Предыдущая часть здесь
О германской евгенике начала ХХ века и особенно времен Третьего рейха написано и сказано очень много. Правда, в самой Германии в те времена чаше использовали термин «расовая гигиена», который считался почти синонимом слова «евгеника».
Термин «расовая гигиена» был введён немецким психиатром Альфредом Плетцем (1860-1940 гг.). Он появился в его книге «Основы расовой гигиены» (Grundlinien einer Rassenhygiene), увидевшей свет в 1895 году. Автор предлагал разделять людей на представителей «высшей расы» и всех остальных, т. е. «низших». Формулировал рекомендации по поддержанию чистоты «высшей расы» и расширению доли «чистых» в обществе («позитивная евгеника»). И указывал не необходимость и меры предотвращения воспроизводства «низших».
В 1904 году Плетц совместно с Фрицем Ленцем приступил к выпуску журнала «Архив расовой и общественной биологии», который стал первым в мире периодическим изданием по вопросам евгеники. В 1905 году он основал Немецкое общество расовой гигиены (Die Berliner Gesellschaft fur Rassenhygiene). В 1907 году оно было переименовано в «Международное общество расовой гигиены».
В 1911 году в Дрездене прошла германская конференция, посвящённая расовой гигиене. В 1921 году в Германии был издан первый учебник по генетике человека (Baur E., Fischer E., Lenz J. Grundriss der menschlichen Erblichkeitslehre und Rassenhygiene. Munchen: J.F. Lehmann Verlag. 1921). Большой раздел в нем был отведен евгенике. Там, между прочим, проводилась мысль, что физические и умственные характеристики человека в большей степени определяются не воспитанием, а наследственностью. А потому к биологическому воспроизводству человека надо относиться крайне внимательно. И желательно этим воспроизводством управлять на государственном уровне. Позднее, после прихода к власти Гитлера, один из авторов учебника, Фишер, стал выступать за принятие в Германии расовых законов (прежде всего, в отношении евреев), взяв за образец американские законы, определявшие особый статус афроамериканцев (негров).
С упомянутым учебником, как говорят исследователи биографии А. Гитлера, будущий фюрер познакомился, находясь в тюрьме после неудавшегося путча 1923 года. Следы знакомства Гитлера с учебником просматриваются в его работе «Майн кампф», которую он писал, находясь в тюремном заключении.
Евгенику стали преподавать в немецких вузах. В 1928 году в Мюнхене была основана кафедра по евгенике. Годом раньше в Берлине был учрежден институт антропологии, генетики человека и евгеники им. кайзера Вильгельма. Между прочим, с этим институтом сотрудничал Йозеф Менгеле, немецкий учёный-медик, нацистский преступник, проводивший в годы Второй мировой войны медицинские опыты на заключенных концлагеря Освенцим. Во время своей службы в Освенциме получил кличку Ангел смерти. Примечательна тема его докторской диссертации: «Расовые различия структуры нижней челюсти».
Когда нацисты (члены национал-социалистической партии) пришли к власти, они приступили к практическим действиям по созданию «Тысячелетнего рейха». Для чего необходимо было сделать территорию Германии «расово чистой», заселенной исключительно лицами «арийской расы». Во-первых, прекратить смешение арийцев с лицами «плохих рас». Во-вторых, прекратить воспроизводство «плохих рас» путем стерилизации, изоляции или умерщвления. В-третьих, запретить въезд в Германию лиц «плохих рас» и выдавливать (или изгонять) из Германии представителей «плохих рас» (конкретно в отношении евреев – организовать их переселение в Палестину).
Под «плохими расами» («недочеловеками») имелись в виду те или иные этносы. Наиболее «плохими» считались евреи, цыгане и славяне. Что касается славян, то в этой расовой группе Третий рейх дифференцировал их по уровню их «отсталости» (русские, украинцы, поляки и др.). Впрочем, даже французы, бельгийцы, итальянцы и англичане не могли рассчитывать на включение в высшую, арийскую расу (имели статус полуарийцев). Голландцы, датчане, норвежцы относились к нордической расе, более высокой по сравнению с другими европейцами. Но арийцами и они не могли считаться. О «цветных» народах (чернокожих и желтокожих) речи вообще не шло. Они причислялись к человекоподобным животным. К «недочеловекам» причислялись представители любых этносов, если они были алкоголиками, эпилептиками, слабоумными, страдающими наследственными болезнями.
Уже через несколько месяцев после прихода к власти Гитлера стали приниматься законы евгенического характера. Так, в апреле 1933 года был принят «Закон о восстановлении профессиональной гражданской службы», нацеленный на очистку государственного аппарата от «неарийских» чиновников. В октябре 1934 года лидер национал-социалистической партии Рудольф Гесс создал службу, предназначенную проверять родственные связи нацистов. Небольшая поначалу служба выросла в мощную организацию под названием «Имперское ведомство по изучению родства», находившееся под СС и министерством юстиции. Еще ранее, в 1931 год, в рамках СС было учреждено Главное управление по вопросам расы и поселения, которое занималось проверкой «расовой чистоты» сотрудников службы.
