Yahoo News Japan: японцы могут остаться без любимого блюда

Свежая рыба на рисе, сваренном с небольшим количеством уксуса. Суши – любимое всеми японцами национальное блюдо. Но сейчас его доступность находится под угрозой, пишет японский интернет-портал Yahoo News Japan.

«Сейчас лосось в большом дефиците. А икра лосося вообще стала запредельно дорогой», – говорит Ёсинобу Ёсихаси из компании «Китидзен», которая управляет оптовым бизнесом по продаже морепродуктов на рынке Тоёсу в Токио, крупнейшем оптовом рыбном рынке Японии.

Лосось и икра лосося – это дешёвое и вкусное стандартное меню суши, которое особенно популярно среди детей и женщин в сетях ресторанов быстрого питания с так называемыми «суши-конвейерами», поясняет автор статьи Такаси Мицумура (Takashi Mitsumura).

Из-за последствий спецоперации России на Украине цены на все продукты питания в Японии стремительно растут. Это коснулось и столь популярного блюда суши.

Сырой лосось, используемый в японских суши, в основном выращивается на рыбных фермах. Крупнейшим в мире производителем атлантического лосося считается Норвегия. До недавнего времени импорт свежего лосося в Японию осуществлялся прямыми авиарейсами через Россию. Это экономило и время, и деньги. Однако с конца февраля в связи с ограничением полётов в российском воздушном пространстве для иностранных авиакомпаний лосось из Норвегии «путешествует» в Японию кружным путём через ОАЭ и Дубай.

Мало того что столь длительное «путешествие» влияет на свежесть продукта, ко всему прочему транспортные расходы резко увеличились с учётом роста стоимости топлива.

Количество авиарейсов с рыбой из Норвегии сократилось, и в Японии уже ощущается недостаток свежего лосося для суши.

По данным Министерства сельского хозяйства Японии об импорте/экспорте сельскохозяйственной, лесной и рыбной продукции за май 2022 года, около 80% лосося и форели, импортируемых в Японию, теперь поступают из Чили (хотя большинство из этой продукции попадает к нам в замороженном виде). Еще 10% (но свежей рыбы) – из Норвегии, а остальные 10% (тоже в свежем виде) – из России. Понятно, что чилийский маршрут доставки еще более дорогой, чем норвежский, уточняет автор.

Лосось – не единственная рыба, на которую повлиял рост цен, вызванный украинским конфликтом.

«По сравнению с тем временем, когда рестораны были вынуждены прекращать работу из-за коронавируса, сейчас учреждения общественного питания и другие заведения вынуждены часто переезжать с места на место, чтобы экономить свои расходы. Дорогие товары типа свежей рыбы становятся все дороже и их все труднее продавать, – говорит господин Ёсихаси. – Кроме того, у нас возникли проблемы из-за осложнения отношений с Россией, которые сильно затрудняют получение нормальной прибыли. Свежей рыбы российского происхождения на рынке стало меньше. Её закупочная стоимость увеличилась. Это, естественно, отражается и на сбытовых ценах».

Икра лосося, которая является одним из типичных ингредиентов суши, становится еще более недоступной, чем лосось.

Дело в том, что в суши-ресторанах используется икра, получаемая из лососей, выросших в естественных условиях, а не на рыбных фермах. У последней качество гораздо ниже. Основная масса красной икры для суши поступала в Японию именно из России.

«Ещё даже до начала российской спецоперации на Украине мы не могли ловить лосося и форель в российских водах в достаточном количестве. А в последнее время в связи с введенными Россией ограничениями по рыболовному промыслу в ответ на наши санкции, добыча лосося совсем сходит на нет. Импорт российских лососевых тоже сократился. Кроме того, в последние два года наблюдается плохое сочетание природных и климатических условий, которые вообще снизили добычу лососевых в окружающих Японию морях»,

– говорит господин Ёсихаси.

В этой связи естественным является рост в Японии оптовых цен на лососевую икру.

В Японии на икру лосося рыночные цены резко вырастают в преддверии декабря.  Так что можно ожидать, что к концу нынешнего года цена на икру сильно превысит барьер в 60 долларов.

Японцы употребляют в пищу два вида красной лососевой икры – свежую с суши, и солёную в качестве деликатеса. В интервью с нами господин Ёсихаси сказал, что российская солёная икра лосося, которая считается предметом роскоши, скоро совсем будет недоступна потребителю, кроме как в некоторых элитных магазинах, резюмирует автор.

Наш комментарий. Ну что же, плоды антироссийской политики горьки. За любимые суши японцам теперь приходится платить гораздо больше.

По материалам ИноСМИ