Перейти к основному содержанию
Си Цзиньпин и Владимир Путин на форуме в Пекине

Третий форум инициативы «Пояс и путь»: ещё один шаг к многополярному миру

Принципиальная позиция всех участников Форума – развитие иных стран не должно восприниматься как угроза, а экономическая взаимозависимость является не риском, а возможностью развития.

Прошедший форум китайской инициативы международного сотрудничества «Один пояс – один путь» (ОПОП) собрал глав правительств и высокопоставленных должностных лиц из более чем 140 стран и более 30 международных организаций.

Форум ОПОП подтвердил, что в основе новой модели межгосударственных отношений находятся принципы «открытости», «взаимовыгодности», «взаимных консультаций», «общего выигрыша». Принципиальная позиция всех участников Форума – развитие иных стран не должно восприниматься как угроза, а экономическая взаимозависимость является не риском, а возможностью развития. 

На форуме был подведён 10-летний опыт реализации проектов ОПОП и намечена программа дальнейшего взаимодействия в рамках этой Инициативы с упором на научно-техническое сотрудничество, цифровизацию экономики, «зелёное» развитие и гуманитарные проекты. 

В условиях стремления США восстановить гегемонию Запада в мире даже ценой развала мировой торговли и риска новой мировой войны ОПОП, по сути, является альтернативным вариантом глобализации, который основывается на более справедливых, чем западный вариант, принципах и, потому исключает искусственные препятствия типа санкций и торговых войн. 

Исходя из принципов разделения, противостояния, изоляции и игры «с нулевой суммой», Запад навязывал своё лидерство в мире путём колониальных войн, грабежа чужих ресурсов и силового навязывания своих ценностей. Китайская сторона на Форуме обратила внимание, что Китай не пойдёт по этому пути, о чём, действительно, свидетельствует весь опыт сотрудничества в проектах ОПОП.

Конструктивная позиция китайской стороны предполагает готовность работать в том числе над сопряжением проекта «Пояс и путь» с ЕАЭС в рамках Большого Евразийского партнёрства, которое действительно может реально объединить страны Евразии во всём многообразии их культур, политико-экономических моделей и национальных интересов. Это отвечает интересам России. 

Китайская сторона на всех уровнях подчёркивает, что проект «Пояс и путь» всегда согласуется с задачами развития каждой страны, чтобы не противоречить её национальным интересам, поскольку инфраструктурные проекты определяются страной – получателем, а не Китаем. О том же свидетельствуют и эксперты из стран – участниц ОПОП. Экономист из Шри-Ланки Касун Кариявасам подтверждает, что «китайские кредиты более гибкие и не включают никаких условий, не связанных с кредитованием», а средства обычно направляются в «реальные активы, которые повышают стоимость реальной экономики».

Проект ОПОП оценивается в Китае, как возможность демонтировать неоколониализм и решить главную и неотложную задачу в повестке мирового управления - сократить разрыв между Севером и Югом. В связи с этим на Форуме были широко представлены развивающиеся страны, и в частности из Африки. 

По мнению Хуана Ренвэя, исполнительного директора Фуданьского института "Пояса и пути" и глобального управления, "Пояс и путь" обеспечивает экономическую основу для Глобального Юга, соединяя родственные страны и формируя новые и более крупные рынки и поэтому развивающиеся страны являются основными участниками Форума. 

Новая модель межгосударственных отношений, которая будет развиваться в рамках ОПОП включает экономическое и гуманитарное взаимодействие. Соответствующие направления работы в рамках ОПОП Си Цзиньпин изложил в восьми пунктах.

Среди них следует особо выделить продолжение работы над расширением торгового маршрута «Китай – Европа», в рамках которого планируются развитие соответствующей железнодорожной магистрали и организация Форума сотрудничества Китай-Европа по железнодорожной магистрали «Экспресс». КНР также будет участвовать в Транскаспийском международном транспортном коридоре.

Китай будет поддерживать открытую мировую экономику, а его общий объём торговли товарами и услугами, как ожидается, превысит 32 трлн. долл. и 5 трлн. долл. соответственно в период 2024-2028 гг. 

