Перейти к основному содержанию
14 апреля президент Литвы Гитанас Науседа пообещал Киеву увести из-под носа у России застрявшие в хранилищах 20 млн тонн зерна в порт Клайпеды.

Вильнюс: хлеба, зрелищ, денег – и потанцуем против России

14 апреля президент Литвы Гитанас Науседа пообещал Киеву увести из-под носа у России застрявшие в хранилищах 20 млн тонн зерна в порт Клайпеды. «Разруливая» проблему с украинским экспортом, Вильнюс планировал в очередной раз протянуть руку помощи киевской хунте, демонстративно унизить РФ, заработать на железнодорожных перевозках и портовой перевалке.

Надуманная проблема продовольственного кризиса появилась после закрытых переговоров в Лондоне

14 апреля президент Литвы Гитанас Науседа пообещал Киеву увести из-под носа у России застрявшие в хранилищах 20 млн тонн зерна в порт Клайпеды. Оборот литовских морских ворот упал на 30% из-за потери грузов попавшей под санкции США компании «Беларуськалий», прекращения российского и остановки китайского транзита. Администрация уволила 1/5 часть персонала, перспективы градообразующего предприятия туманны.

Украинское зерно для докеров и компании Lietuvos geležinkeliаi (Литовские железные дороги), из-за сокращения перевозок выставившей за ворота 2000 работников (23% от общего количества), стало бы в краткосрочной перспективе свежей кровью, а в долгосрочной – золотой жилой, «на годы востребованным транспортным коридором», как не без оснований считают экономические советники главы государства.

Они не скрывали: «разруливая» проблему с украинским экспортом, Вильнюс планировал в очередной раз протянуть руку помощи киевской хунте, демонстративно унизить РФ, заработать на железнодорожных перевозках и портовой перевалке.

По инициативе главы государства создали рабочую группу, которой поручили проработать детали транспортного плеча длиною около 1500 км. Эксперты, в том числе глава Минтранса Марюс Скуодис, директор порта Вайдотас Шилейка, выяснили следующее:

– в существующих обстоятельствах перевалить через Литву 20 млн тонн зерна невозможно. По расчётам департамента статистики при Минфине, максимальные перевозки в пользу Украины составят около 1 млн тонн в год. Для увеличения грузопотока «потребуются громадные инвестиции в логистику»;

– портовый терминал сыпучих грузов строился под калийные удобрения и работал с ними на протяжении 10 лет. Инфраструктуру можно приспособить для погрузки зерна лишь к концу 2023 года;

Lietuvos geležinkeliаi не в состоянии обеспечить перевозку 20 млн тонн сыпучего груза. У железнодорожников нет необходимого количества подвижного состава. Хорошо бы приобрести минимум 300 новых вагонов. Нужные производят только в России и Белоруссии. Купить, взять в лизинг или в аренду их невозможно из-за санкций ЕС против РФ и РБ, поддержанных Литвой;

– в порядке эксперимента два железнодорожных состава за 120 часов (12,5 км/час) доставили в Клайпеду соответственно 1400 и 1343 тонн зерна. Для эвакуации до конца 2022 года всего скопившегося на Украине груза потребовалось бы 95 полновесных ж/д составов в сутки, что из области фантастики.

Вывод: «Возможности помочь Украине сильно расходятся с пожеланиями литовских политиков, которые плохо понимают сложности решения поставленной задачи».

Пилюлю подсластил Антанас Шимялис, представлявший в рабочей группе интересы логистиков: «Идея заманчива, но упирается в экономическую целесообразность. В долгосрочной перспективе она привлекательна, поскольку украинский экспорт кукурузы и зерновых в сумме составляет 50 млн тонн, подсолнечного масла – более 50% мирового рынка. Если это всё экспортировать через Клайпеду, есть смысл в глобальных инвестициях. Но кто даст гарантии, что будет именно так?»

