Перейти к основному содержанию
Любая война требует учёта и контроля – санкционная война против России тоже

Любая война требует учёта и контроля – санкционная война против России тоже

Воспоминания о наших требованиях к коллективному Западу столетней давности подводят к следующим выводам. Во-первых, реанимировать эти требования к тем странам Запада, с которыми мы ещё не успели подписать соглашения об обнулении встречных требований. Во-вторых, организовать учет и оценку ущербов, которые наносятся Российской Федерации нынешней санкционной войной. Очень могут пригодиться в будущих переговорах с нашими нынешними противниками.

Из истории эффективного противодействия России коллективному Западу

https://t.me/fsk_today

Уже пятый месяц коллективный Запад ведет санкционную войну против России. Планируемые конфискации активов российского происхождения являются вопиющим нарушением законов тех стран, которые их собираются проводить. Нельзя отрицать, что санкции наносят ущерб российской экономике. Это блокировка операций российских банков, проходящих через систему СВИФТ; запреты на поставки широкого ассортимента товаров и технологий в Россию, запреты на покупку российских энергоносителей и многих других российских товаров; требования к иностранным инвесторам свернуть в кратчайшие сроки свою деятельность в России; запреты на пролеты российских самолетов через воздушное пространство других стран; аресты российских морских судов и др.

Коллективный Запад внимательно следит за тем, каковы результаты тех или иных санкционных ударов. Так, санкции нанесли уже чувствительный удар по российской IT-отрасли. Ограничен доступ России к ряду технологий, IT-гиганты перестали обслуживать новых клиентов из России.

11 марта 2022 года Bloomberg оценил падение ВВП России за первые две недели военных действий в 2 % (30 млрд. долл.) и спрогнозировал падение российского ВВП по итогам 2022 года на 9 %. 31 марта ЕБРР спрогнозировал падение российского ВВП по итогам 2022 года на 10 %. 10 апреля Всемирный банк спрогнозировал сокращение ВВП России в 2022 году на 11,2 %. 21 апреля МВФ спрогнозировал переход России с шестого на седьмое место в мире по размеру ВВП (ППС) в 2024 году. Еще более скрупулезно ряд стран коллективного Запада отслеживают и оценивают ущербы, которые антироссийские санкции наносят им самим.

Немало сообщений об ущербах от санкций, наносимых нашей экономике, и со стороны российских ведомств. Вице-спикер Совета Федерации Галина Карелова сообщила, что по данным на 21 марта, 36 765 организаций с общей численностью 8,4 млн. человек заявили об изменении режима занятости, в простое находились 95 865 человек. 21 мая министр транспорта РФ Виталий Савельев признал, что введённые санкции «практически поломали всю логистику» в России. 17 мая Минэкономики РФ представило свой прогноз, согласно которому ВВП РФ в 2022 году сократится на 7,8 %, а в 2023 году — на 0,7 %.

Любые войны рано или поздно заканчиваются. А после них начинаются переговоры по разным вопросам. Например, по компенсации нанесённых войной ущербов. Я уже писал о том, что в 1922 году тогдашним коллективным Западом в Генуе была созвана международная экономическая конференция, на которую была приглашена Советская Россия. Она не была ни среди проигравших Первую мировую войну, ни среди победивших. Тем не менее бывшие союзники по Антанте хотели сильно «нагнуть» Россию на этой встрече. А именно потребовать от неё выполнения своих обязательств по долгам царского и временного правительств и возвращения национализированных активов иностранных инвесторов их владельцам (или полной компенсации).

Москва предвидела подобное развитие событий и хорошо подготовилась к конференции. Об этом стоит рассказать подробнее, этот опыт нужен нынешней России. Суть подготовки состояла в том, что Москва провела очень большую работу по оценке ущерба, нанесённого России бывшими союзниками по Антанте за период с конца 1917 года по начало 1922 года. Оценка ущерба осуществлялась в рамках так называемой Комиссии Громана». Полное ее название: Комиссия по исследованию и учету влияния на русское народное хозяйство войны и блокады Советской России Антантой. Комиссия была образована при Наркомате внешней торговли постановлением Совета Труда и Обороны (СТО) 24 марта 1920 года. Её председателем был назначен Владимир Густавович Громан (1874-1940). На заключительном этапе (с конца 1921 года) к работе по оценкам ущерба был подключен Институт экономических исследований при Наркомате финансов РСФСР. Об этом мы узнаем из воспоминаний одного из участников Генуэзской конференции Н. Н. Любимова (1894-1975), который был заместителем директора института. Многие интересные детали работы по сбору первичных материалов и их своду в единые документы советской делегации на конференции в Генуе (под названием «Претензии Советского государства к странам, ответственным за интервенцию и блокаду» и «Баланс взаимных требований…») можно найти в книге: Любимов Н.Н., Эрлих А.Н. Генуэзская конференция (Воспоминания участников). – М.: издательство Института международных отношений, 1963. Н. Любимов вспоминает, что на конференцию было собрано несколько чемоданов бумаг, на основе которых была выведена общая сумма претензий Советской России бывшим союзникам по Антанте.

После Октябрьской революции и декрета «О мире» Россия фактически вышла из войны, что вызвало крайне негативную реакцию среди союзников. 3 декабря 1917 года собралась конференция с участием США, Англии, Франции и союзных им стран, на которой было принято решение о разграничении зон интересов на территориях бывшей Российской империи и установлении контактов с национально-демократическими правительствами. Зоной влияния Англии были назначены Кавказ и казачьи области, Франции — Украина и Крым. Фактически этим решением был дан зеленый свет интервенции. Было принято решение о морской и торговой блокаде Советской России. Отсчет ущербов ведется от 1 января 1918 года. В «Претензиях Советского государства…» выделено четыре основные категории ущербов.

