Перейти к основному содержанию
В 2024 году белорусская оппозиция в очередной раз попыталась мобилизовать своих поредевших сторонников и отметить 106-ю годовщину провозглашения БНР.

Праздник со слезами на глазах для белорусской оппозиции

25 марта всегда было особым днем в политическом календаре Белоруссии. В этот день националистическая оппозиция отмечает так называемый «день воли».

«День воли» беглой белорусской оппозиции в очередной раз предсказуемо провалился

25 марта всегда было особым днем в политическом календаре Белоруссии. В этот день националистическая оппозиция отмечает так называемый «день воли». 25 марта 1918 года группка националистически настроенных интеллигентов в Минске провозгласила так называемую Белорусскую народную республику. Случилось это в условиях немецкой оккупации, так что о каком-либо суверенитете новообразования говорить не приходится. Понимали это и сами вожаки БНР, отправившие на имя кайзера верноподданническую телеграмму. БНР осталось сугубо виртуальным образованием, существовавшим исключительно в головах его основателей. Оно не контролировало каких-либо территорий (хотя территориальные аппетиты имело от Вильнюса до Смоленска) и не было никем признано.

Тем не менее «рада БНР» в изгнании существует по сей день. Она долго скиталась в эмиграции, пока не осела в Канаде. В годы Великой Отечественной войны многие деятели «рады БНР» запятнали себя коллаборационизмом с нацистской Германией. 

Когда Белоруссия стала независимой, «раду БНР» возглавлял коллаборационист и полицай Иосиф Сажич, что, однако, не помешало пригласить его в 1993 году в Минск на торжества, посвященные 75-летию провозглашения БНР.

В первые годы независимости (1991-94 гг.) даже существовали планы сделать 25 марта государственным праздником. Впоследствии 25 марта стало главной датой в календаре белорусской националистической оппозиции, которая устраивала в этот день ежегодные шествия.

В 2018 году белорусские националисты организовали масштабный концерт в центре Минска, приуроченный к 100-летию провозглашения БНР, и добились у властей разрешения на его проведение. Это был апофеоз праздничных мероприятий, посвященных БНР, и белорусская оппозиция заявляла о 100 тысячах участников, хотя цифра была явно завышена.

После 2020 года отношение белорусской власти к «дню воли» изменилось с терпимого на резко отрицательное. Шествия в Минске с того времени больше не проводились, «день воли» полностью ушел в эмиграцию, а основными центрами «торжеств» стали Варшава и Вильнюс.

Беглая оппозиция по инерции еще пыталась использовать «день воли» для раскачивания обстановки внутри Белоруссии, призывая людей выходить на улицы или хотя бы вывешивать бело-красно-белые флаги на окнах.

2021 год стал последним, когда внутри Белоруссии на «день воли» наблюдалась какая-то активность. Но это была активность именно что уровня флагов в окнах или одиночных акций престарелых «городских сумасшедших».

Таким образом, «день воли» окончательно превратился в достояние белорусской политической эмиграции. 

В 2024 году белорусская оппозиция в очередной раз попыталась мобилизовать своих поредевших сторонников и отметить 106-ю годовщину провозглашения БНР.

С традиционным обращением выступила Светлана Тихановская, которая продолжает считаться лидером белорусской оппозиции. Поздравила белорусов и 87-летняя Ивонка Сурвилло – председатель «рады БНР», заседающая в Канаде. Таким образом, два «потешных правительства» в изгнании отметили дату провозглашения в реальности никогда не существовавшего государства.

Картина «праздничных торжеств» в этом году получилась крайне безрадостной, а акции в Варшаве и Вильнюсе, где в основном сосредоточена белорусская политическая эмиграция, поражали своей малочисленностью. 

Это свидетельствует не только об общей деморализации белорусских политэмигрантов, но и о том, что им сейчас попросту не до праздников, и они в большей степени озабочены вопросами повседневного выживания.

Очевидно, что «белорусский проект» сейчас оказался в глубокой информационной и политической тени. На Западе понимают, что дестабилизировать Белоруссию и вырвать ее из союза с Россией сейчас невозможно, а основное геополитическое противостояние разворачивается на Украине.

В результате белорусская оппозиция оказалась на голодном пайке. Из-за нехватки финансирования прекращают работу или впадают в спячку многие проекты. Так, о закрытии объявил еще недавно популярный ресурс KYKY (признан в Белоруссии экстремистским формированием). Основная причина – финансовые проблемы. На грани выживания балансирует телеканал «Белсат» (признан в Белоруссии экстремистским формированием), который многие годы финансировался правительством Польши.

Проблемы и у «офиса» Светланы Тихановской, у которого складываются все более напряженные отношения с правительством Литвы. Литовские власти, рассчитывавшие на скорый крах «режима Лукашенко» и возвращение большинства белорусских эмигрантов к себе на родину, поняли, что в обозримой перспективе этого не произойдет. Между тем белорусская диаспора в Литве разрослась до 60 тысяч человек, что стало весьма беспокоить официальный Вильнюс.

В отличие от Польши, где белорусы достаточно легко интегрируются и ассимилируются, в Литве белорусская диаспора живет обособленно в силу гораздо более глубокого культурно-языкового барьера. Между тем власти Литвы традиционно настороженно относятся к славянскому культурно-языковому и демографическому присутствию на своей территории. Из-за крупного польского этнического меньшинства, живущего в Вильнюсе и его окрестностях, у Литвы складываются достаточно напряженные отношения с Польшей.

Появление крупной белорусской диаспоры стало еще одним раздражающим фактором, и власти Литвы делают все, чтобы избавиться от незваных гостей. Так, начались массовые изъятия ранее выданных белорусам видов на жительство под предлогом угрозы национальной безопасности – литовские власти подозревают белорусских эмигрантов в сотрудничестве со спецслужбами Белоруссии.

Кроме того, Литва выдвинула претензии, что среди белорусов распространены идеи «литвинизма», т. е. притязания на историческое наследие Великого княжества Литовского и Вильнюс как белорусский национальный центр. Дошло до того, что Тихановской пришлось публично извиняться и открещиваться от «литвинизма».

Не исключено, что в ближайшее время «офису» Тихановской придется покинуть Литву и искать пристанище в другом месте. Возможно, это будет Чехия. Прага – давний центр белорусской националистической эмиграции, еще со времен «рады БНР». Кроме того, чешские власти недавно объявили об открытии «офиса» белорусской оппозиции. Не исключено, что это как раз подготовка к приему «правительства» Тихановской.

Белорусская оппозиция не останется без поддержки Запада, который не отказался от своих планов насчет Белоруссии. Но сегодня это явно не приоритетная задача, и белорусская эмиграция вынуждена выживать на голодном пайке.

Оцените статью
4.7