США пытались приручать талибов, но что-то сорвалось

США пытались приручать талибов, но что-то сорвалось

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Пока весь мир следил за началом операции возмездия на Украине, в Дохе скрытно прошла первая официальная встреча представителей США с делегацией правящего в Кабуле запрещённого в России движения "Талибан"*.

США представляли замдиректора ЦРУ Дэвид Коэн и спецпредставитель Госдепартамента по Афганистану Том Уэст. Делегацию талибов представляли новый глава МИД Афганистана Амир Хан Моттаки, глава разведуправления Абдул Хак Васик, заместитель главы МВД Нур Джалал, министр информации и культуры Хайрулла Хайрхва и член политического крыла «Талибана» Шахабуддин Делавар.

Американцы назвали встречу своей победой, сообщив, что им удалось возобновить прямой диалог с талибами, начатый при Трампе. Для талибов, стремящихся к признанию легитимности их власти, совещание тоже имело большое значение.

За несколько дней до встречи Карен Декер, временный поверенный в делах миссии США в Афганистане, на вопрос о возможности военного вмешательства США в Афганистане ответила, что это маловероятно. «Никто не должен рассчитывать на такой исход, – сказала она. – Мы готовы работать с талибами посредством дипломатии, диалога, развития и помощи». Кроме того, в Исламабаде побывала первый замгоссекретаря Вэнди Шерман, пытавшаяся убедить главу МВД Пакистана Шейха Рашид Ахмада содействовать демократизации властей Афганистана.

Налаживать диалог в Доху отправили сотрудников ЦРУ, что означает не только имитацию борьбы с терроризмом, но и возможности использования талибов для «загоризонтных операций» в Центральной Азии, откуда Вашингтон собирается «достать» Россию и Китай, ради чего готов сотрудничать даже с талибами.

Никаких пояснений относительно деталей встречи в Дохе талибы и американцы не предоставили. Понятно, что говорить об инвестициях, размораживании афганских счетов и о признании талибов они не будут. Официально они хотели оговорить возможность выезда оставшихся американцев и сочувствующих, обмена заложниками, как это было с инженером Марком Фририксом, которого обменяли 19 сентября на Башира Нурзая, а также соблюдение прав женщин.

Однако через несколько дней талибы стали делать весьма специфические заявления, свидетельствующие либо о хитрой игре, либо о срыве переговорного процесса с американцами. Так, Сухейль Шахин заявил, что «Талибан» не намерен сотрудничать с Вашингтоном в борьбе против запрещённого в России ИГИЛ*.

12 октября агентство Reuters со ссылкой на госсекретаря Блинкена сообщило, что США ограничили выдачу виз членам «Талибана» «за несоблюдение дискриминационной политики» и нарушение прав женщин. Блинкен призвал правительства других стран ввести аналогичные санкции. Ранее санкции были наложены на министра образования Абдулу Баки Хаккани и его помощника Саида Ахмад Шахидхейля.

МИД Афганистана дипломатично заявил, что это решение «не отвечает интересам обеих сторон» и, согласно договоренностям, достигнутым в Дохе, Вашингтон должен на деле показать, что ищет конструктивного взаимодействия с «Талибаном».

14 октября ряд СМИ сообщили, что глава «Талибана» мулла Хайбатулла Ахундзада заявил об отмене «нешариатских» законов, принятых за последние 20 лет, и что в стране будет чисто исламское правительство. Так что пока Кабул оставил Вашингтон с носом.

Одновременно в Кабуле заметили внимание к себе с «севера» на недавних встречах в Астане. Шавкат Мирзиёев вновь предложил создать международную переговорную группу высокого уровня по урегулированию ситуации в Афганистане, а Путин призвал к тому, чтобы афганцам компенсировали ущерб, нанесенный «за годы оккупации», и разблокировали «незаконно заблокированные афганские средства». Выступая на саммите «Россия – Центральная Азия» и говоря о раздуваемом американцами и британцами очаге нестабильности, российский лидер заявил: «Мы осознаем связанные с этим риски и угрозы и поэтому поддерживаем необходимый уровень контактов с руководством движения Талибан».

Соб. корр. ФСК