В США продолжат конфронтацию с упором на знания и технологии
12 сентября Пентагон выпустил обновлённую киберстратегию и опубликовал её основные положения на пятнадцати страницах. Остальная часть документа засекречена.
Известно, что «четвертая итерация стратегии министерства реализует приоритеты Стратегии национальной безопасности на 2022 год, Стратегии национальной обороны на 2022 год и Национальной стратегии кибербезопасности на 2023 год. Она заменяет киберстратегию министерства обороны на 2018 год и призвана “задать новое стратегическое направление для министерства”.
Какое это направление? И несет ли она потенциальную угрозу России? С первых строк можно понять, что несёт. В предисловии сразу же делается акцент на войне на Украине. Отмечается, что «конфликт продемонстрировал характер войны в киберпространстве. Его уроки будут определять развитие наших кибернетических возможностей. Опыт министерства показал, что кибернетические возможности, находящиеся в резерве или используемые в изоляции сами по себе оказывают незначительный сдерживающий эффект. Напротив, эти военные возможности наиболее эффективны, когда используются совместно с другими инструментами национальной мощи, создавая сдерживающий фактор, превосходящий сумму его составляющих».
Таким образом, операции в киберпространстве будут продолжаться.
«Министерство также будет использовать операции в киберпространстве с целью проведения кампаний, принятия мер по ограничению, срыву или дезорганизации деятельности противников ниже уровня вооруженного конфликта и для обеспечения благоприятных условий безопасности...
Дипломатические отношения США и отношения в области обороны представляют собой мультипликатор силы, который распространяется и на киберпространство, обеспечивая быструю координацию и осведомленность о возникающих угрозах. С этой целью мы будем повышать нашу эффективность и безопасность в киберпространстве, создавая сообщество киберспособных стран с общими интересами и ценностями. Сочетая международное взаимодействие со значительными институциональными реформами и технологическими инвестициями в новые кибернетические возможности, министерство обеспечит устойчивые преимущества в киберпространстве».
Документ указывает на продолжение политики следования интервенционистскому либерализму, обозначаемому как «порядок, основанный на правилах», и содействию углубления цифрового разрыва. Этот разрыв, несмотря на призывы американских политиков о его сокращении и помощи развивающимся странам, будет усугубляться как через введение новых санкций против государств и компаний в области перспективных технологий (США последовательно реализуют их против России, Китая и других стран), так и через попытки подорвать технологическое развитие посредством направленных кибератак. О желании американского истеблишмента не допустить развитие государства говорил Президент России во время выступления на ДВЭФ 12 сентября.
Судя по новой стратегии, США возьмут в свою команду уже проверенных сателлитов, чтобы использовать их против суверенных держав и оправдывать свои действия усилиями коалиции в «борьбе за демократию». Что происходило и ранее на других фронтах американского вмешательства — военных, политических, дипломатических, информационных и экономических. Пентагон чётко обозначил, что это является другими элементами национальной мощи, и в дальнейшем они также будут применяться. Речь идёт о сфере проникновения и воздействия — теперь от вмешательств США будет страдать Интернет (как глобальный, так и суверенный), а также различные сектора, которые с ним связаны и, соответственно, могут быть уязвимы.
Что касается врагов и угроз, то общий подход США мало чем изменился. И, несмотря на разоблачения внутри США, что Россия не причастна к каким-либо вмешательствам в избирательный процесс, старый мем о русских хакерах остается доминирующим.
«Россия остается острой угрозой Соединенным Штатам в киберпространстве. Россия предприняла усилия по злонамеренному влиянию против Соединенных Штатов, направленные на манипулирование выборами в США и подрыв доверия к ним. Россия нацелена на критически важную инфраструктуру США, а также на инфраструктуру союзников и партнёров. Она продолжает совершенствовать свои возможности в области шпионажа, влияния и атак», - говорится в стратегии.
Как и ранее, другими вызовами и угрозами названы Китай, Иран, КНДР, экстремистские и транснациональные преступные организации.
