Перейти к основному содержанию
Драма завода «Мотор Сич»

Драма завода «Мотор Сич»

События в Белоруссии с забастовками рабочих на крупнейших предприятиях сразу вызывают ассоциации с Украиной, где промышленность свели к нулю и теперь добивают остатки «проклятого советского прошлого» – предприятие «Мотор Сич».

Обречённые

События в Белоруссии с забастовками рабочих на крупнейших предприятиях страны сразу вызывают ассоциации с Украиной, где промышленность свели к нулю и теперь добивают остатки «проклятого советского прошлого» – предприятие «Мотор Сич».

Замглавы комитета Рады по финансам, налоговой и таможенной политике Александр Дубинский заявил, что бывший президент и генеральный конструктор предприятия Вячеслав Богуслаев (ныне почётный президент) после продажи своих акций китайским инвесторам хочет уничтожить завод, с которым связана вся его жизнь. Китайцы говорят, что не понимают, как можно так поступать: мол, украинская сторона выманила миллионы долларов, которые были вложены в завод, а теперь собираются оставить их с носом.

Между тем ничего необычного не происходит – завод «Мотор Сич» был обречён ещё раньше. Никакие китайцы и прочие перспективные международные инвесторы его не спасут, поскольку завод в своё время был нужен только России, но сегодня он потерял для неё интерес, поскольку она вынуждена была произвести замену выпускавшихся в Запорожье двигателей собственными. В советское время завод обеспечивал двигателями самолёты конструкторских бюро Антонова, Яковлева, Ильюшина, Туполева, Бериева (Бе-12 и Бе-200), а также вертолёты семейств Микояна и Камова, включая знаменитый и неприхотливый МИ-8, который до сих пор в модернизированном виде остаётся основной «лошадкой» гражданской и военной авиации РФ.

Вячеслав Богуслаев

Вячеслав Богуслаев

После государственного переворота 2014 года в Киеве российский рынок для «Мотор Сич» закрылся, киевский завод Антонова фактически перестал существовать, а переговоры с Boeing и Airbus ни к чему не привели. Тогда-то на горизонте и появилась китайская компания Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co, владельцем которой является миллиардер Ван Цзин. Он выкупил 56% акций «Мотор Сич». Как пояснил Богуслаев, китайцы сразу же инвестировали в завод $100 млн., что позволило сохранить рабочие места и продолжить выпуск двигателей, а в 2020 году обещали добавить ещё $150 млн., но этих денег, судя по ситуации на сегодняшний день, завод уже не дождётся.

Несмотря на то, что «Мотор Сич» является частным, а не государственным предприятием и Украине он без надобности, в начале 2017 года на него ополчились СБУ, прокуратура и Антимонопольный комитет Украины (АМКУ). Открыли уголовное производство по статьям УК «подготовка к преступлению» и «диверсия», после чего в 2018 году акции иностранных (китайских) владельцев компании арестовали в судебном порядке, а АМКУ заблокировал сделку.

Понимая, что плетью обуха не перешибить, китайцы в 2020 году были вынуждены продать 25% своих акций украинскому олигарху Александру Ярославскому, президенту группы DCH (Development Construction Holding), после чего в АМКУ была подана новая заявка на оформление сделки, но заявку отклонили, а украинская прокуратура дополнительно наложила арест на акции. Совет директоров компании Skyrizon в августе 2020 года выступил с заявлением, в котором указал, что без китайских инвестиций завод оказался бы на мели, речь идет о коммерческом проекте и о сохранении «Мотор Сич» на украинской земле и вызывает недоумение блокирование предприятия уже при новой украинской власти.

Ярославский в свою очередь заявил о «силовом давлении» на сотрудников АМКУ, гарантировал развитие производственной базы предприятия, насчитывающего 25 тыс. сотрудников, сохранение прав интеллектуальной собственности и попросил Зеленского вмешаться в ситуацию. Наезд на «Мотор Сич» Ярославский назвал государственным рейдерством и пригрозил «подачей китайской стороной многомиллионных исков в международные суды и существенным охлаждением двусторонних отношений с Китаем как главным торговым партнёром Украины».

Газотурбинный двигатель Д-27 пятого поколения

Газотурбинный двигатель Д-27 пятого поколения

Сомнительно, что Зеленский услышит все эти аргументы. В августе 2019 года The Wall Street Journal сообщала, что помощник президента США по национальной безопасности Джон Болтон (ныне бывший) стремится не допустить приобретение китайцами компании «Мотор Сич» и не позволить им модернизировать парк воздушной техники большой грузоподъёмности на основе технологий этого завода. В ноябре того же года WSJ сообщила, что по поручению администрации президента США переговоры о покупке «Мотор Сич» вёл основатель американской ЧВК Blackwater (ныне Academi) Эрик Принс, который уже побывал на предприятии. По данным газеты, в конце сентября 2019 г. «Мотор Сич» посещали временный поверенный в делах США на Украине Уильям Тэйлор и старший советник Министерства обороны США по Украине Дональд Уинтер.

Понятно, что Принса запорожское предприятие не интересует, «Мотор Сич» ожидает такая же участь, что и запорожский ЗАЗ, который превратился в монументальный памятник разрушенной автомобильной промышленности Украины.

Киевский апелляционный суд уже приступил к рассмотрению иска DCH и Skyrizon, которые настаивают на снятии ареста с акций. Позиция прокуратуры слабая – в украинском законодательстве нет ограничений на продажу долей в акционерных обществах, покупатели не находятся под санкциями, «Мотор Сич» не принадлежит государству и отсутствует в перечне стратегических объектов госсобственности.

Разойтись с китайцами по мирному – национализировать «Мотор Сич» и выплатить отступные в сумме от 500 млн. до двух миллиардов долларов невозможно, таких денег в украинском бюджете нет. Однако и отказать Соединённым Штатам нельзя – обнулятся все договорённости с Международным валютным фондом и о кредитах придётся забыть. Слова Зеленского о том, что «Мотор Сич» – стратегическое предприятие и его продажа должна с ним обсуждаться, ничего не значат, поскольку никто с украинским президентом советоваться по этому вопросу не собирается.

Художник Игорь Ярошенок

Оцените статью
0.0