Интересен упор Китая в будущем не только на знаковые проекты, но и на «небольшие, но умные» программы обеспечения средств к существованию. 

Также Китай продолжит реализацию Плана действий по сотрудничеству в области науки, технологий и инноваций ОПОП, которые предполагают обмен разнообразным опытом в этой области. Для этого будет проведена первая конференция ОПОП по научно-техническому обмену. 

К этому направлению примыкает «мировая инициатива по управлению искусственным интеллектом» (ИИ) на специальном форуме, который планируется провести в этом году. Си Цзиньпин выразил готовность Китая совместно с иными странами «содействовать разумному, упорядоченному и безопасному развитию искусственного интеллекта в мире». Позиция Китая в этой области выгодно отличается от стремления США и некоторых стран ЕС использовать технологические преимущества для изоляции и сдерживания развития других стран. 

Примечательно заявление Си Цзиньпина об институциализации форума ОПОП. Увеличение числа участников ОПОП и разнообразных проектов, увеличение финансирования, положение Форума как постоянно действующей площадки межгосударственного сотрудничества требуют постоянных и сложных организационных усилий. Для решения этой задачи будет создан секретариат Форума ОПОП. 

Названные проекты потребуют больших сумм финансирования. Председатель КНР в программном докладе Форуму пообещал увеличить финансовую поддержку проектов ОПОП на рыночной основе, отметив, что Банк развития Китая и экспортно-импортный банк Китая выделят по 350 млрд. юаней (48,75 млрд. долл.) каждый и дополнительные 80 млрд. юаней будут выделены в Фонд Шёлкового пути.

Директор Института международных отношений Китайского университета Жэньминь Ван Ивэй уверен, что новый план финансирования позволит привлечь больше средств из частных капиталов по всему миру, а также будет способствовать реформе китайских государственных компаний и ещё больше продвинет интернационализацию юаня.

Естественно, что за предыдущие годы действия Инициативы выявились проблемы, которые в полной мере осознаются всеми участниками и партнёрами Инициативы. Не везде результативно воспользовались открывшимися возможностями из-за неумелого распоряжения китайскими кредитами или неправильного определения приоритетов капиталовложения. 

В Китае обращают внимание на попытки западных СМИ исказить реальные причины задолженности некоторых (далеко не всех) стран-партнёров ОПОП. Китайские и объективные внешние эксперты указывают, что «их долговые проблемы возникли в основном из-за неправомерных действий местных элит и финансовых рынков, на которых доминируют западные страны». 

В Шри-Ланке и Малайзии обычно они приводятся западными СМИ, как пример «долговой ловушки»: «Наиболее противоречивые проекты BRI были инициированы правительствами стран-получателей помощи, которые преследовали свои собственные внутренние цели»,отмечается в отчёте лондонского института политики Chatham House.

Согласно статистике международного долга Всемирного банка, к концу 2020 года на долю коммерческих и многосторонних кредиторов приходилось 40% и 34% государственного внешнего долга 82 стран с низким и средним уровнем дохода соответственно. Доля двусторонних официальных кредиторов составила 26%, а Китая – менее 10%. 

ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:
Латвийские олигархи захватывают русскоязычную электоральную поляну Латвийские олигархи захватывают русскоязычную электоральную поляну
Ближневосточный кризис: отчего США озаботились послевоенным устройством Газы?

Китайские эксперты обращают внимание, что, несмотря на враждебное отношение некоторых политических кругов на Западе к ОПОП, почти не слышно критики со стороны западных компаний. Причина в том, что они получают свою выгоду от участия в этой инициативе. На конференции генеральных директоров, состоявшейся в рамках форума, были заключены разного рода соглашения на сумму 97,2 млрд. долл.

Опираясь на накопленный опыт, Китай пересматривает и уточняет свои проекты за рубежом, более тесно сотрудничая со странами-получателями помощи в их разработке, отборе, ценообразовании, проведении тендеров и управлении, чтобы повысить прибыльность. На сегодня чётко обозначилась тенденция присоединения к ОПОП всё большего числа стран и регионов, которая укрепляет путь к многополярному миру.

Оцените статью
0.0