В 1935 году были приняты Нюрнбергские расовые законы – «Закон о гражданине Рейха» и «Закон об охране немецкой крови и немецкой чести». В них четко прописывались правила идентификации немцев («арийцев») и евреев. Так, чтобы немца можно было считать «чистокровным», надо было иметь чистокровных немцев в четырех поколениях. Также определялся чистокровный еврей. Между этими полюсами находились разные категории «полукровок». По ходу отмечу, что выявление чистокровных или почти чистокровных евреев было необходимо не только и не столько Третьему рейху, сколько сионистам. Последние находились в тесном контакте с германскими нацистами; между ними были договоренности насчет того, что Третий рейх будет оказывать всяческое содействие в переселении «качественных» евреев в Палестину (где сионисты планировали создать государство Израиль).
Поначалу «негативная евгеника» в Третьем рейхе выражалась преимущественно в стерилизации «недочеловеков». В общей сложности в Германии стерилизации были подвергнуты не менее 450 тыс. человек. Особо следует выделать «Программу Т4», которая осуществлялась под непосредственным руководством Геринга. Она была нацелена на работу с «неполноценными» людьми любых рас и этносов: имеющими психические расстройства, умственно отсталыми и наследственно отягощёнными больными. Впоследствии в круг «неполноценных» лиц, были включены нетрудоспособные лица (инвалиды, а также болеющие свыше 5 лет). До войны в отношении таких лиц применялись такие методы, как стерилизация, прерывание беременности (аборты), эвтаназия (Германия Третьего рейха, между прочим, стала первой в истории человечества страной, где была легализована эвтаназия).
В годы войны, особенно на ее пике в Германии евгеника перешла преимущественно к убийствам. Причем порой очень жестоким (не какая-то там «мягкая» и «гуманная» эвтаназия). Только в рамках программы Т4 было уничтожено 400 тысяч «дефективных» с диагнозом «душевнобольные». О «расово неполноценных» и говорить не приходится. Сколько миллионов «расово неполноценных» было убито просто в результате военных действий, а сколько в результате практического применения евгенических норм, сказать достаточно сложно. По цыганам, например, имеются оценки уничтоженных в рамках негативной евгеники от 200 тысяч до 1,5 миллиона человек. По евреям на Нюрнбергском процессе была озвучена цифра 6 миллионов. Позднее в разных работах авторы давали оценки в диапазоне от 4,2 до 8 миллионов. По славянам, в том числе по русским, я подобных оценок вообще не встречал.
Сейчас я хочу перейти к главному: показать, что германская евгеника – детище англосаксов. Не умаляя роль немецких социал-дарвинистов в становлении «расовой гигиены», не уверен, что без помощи англичан и американцев они смогли бы столь быстро создать столь мощную практическую евгенику.
В 1911 году в Лондоне был проведен Первый интернациональный евгенический конгресс под председательством сына Чарльза Дарвина Леонарда Дарвина. На нем англичане очень активно «окучивали» членов делегации из Германии и внушали немцам, что они являются «расой избранных».
Эстафету от британцев приняли американцы. В 1932 году на базе Музея естествознания в Нью-Йорке состоялся Третий международный конгресс по евгенике. Мероприятие финансировал известный американский промышленник Х.Р. Дюпон. На конференции присутствовали Мэри Аверелл Гарриман и другие представители англо-американской элиты. Мероприятие украсил все тот же Леонард Дарвин, проповедовавший принцип «Выживает сильнейший!». И опять американцы обхаживали немцев, предлагая им взять на вооружение американский опыт практической евгеники.
В 1904 году Институт Карнеги в Вашингтоне основал Станцию экспериментальной эволюции в медицинской лаборатории Колд-Спринг-Харбор. Название лаборатории часто обозначается аббревиатурой CSHL (Cold Spring Harbor Laboratory). В 1921 году станция была реорганизована в Отдел генетики Института Карнеги. На тот момент времени Станция CSHL была крупнейшим исследовательским центром по вопросам евгеники не только в США, но и во всем мире. Постепенно вся лаборатория была перепрофилирована под решение задач практической евгеники.
Я об этой лаборатории говорю в связи с тем, что в 1932 году CSHL открыла двери немецким учёным. В 1935 году CSHL совместно с германскими коллегами организовала в Берлине Конференцию по проблемам населения мира, на которой американцы давали немцам советы, как им двигать практическую евгенику. Как считает автор известной книги «Комитет 300» Джон Коулман, германская генетика Третьего рейха – в первую очередь плод усилий американской лаборатории CSHL: «В годы, непосредственно предшествовавшие Второй мировой войне, двери лабораторий Колд Спринг Харбор оставались открытыми для ведущих нацистских специалистов Германии в области генетики, которые затем вернулись в свою страну и направили свои знания на продвижение программы медицинских экспериментов Гитлера, разработанной с целью создания "Расы Господ"».