Хлеба и зрелищ Литва не увидела. План президента Науседы подлатали, виленские делегаты отправились в коридоры Евросоюза на охоту за деньгами. Задача-максимум – вынудить их на строительство непредусмотренного проектом ответвления Rail Baltica (железнодорожная магистраль Берлин – Варшава – Каунас – Вильнюс – Рига – Таллин европейской колеи с евросистемой управления движением) в Клайпеду, поскольку на фоне украинских событий «выросло понимание геополитического значения трансъевропейского коридора». Согласись Еврокомиссия, Литва сохранила бы интерес Киева к перевалке грузов через Балтийское море, имея в виду, что черноморские порты Украина, видимо, утратит.

Задача-минимум – получить деньги на модернизацию ж/д перегона от польского Августова до литовского Шештокай. Ветку построили в XIX веке, ни разу толком не ремонтировали. Расстояние в 70 километров пассажирские поезда преодолевают за два часа, грузовые – за 5-6, «что недопустимо и преступно с точки зрения военной безопасности Литвы и оборонных возможностей региона». Попутно планировалось клянчить на нужды морского порта, железнодорожников и для помощи беженцам. Увы, ничего не выгорело. Брюссель бросил только кость в виде 500 тыс. евро на поддержку эмигрировавших с Украины. Их в Литве более 50 000. На каждого пришлось по 10 евро, этого хватит на покупку 12 кг картофеля.

Но Вильнюс не был бы Вильнюсом, если б опустил руки. Сначала на Всемирном экономическом форуме в Давосе, затем 30-31 мая в Брюсселе на внеочередной встрече лидеров стран ЕС президент Науседа танцевал против Москвы: «Россия сделала невозможным экспорт зерна из Одессы. Если оно не будет поступать в Северную Африку, это может стать частью мирового продовольственного кризиса».

Надуманная проблема нехватки продовольствия ворвалась в международную повестку после лондонских переговоров за закрытыми дверями глав МИД Великобритании и Литвы Элизабет Трасс и Габриэлюса Ландсбергиса. С благословения премьера Бориса Джонсона литовское внешнеполитическое ведомства повело атаку по двум направлениям одновременно.

А – по формированию «коалиции стран НАТО или стран, которым нужно зерно. Они могли бы предоставить суда и самолёты в Чёрном море и обеспечить безопасный морской путь из порта Одессы в турецкий Босфор». Впервые предложение прозвучало в эфире телеканала Sky News, после чего две недели не сходит со страниц литовской прессы. О готовности России внести вклад в преодоление мирового продовольственного кризиса СМИ не сообщают ничего. Между тем президент РФ Владимир Путин в ходе телефонного разговора с премьером Италии Марио Драги заявил, что ситуация в сфере продовольственной безопасности ухудшилась из-за санкций, введённых США и Евросоюзом, но РФ готова погрузиться в проблему при условии снятия с неё санкций.

В – пропагандистская атака. В кулуарах МИД это звучит так: «Разница в подходах Вильнюса и Москвы огромна. Литва готова помочь Украине и всему миру перед лицом голода, сохранив жёсткую позицию в отношении агрессора. Россия стремится убедить всех, что без её участия никакой глобальный вопрос решить невозможно».

Особых успехов Вильнюс не достиг, но продолжает барахтаться. В частности, категорически не приемлет предложение США «на шесть месяцев приостановить санкций против белорусской калийной отрасли в обмен на обеспечение железнодорожного транзита украинского зерна в порт Клайпеды и морем конечным потребителям». Не по душе Литве позиция главы дипломатии Евросоюза Жозепа Борреля с призывали договариваться с Кремлём.

Официальный Вильнюс устраивает только вариант военного давления на РФ в Чёрном море. «Мы должны найти способы разблокирования Одессы», – настаивает министр Ландсбергис.

Ни он, ни Борис Джонсон с Элизабет Трасс, никто в странах Запада не в состоянии толком объяснить, как может украинское зерно «спасти от мирового голода», если планируемые к вывозу его запасы составляют менее 1% количества того, что в течение года требуется человечеству?

Фото: belvpo.com

Оцените статью
0.0