Что намерены конкретно делать в Пентагоне для достижения обозначенных целей и противодействия указанным угрозам, в том числе вымышленным?
«Министерство уделит приоритетное внимание реформам в нашем кибернетическом персонале и улучшит содержание и работу наших кибероператоров. При этом мы оценим различные альтернативы для определения численности, структурирования, организации и обучения Сил операций в киберпространстве и их взаимосвязи с кибернетическими силами, остающимися на службе.
Министерство будет активно выявлять таланты в области кибербезопасности с опытом работы в военно-промышленном секторе, коммерческом секторе информационных технологий, академических кругах, разведывательном сообществе и военной сфере. Мы позаботимся о том, чтобы программы стимулирования были обеспечены достаточными ресурсами и нацелены на конкретные желаемые навыки для найма и удержания персонала.
Там, где мы не можем нанять желаемых специалистов напрямую, мы будем использовать программы ротации и расширять сотрудничество с частным сектором, чтобы обеспечить министерству доступ к соответствующим кадрам.
Министерство также расширит возможности служб по внедрению эффективного управления талантами и карьерному росту сотрудников, работающих в киберпространстве. Мы будем поощрять развитие экспертных знаний с помощью различных вариантов, включая обязательства по длительным турам или требования к повторным турам, ротации в районах миссии и модели карьерного роста, которые поощряют развитие таких навыков. Министерство также изучит возможность более широкого использования резервных компонентов как способа обмена талантами с частным сектором, подобно тем, которые приняты в киберподразделениях Национальной гвардии».
Здесь видна озабоченность текущим положением дел в области киберспециалистов, однако Киберкомандование США и ранее имело возможность наносить удары по обозначенным целям. Просто Пентагон хочет сохранить свое доминирование. И для этого они будут действовать в связке с бизнесом и другими правительственными ведомствами и продолжат усилия по «утечке мозгов» из других стран.
Не случайно в начале августа 2023 г. администрация Белого дома запустила инициативу Artificial Intelligence Cyber Challenge - конкурс на два года, который курируется агентством оборонных перспективных технологий DARPA. В нём принимают участие Anthropic, Google, Microsoft и OpenAI.
Практически в то же время, 10 августа 2023 г., Минобороны США создает целевую группу Лима по изучению генеративного искусственного интеллекта для нужд обороны (то есть войны). Её возглавило Главное управление цифровых технологий и искусственного интеллекта Пентагона (CDAO), и она, согласно заявлению Пентагона, “будет оценивать, синхронизировать и использовать возможности генерирующего искусственного интеллекта по всему министерству обороны, гарантируя, что департамент остается на переднем крае передовых технологий, обеспечивая при этом национальную безопасность”.
Искусственный интеллект сейчас активно применяется как в секторе ВПК США, например, для работы дронов или инструментов разведки и рекогносцировки, так и в качестве оружия информационной войны.
В исследовании корпорации RAND о генеративном искусственном интеллекте, который применяется для манипуляций в социальных сетях, вышедшем в сентябре 2023 г., утверждается, что «появление вездесущего, мощного генеративного ИИ представляет потенциальную угрозу национальной безопасности с точки зрения риска злоупотреблений со стороны противников США (в частности, для манипулирования социальными сетями), с которой правительству США и более широкому технологическому и политическому сообществу следует активно бороться уже сейчас. Хотя авторы сосредотачиваются на Китае и его Народно-освободительной армии в качестве наглядного примера потенциальной угрозы, различные субъекты могли бы использовать генеративный ИИ для манипулирования социальными сетями. Возможности и угрозы, обсуждаемые с этой точки зрения, вероятно, также имеют отношение к другим субъектам, таким как Россия и Иран, которые уже занимаются манипуляциями в социальных сетях».
Используется старый нарратив о врагах и угрозах, против которых нужно использовать возможности ИИ, потому что якобы потенциальные враги могут использовать его против США.
И на подобные инициативы и стратегии необходимо формировать упреждающий и всесторонний ответ. Как на национальном уровне, так и совместно с партнёрами, которые не приемлют гегемонии США в киберпространстве.