвы Римас Андрикис заявил: «Органы государственной власти Литвы должны начать процедуру лишения его гражданства Литвы». А в Киеве сообщили, что резко подняли этому незаменимому кадру зарплату до 1,5 млн грн в месяц (55,5  тыс. евро), что в 10 раз больше зарплаты президента Литвы.

Смотрящих за ВПК Украины курирует из Вашингтона «советник по оборонной промышленности Украины» Дональд Винтер. И уже никого не удивляет признание сотрудника Совета национальной безопасности США подполковника Александра Виндмана в том, что бывший секретарь СНБО Украины Александр Данилюк трижды предлагал ему стать министром обороны «незалежной».

Несмотря на плотный контроль за принятием в Киеве важнейших решений, американцы вновь явно недооценили китайцев. В  августе 2016 года китайский телеканал CCTV объявил, что КНР приобрела пакет технологической документации на крупнейший в мире транспортный самолет Ан-225 «Мрия» и ведет переговоры о документации на Ан-124 «Руслан». И если эта информация не была подтверждена официально, то такой стратегический актив, как компания «Мотор Сич», действительно едва не оказалась собственностью китайцев. Теперь США предпринимают экстраординарные усилия, чтобы этого не допустить.

В 2016 году представители Поднебесной начали активно скупать офшорные предприятия, которые владели миноритарными пакетами акций корпорации «Мотор Сич». Спустя три года в распоряжении китайской группы Skyrizon оказалось 75% акций, она обратилась в антимонопольный комитет Украины за разрешением на концентрацию, и лишь в этот момент о сделке узнали американцы. С их подачи СБУ немедленно наложила арест на все акции и реестр акционеров, создав патовую ситуацию – акции у китайцев, но к управлению они не допущены. В КНР проявляют интерес к такой продукции «Мотор Сич», как авиационный двигатель АИ-222, силовая установка для самого большого в мире вертолета Ми-26 и некоторым другим. Американцы настроены крайне решительно. Они намерены ни в коем случае не допустить передачи технологий своему военно-стратегическому конкуренту и выбрали самый простой путь – ликвидировать предприятие. Конкретные шаги в этом направлении уже сделаны: «Мотор Сич» лишили госзаказа, чистый доход от реализации продукции за 9 месяцев 2019 г. сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,5 млрд. и составил 6,437 млрд. грн (258 млн. долл.), а убыток превысил 21 млн. долл. В текущем году с предприятия уволились более 1000 человек.

Аналогичная обстановка сложилась на знаменитом Южмаше – некогда ведущем предприятии советской ракетно-космической отрасли, где выпускали двигатели и ракеты всех классов, включая тяжёлые многоступенчатые типа «Зенит». До 2014 года завод худо-бедно существовал за счет российских заказов, но решение Киева прекратить сотрудничество привело к тому, что сегодня он фактически банкрот. В октябре 2019 года американская компания Firefly Aerospace (подрядчик ВВС США) заказала 100 камер сгораний, 500 агрегатов автоматики и 40 турбонасосов. Однако вырученных денег (15 млн долларов) едва хватит лишь на погашение текущих долгов предприятия (375 млн гривен).

31 октября на заседании комитета Верховной рады по вопросам экономического развития министр экономики Тимофей Милованов перечислил, развитие каких отраслей украинской экономики правительство считает приоритетным. В нем нашлось место для добычи руды, металлургии, финансовых и правовых услуг и даже услуг ЖКХ, но машиностроение упомянуто не было. В этом нет необходимости – цель состоит не в развитии промышленности, а в переделе сфер влияния в ожесточённой борьбе за делёжку пирога, каким являются госбюджет и финансирование ВПК.

Оцените статью
0.0