Первая. Золото, вышедшее из российского золотого фонда временно, по особым распоряжениям в связи с финансовыми соглашениями с Англией в 1915-1916 гг., а также золото, принадлежащее к этому фонду, но вышедшее из него незаконно (увоз золотого запаса из Казани в 1918 г.). В эту же категорию отнесен наиболее точно учтённый ущерб от прямых разрушений материальных богатств России (предприятия, продовольственные склады, бомбардировка и пожар Ярославля и т. п.). Все относящиеся сюда цифры основаны на зарегистрированных фактах, документах и статистическом учете отдельных видов ущерба. Сумма – 12 213,16 млн. зол. руб.

Вторая. Убытки, наличие которых отрицать невозможно, но точный количественный учёт которых в настоящее время затруднён (ущерб от повреждения транспортной системы, бюджетные расходы ближайших лет по содержанию жертв гражданской войны и т. п.). Сумма – 11 271,59 зол. руб.

Третья. Ущерб, наличие которого оспаривать также невозможно, но выражение которого в денежной форме еще более затруднительно (убытки от сокращения производства в промышленности и сельском хозяйстве и т. д.). Сумма – 15 560,22 млн. зол. руб.

Четвёртая. Убытки, не менее неопровержимые, но учет которых или является невозможным (попавшие в руки белых армий кассы городов, предприятий, полевых казначейств; суммы, израсходованные после 7 ноября 1917 г. представителями бывшего Временного правительства за границей), или же их исчисление рискует оказаться слишком субъективным (например, стоимость убыли скота, продуктов животноводства, сокращения урожаев и пр.) и вследствие этого явилось бы неубедительным.

Итого по первым трем категориям денежная оценка ущерба – округлённо 39 млрд. зол. руб., что более чем в два раза превышало претензии бывших союзников к России.

Учитывая золотое содержание рубля (0,7742 г чистого металла), получаем, что в золотом эквиваленте ущерб России от интервенции и блокады составил (округлённо) 30230 тонн. Если еще больше округлить, то 30.000 (тридцать тысяч) тонн чистого золота. Отметим, что в 1913 году, когда Российская империя достигла максимума своего экономического развития, её национальное богатство оценивалось в 150 млрд. руб. А годовой национальный доход Российской империи в предвоенные годы оценивался в 12-15 млрд. руб.

К 1922 году в результате Первой мировой войны, двух революций (Февральской и Октябрьской 1917 года), гражданской войны, интервенции и блокады со стороны бывших союзников Россия потеряла примерно 2/3 своего национального богатства. Авторы документа «Претензии Советского государства…» не списывали все потери национального богатства исключительно на интервенцию и блокаду и специально оговорили этот момент. На интервенцию и блокаду было «расписано» примерно 40% всех потерь периода 1914-1922 гг.

Встречные требования Советской России к коллективному Западу на конференции в Генуе стали полной неожиданностью для организаторов встречи, которые рассчитывали, что Москва примет ультиматум. Москва его очень эффективно отвергла.

Оценки ущербов, которые понесла Россия в ходе Первой мировой войны, Гражданской войны, интервенции стран Антанты, экономической блокады, продолжали уточняться и после 1922 года. В частности, в 1927 году председатель Госплана СССР Г.М. Кржижановский в своем секретном докладе «Итоги прошедшего десятилетия» дал подробный анализ разрушительного воздействия военно-политического кризиса 1914-1920 годов на народное хозяйство страны. По оценке автора доклада, ущерб России в годы военного лихолетья составил: от войны с Германией и её союзниками – свыше 40 млрд. рублей золотом; от Гражданской войны и экономической блокады – более 50 млрд. рублей золотом.

Острота проблемы взаимных требований Советского государства и стран Запада снималась на неопредёленный срок после того, как началась «полоса признаний» СССР европейскими странами в 1924 году. Однако в конце 2021 года тема компенсационных требований России к Западу снова всплыла на поверхность.

Речь идёт о Соглашении от 27 мая 1997 года между правительством Российской Федерации и правительством Французской Республики об окончательном урегулировании взаимных финансовых и имущественных требований, возникших до 9 мая 1945 года. В статьях 1 и 2 соглашения перечисляются основания для встречных претензий сторон. С французской стороны это, прежде всего, требования, касающиеся всех займов и облигаций, которые были выпущены или гарантированы до 7 ноября 1917 года правительством Российской империи. С российской стороны это требования, касающиеся всех находящихся во Франции активов, принадлежавших правительству Российской империи, а также правительствам, пришедшим на смену правительству Российской империи. Однако на первом месте стоят наши требования, связанные с интервенцией 1918-1922 годов.

Если всё называть своими именами, то подписание соглашения об обнулении встречных требований было со стороны Российской Федерации «подарком столетия», т. к. наши требования к Франции многократно превышали требования Франции по займам и облигациям дореволюционной России.

Воспоминания о наших требованиях к коллективному Западу столетней давности подводят к следующим выводам. Во-первых, реанимировать эти требования к тем странам Запада, с которыми мы ещё не успели подписать соглашения об обнулении встречных требований. Во-вторых, организовать учет и оценку ущербов, которые наносятся Российской Федерации нынешней санкционной войной. Очень могут пригодиться в будущих переговорах с нашими нынешними противниками.

 P.S. О том, как на конференции в Генуе в 1922 г. Москва очень эффективно отвергла ультиматум тогдашнего коллективного Запада, можно прочитать здесь.

На фото: американские оккупанты во Владивостоке, 1918 г.

Оцените статью
0.0