По возвращении из Германии в 1934 году, где ежемесячно более пяти тысяч человек в месяц подвергались насильственной стерилизации, американец Чарльз Маттиас Гёте (1875-1966 гг.), главный евгеник штата Калифорния, делился впечатлениями и мыслями со своим коллегой: «Вам будет интересно узнать, что ваша работа сыграла важную роль в формировании взглядов той группы интеллектуалов, которая стоит за Гитлером в его эпохальной программе. Везде, где бы я ни был, я чувствовал, что их взгляды были в значительной степени сформированы под влиянием американской мысли... Я хочу, чтобы вы, мой дорогой друг, помнили об этом всю оставшуюся жизнь, помнили о том, что вы действительно заставили действовать огромное правительство, состоящее из 60 миллионов человек» (Edwin Black. Eugenics and the Nazis – the California connection).
Американский евгеник Гарри Х. Лафлин (1880-1943 гг.) гордо заявлял, что его идеи евгенической стерилизации были воплощены в Нюрнбергских законах о расовой гигиене 1935 года (John P. Jackson, Nadine M. Weidma. Race, Racism, and Science: Social Impact and Interaction, Rutgers University Press, 2005, р. 123).
Ряд авторов небезосновательно полагают, что англосаксонская элита воспринимала Германию как некий испытательный полигон, на котором можно проводить масштабные проекты в области евгеники. За действиями Третьего рейха по части «расовой гигиены» внимательно следили те же «ученые» из американской лаборатории CSHL. А также политики, журналисты и даже писатели англосаксонского мира. Например, английский писатель Герберт Уэллс, который был откровенным приверженцем идей социал-дарвинизма. В «Опыте автобиографии» этот писатель восхищается Гитлером и мысленно призывает нацистов уничтожить цветные расы, которые угрожают белым своей растущей численностью. Уэллс также писал о желаемом для англосаксов будущем, в котором «толпы черных, коричневых и желтых народов, не соответствующие требованиям эффективности», должны «уступить дорогу»: «Их судьба – вымирание и исчезновение». Ведь в конечном счёте «мир – не благотворительное учреждение», так что «единственным разумным и логичным решением в отношении низшей расы является ее уничтожение» (цит. по: Перетолчин Д. Мировые элиты и Британский рейх во Второй мировой войне. – М.: Книжный мир, 2017).
«Многое из того, что придумал и описал Уэллс, нашло реальное воплощение в нацистской Германии», – писал в 1941 г. английский писатель Дж. Оруэлл. Особо стоит отметить такого деятеля в области евгеники, как немецкий психиатр и генетик Эрнст Рудин (1874-1952 гг.). В 1932 году он стал президентом Международной федерации евгеники. В речи перед Немецким обществом расовой гигиены, произнесенной вскоре после прихода Гитлера к власти в 1933 году, Рудин заявил: «Значение расовой гигиены не стало очевидным для всех сознательных немцев до политической деятельности Адольфа Гитлера, и только благодаря его работе наша 30-летняя мечта о воплощении расовой гигиены в действие наконец стала реальностью». Американский Фонд Рокфеллеров финансировал евгенические исследования в лаборатории Рудина. В годы Второй мировой войны он был ведущим специалистом Третьего рейха по вопросам расовой гигиены и евгеники. После войны Рудин оказался на скамье подсудимых на Нюрнбергском процессе. Рудина называли намного более инициатором нацистских преступлений, чем, например, приговоренный к смертной казни врач Карл Брандт или практиковавший евгенику в Освенциме Йозеф Менгеле. Но Рудин имел слишком тесные связи с американскими евгениками, а также американскими фондами, которые финансировали его евгенические изыскания. А потому на процессе слишком глубоко по делу Рудина предпочли не копать. Мол, Рудин никого лично не убивал, а занимался «научными изысканиями». Фактически Рудин находился под домашним арестом, был интернирован в США. В 1947 году был освобождён и использован американцами для продолжения работ в области евгеники.
На Нюрнбергском процессе не раз обсуждались вопросы, связанные с массовыми убийствами людей, которые проводили нацисты в «белых халатах». Каждый раз обвиняемые в таких убийствах врачи Третьего рейха говорили, что они тут ни при чем; мол, их этому научили заокеанские коллеги, именовавшие себя «евгениками».
Я описал тему связи евгеников Третьего рейха и евгеников англосаксонского мира телеграфным языком. Как мне кажется, наиболее полно и подробно данная тема освещена в книге Штефана Кюля «Связь с нацистами: евгеника, американский расизм и немецкий национал-социализм» (Stefan Kühl. The Nazi Connection: Eugenics, American Racism, and German National Socialism. Oxford University Press, 1994). Автор утверждает, что вина американских и германских евгеников в убийстве миллионов людей в годы Второй мировой войны является паритетной. Но что американским соучастникам преступлений удалось выйти сухими из воды.