header
Премьер-министр Армении Никол Пашинян
"25693"
Размер шрифта:
| 01.02.2020 Новости. События 
1201
5
5
1
2
Оцените публикацию: 1 2 3 4 5 5
logo

Для чего реформировать Конституцию Армении?

Вернётся ли страна к президентско-парламентской форме правления

«Под занавес ушедшего года министр юстиции Рустам Бадасян сделал заявление о возможности проведения в Армении в 2020 году конституционной реформы. Тогда же стало известно, что премьер-министр Никол Пашинян представил проект решения по формированию комиссии по разработке конституционных реформ»,

– сообщает интернет-журнал «Военно-политическая аналитика».

Издание отмечает, что уже 13 января Министерство юстиции Республики Армения сообщило о кандидатурах членов профильной комиссии по конституционным реформам. В комиссии будут представлены шесть учёных-юристов и два представителя общественных организаций, которые и разработают конституционные изменения. А уже на основе предложений комиссии с участием международных экспертов и будет создан пакет предложений к конституционным изменениям.

В случае одобрения Национальным собранием, где у действующего премьер-министра имеется конституционное большинство, он должен быть вынесен на всенародный референдум, пишет автор статьи независимый журналист Давид Петросян. Он отмечает, что точные сроки завершения этого процесса нигде не указываются, но создаётся впечатление, что широкие круги общественности и конкретно действующий президент из этого процесса исключены.

Давид Петросян напоминает, что в предвыборной программе нынешнего парламентского большинства в лице блока «Мой шаг» пункт о конституционной реформе отсутствовал, так же как и в программе мероприятий правительства Армении на 2019 – 2023 годы. Похоже, что внезапное решение по реформированию Конституции премьер-министр принял «исходя из складывающейся (достаточно нервозной) политической конъюнктуры».

Издание предлагает вспомнить события последнего месяца: заявление секретаря Совета безопасности Армена Григоряна о предотвращённой попытке государственного переворота, а также о той непростой ситуации, которая сложилась вокруг Конституционного суда (КС), председателю которого Грайру Товмасяну предъявлены обвинения в злоупотреблении должностными полномочиями в то время, когда он был министром юстиции (2010 – 2014 годы). Обвинения предъявлены и его крестнику Норайру Паносяну.

Но и это ещё не всё – парламент принял специальный законодательный акт, по которому члены КС до конца февраля могут добровольно уйти в отставку, за что им предлагается пожизненная пенсия в размере зарплаты и пенсии, что составляет около 2,3 тысячи долларов. Однако члены КС пока не спешат воспользоваться таким заманчивым предложением.

Дело осложняется тем, что Товмасян – один из авторов действующей Конституции, в которой эксперты находят достаточно всевозможных упущений, но проект этой Конституции тем не менее был одобрен Венецианской комиссией Совета Европы – высшей правовой консультативной инстанцией.

Поэтому когда сегодня говорят о несовершенстве действующей Конституции и о необходимости её реформирования, говорящие это явно лукавят, уверен Петросян. Истинная цель реформирования – политический разгром Конституционного суда, который превратился в «бастион» тех сил, кто потерял власть после «бархатной революции» 2018 года».

По мнению издания, нельзя забывать и о том, что предыдущие конституционные изменения 2015 года были проведены с одной целью – продлить нахождение президента Сержа Саргсяна у власти. Для этого и был тогда «осуществлён переход от президентско-парламентской модели управления к парламентской, в рамках которой была сформирована «суперпремьерская» система, где глава правительства де-факто получал премьерские и президентские полномочия».

«Тогда против конституционных изменений было организовано достаточно сильное общественно-политическое движение «Нет!» во главе с оппозиционной партией "Армянский национальный конгресс" (АНК) и Народной партией. Нынешний премьер-министр Пашинян, будучи депутатом парламента от фракции АНК, не только голосовал тогда против этой реформы, но и подписал по итогам референдума исковое заявление в Конституционный суд, в котором было приведено достаточно много фактов фальсификации итогов референдума, однако иск не был принят к рассмотрению, т. к. истцам не хватило нескольких подписей депутатов парламента»,

– пишет «Военно-политическая аналитика».

Сегодня же Пашинян решил реформировать Конституцию, которую пять лет назад отвергли избиратели.

АНК, выступавший пять лет назад против реформирования Конституции, сегодня сделал заявление о том, что «парламентская модель управления на самом деле не была принята народом Армении» и что «парламентская система вызывала хронический политический кризис во многих демократических странах мира». А значит главной задачей предстоящей реформы должно стать восстановление полупрезидентской (президентско-парламентской) модели правления, «которая обеспечит политическую стабильность, безопасность и потенциал для реформирования политической и экономической системы».

Кроме того, в АНК уверены, что сначала должны пройти общественные консультации и дискуссии с участием различных политических сил и общественных организаций, в ходе которых можно будет выработать концепцию конституционной реформы, и только после этого создавать комиссию.

Ссылается Давид Петросян и на мнение заведующего кафедрой конституционного права Ереванского государственного университета доцента Вардана Айвазяна, который заявил в эфире телеканала Н1: «Если речь идёт о серьёзной конституционной реформе, то парламентом должен приниматься специальный конституционный закон, регламентирующий работу комиссии по подготовке пакета реформ». По его словам, «заявка на проведение конституционной реформы со стороны нынешних властей мало чем отличается от действий экс-президента Серж Саргсян и его обслуги».

Однако у президентско-парламентской формы правления есть противник – премьер-министр Никол Пашинян, который заявил 25 января во время пресс-конференции, что такая форма правления является источником всех бед в Армении.

«На наш взгляд, текущая позиция Пашиняна во многом связана с тем, что по действующей Конституции он обладает исключительными полномочиями, усиливаемыми парламентским конституционным большинством. Нельзя также исключить, что запуск процесса конституционных изменений в итоге усилит позиции премьер-министра, но только на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Однако в дальнейшем нет уверенности в оптимальном характере будущих решений в рамках конституционной реформы Армении с точки зрения безопасности, эффективности управления, внутриполитической стабильности и уровня народного представительства»,

– констатирует Давид Петросян.

Соб. корр. ФСК
На фото. Премьер-министр Армении Никол Пашинян, источник – «Эхо Кавказа»

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.

Статьи по теме

Комментарии для сайта Cackle

Вы уже отметили данную новость.

Вы можете отмечать новость только 1 раз в сутки.