Согласно условиям перемирия, установленного Дональдом Трампом, 53 процента территории Газы занимает ЦАХАЛ, остальную контролирует ХАМАС. Хотя палестинское движение потеряло полную власть над сектором, тем не менее пытается сохранить влияние в секторе. Хотя по условиям переговоров, радикалы должны были разоружиться и отказаться от политического влияния в Газе.
«Побитые и израненные, но не сломленные, силы ХАМАС вернулись к патрулированию улиц Газы почти сразу после вступления в силу соглашения о прекращении огня с Израилем», – пишет издание Middle East Eye. По мнению ученого и автора двух книг о радикальном движении Аззама Тамими, палестинская организация не была побеждена Израилем, и Биньямин Нетаньяху не смог подавить ее сопротивление.
После заключения перемирия ХАМАС стал восстанавливать контроль в тех районах Газы, откуда ушел ЦАХАЛ. Боевики начали репрессии не только против грабителей и мародеров, но и тех, кто сотрудничал с Израилем. Расправы с ними совершались прямо в людных местах, чтобы запугать жителей сектора.
Middle East Eye утверждает, что израильтяне совершали коварство для создания хаоса: захваченное у боевиков ХАМАС оружие передавали преступным группировкам. С ними боевики также ведут борьбу. Этим палестинская организация стремится доказать Вашингтону и Тель-Авиву, что ее нельзя отодвигать на второй план. Тем более ХАМАС по-прежнему поддерживает большинство жителей Газы за то, что движение «борется с бандитами, которые мучают людей, крадут у них продукты и убивают от имени израильтян».

Если раньше боевики избегали ответа на вопрос, сдадут ли они оружие, согласно условиям перемирия, то теперь отвечают отказом. «Никто не имеет права отказывать нам в праве сопротивляться оккупации» – таково мнение члена политбюро ХАМАС Бассема Наима. Его соратник Мохаммед Наззал заявил, что решение о передаче оружия будет зависеть от разных причин.
Ситуация знакомая: радикалы привычно тянут время, как было ранее в вопросе освобождения израильских заложников. Угрозы Трампа «быстро и, возможно, насильственным путем» разоружить боевиков, прошедших огонь, воду и глубокие тоннели, судя по всему, не пугают.
Кстати, на части территории Газы, которую контролируют израильтяне, находится многоуровневая подземная система, которую называют «метро». В ней находятся командные пункты ХАМАС, заводы по производству оружия, склады, госпитали и много других помещений. «Метро» позволяет боевикам и их технике перемещаться между узлами с помощью тысяч шахт, проложенных в густонаселенных городских районах.

По словам израильского военного историка и эксперта по ХАМАС Гая Авиада, сеть «меняет правила игры» в войне. «Это сводит на нет военное преимущество Израиля, – считает он. – Туннели трудно обнаружить, а методы наблюдения практически бесполезны».
Лидер ХАМАС Яхья Синвар, ликвидированный Израилем в прошлом году, заявил, что ЦАХАЛ повредил лишь около трех процентов туннелей в Газе. Всего же, по его словам, протяженность системы составляет примерно 500 километров.
Значительная часть этих туннелей сохранилась и не известно, связаны ли они с территорией, на которой находится ХАМАС. Если это так, ЦАХАЛ находится под угрозой новых вылазок террористов.
Впрочем, известно, что на территории, занимаемой Израилем, под землей скрывается большая группа боевиков. США и ряд других стран требуют выпустить их без боя, поскольку опасаются нового всплеска военных действий. Израильтяне, естественно, против.
Итак, ХАМАС по-прежнему представляет опасность. Пока идут дебаты о последующей судьбе Газы, боевики будут наблюдать за происходящим и наращивать свои военные силы в секторе. Они будут действовать в зависимости от ситуации.
Впрочем, они и сейчас не сидят сложа руки. По сообщению израильской телерадиокомпании Kan, ХАМАС принимает скрытое участие в формировании будущего технократического правительства в Газе, что противоречит мирному плану Трампа. Радикалы выбирают людей, поддерживающих группировку и ее принципы. Это даст возможность движению сохранить дальнейшее влияние в секторе.
Второй этап мирного плана Трампа предусматривает вывод израильских войск за так называемую «желтую линию» и создание переходного органа власти для управления сектором. Вместо израильтян в сектор должны быть введены многонациональные силы безопасности и начаться восстановительные работы
Но ничего этого не происходит. «Мы всё ещё прорабатываем идеи, – признался министр иностранных дел Иордании Айман Сафади. – Все хотят, чтобы этот конфликт закончился, все мы хотим одного и того же. Вопрос в том, как нам этого добиться?»

Видимо, сказывается ослабление влияния администрации США на развитие мирного процесса. То ли Трамп потерял интерес к Ближнему Востоку, то ли его отвлекают другие важные дела. К тому же не решено, какие страны отправят свои войска в сектор.
Представители европейских и арабских стран предлагают привлечь к работе Палестинскую администрацию и ее полицию, которая заменила бы ХАМАС. Однако Израиль с этим не согласен.
По мнению агентства Reuters, которое ссылается на европейских и американских чиновников, возникает ситуация, при которой «жёлтая линия» между Израилем и ХАМАС станет границей, разделяющей сектор Газа. Однако возникает риск нового столкновения, тем более обе стороны обвиняют друг друга в нарушении перемирия, а в Тель-Авиве звучат призывы покончить со старыми врагами, пока они еще не пришли в себя после войны.
Это действительно так. ХАМАС понес большие потери, к тому же движение находится в изоляции. Главный его покровитель Иран занят собственными проблемами, кроме того, ему надо поддерживать истерзанную соперничеством с Израилем «Хезболлу».
Катар, который поддерживал радикалов, действует осторожно и старается скрыть сотрудничество с ХАМАС, особенно после операции «Огненный саммит» в сентябре этого года. Тогда целью ударов израильских ВВС стали лидеры движения.
Информационный портал STMEGI сообщил, что до войны с Израилем годовой бюджет ХАМАСа составлял примерно 2,5 миллиарда долларов. Более 60 процентов от этой суммы поступало от налогов с населения Газы, остальная часть – от Ирана, Катара, Палестинской автономии, Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ и глобальных коммерческих предприятий.
Денежный поток иссяк. Поэтому руководителям ХАМАС надо как-то выкручиваться. Они по-прежнему надеются на Катар и Турцию. Последняя разрешает боевикам иметь на своей территории офисы и командные центры. За это Анкара может потребовать у ХАМАС «компенсации» – ведь у нее на Ближнем Востоке свои интересы. Не зря же Турция собирается отправить военный контингент в Газу. Официально – для соблюдения условий перемирия…