Израиль: светская революция или «революция постмодерна»?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Сформированное недавно новое правительство Израиля приняло решение создать комиссию по разработке законопроекта о призыве так называемых религиозных, или харедим, в армию (ЦАХАЛ) или на альтернативную службу. Этот акт должен заменить закон Таля, действие которого прекратилось 31 августа прошлого года (1) и в соответствии с которым данная часть населения Израиля, составляющая более 800 тыс. человек, или 14 % от общего числа евреев по национальности (а среди новорожденных их более 25%), была освобождена от воинской обязанности. Слабо представлены харедим и в экономике. Главным источником их существования являются пожизненные стипендии за изучение Торы и детские пособия. Обозреватели заговорили о светской революции в Израиле и неминуемых социальных потрясениях в стране, связанных с изменением положения харедим. Эта тема волнует местное общество даже больше, чем перспективы палестино-израильских переговоров. Комиссию по разработке нового законопроекта возглавил бывший директор контрразведки ШАБАК, ныне министр науки и технологии Израиля Яаков Пери. Вновь сформировавший правительство Б. Нетаньяху пошел на данный рискованный шаг под давлением партнеров по коалиции из новых партий «Еш Атид» Яира Лапида и «Еврейский дом» Нафтали Беннета.

Как отмечает Шахар Илан, генеральный директор неправительственной организации Hiddush, борющейся за свободу вероисповедания и равенство представителей различных конфессий, «в ходе выборов израильская общественность дала понять, что она не готова продолжать финансирование десятков тысяч семей учащихся ешив, которые решили не работать». (2)

Из-за невысокого результата на выборах Нетаньяху не смог составить широкую коалицию, и его правительство опирается на поддержку всего 68 из 120 депутатов Кнессета. В результате 33-е по счету правительство Израиля после нескольких недель переговоров было сформировано пятью блоками и партиями: «Ликуд-Бейтену», «Еш Атид», «Еврейский дом», «А-Тнуа» и «Кадима». Впервые в нем нет представителей религиозных партий. В прошлом правительстве «Ликуд» Биньямина Нетаньяху был представлен 14 министрами, в нынешнем он имеет только 9, включая пост премьер-министра. Важный пост министра финансов достался Яиру Лапиду. Лидер «Еврейского дома» Нафтали Беннетт возглавил Министерство экономики и торговли. Главными достижениями коалиционных переговоров Б. Нетаньяху назвал то, что «Ликуд-Бейтену» оставил за собой Министерство обороны (Моше Яалон) и Министерство внутренних дел (Гидеон Саар). Авигдор Либерман формально остается министром иностранных дел, но из-за судебного процесса над ним его обязанности в обозримом будущем будет исполнять его заместитель Зеев Элькин от «Ликуда». Министр юстиции Ципи Ливни, возглавляющая партию «А-Тнуа», будет отвечать за переговоры с палестинцами.

Комментируя подробности коалиционного договора, аналитики, прежде всего, обращают внимание на пункт о равенстве в призыве на военную службу, на основе которого, по-видимому, и будет написан новый закон. Каждый год от призыва будут получать освобождение лишь 1800 учащихся религиозных учебных заведений от каждого призывного возраста. Получившие освобождение обязаны продолжать учебу до 26 лет. Все остальные молодые люди из религиозного сектора будут призываться в ЦАХАЛ на общих основаниях. «Уклонисты», как сказано в коалиционном соглашении, будут подвержены экономическим санкциям. В коалиционное соглашение вошёл также пункт, согласно которому ученики религиозных заведений будут лишены льгот от Фонда национального страхования. Будут изменены критерии получения жилья в рамках проекта «Цена для новоселов»; теперь будет учитываться такой показатель, как присутствие на рынке труда. В течение полугода Министерство просвещения должно опубликовать общие критерии преподавания обязательных предметов в школах страны, которые подпадают под государственное субсидирование. 

В коалиционном соглашении есть и пункт, касающийся изменения системы власти в стране. Согласно договору, на первой сессии Кнессета 19-го созыва депутаты примут закон о повышении электорального барьера с двух до четырех процентов. В правительстве будут работать не более 18 министров, заместителей министров будет всего 4, то есть эти должности предусмотрены лишь для ключевых министерств. И изменить этот закон можно только большинством при наличии 70 и более депутатских голосов. 

Парламентская коалиция обязуется также внести изменения в закон об определении государства Израиль. Сейчас Израиль определяется как «еврейское и демократическое государство». В случае внесения изменений в закон он будет называться «национальным домом еврейского народа». (3)

Кроме того, как утверждают некоторые эксперты, партии «Еш Атид» и «Еврейский дом» заключили тайные договоренности, которые не вошли в официальные коалиционные соглашения. В частности, речь идет о совместных усилиях по развитию института гражданских браков в Израиле.

По данным газеты «Маарив», Яир Лапид и Нафтали Беннет также договорились поддерживать друг друга во всем, что касается деятельности министерств и парламентских комиссий, переданных под контроль возглавляемых ими партий в рамках коалиционного соглашения. Так, тесно взаимодействовать будут Министерство финансов («Еш Атид») и Финансовая комиссия Кнессета («Еврейский дом»); Министерство строительства («Еврейский дом») и Межминистерская комиссия по делам строительства («Еш Атид»), что открывает больший простор для политического маневра.

Эксперты полагают, что негласные договоренности Лапида и Беннета будут во многом определять повестку дня парламента и правительства. Источники в обеих партиях подтвердили наличие подобных соглашений и то, что они распространяются на гражданские браки (4).

Ультраортодоксальные раввины, политики и пресса уже обрушились на новый израильский кабинет, называя его «правительством зла и ненависти»… По утверждению газеты «Ха-Мишпаха», в случае реализации всех договоренных мер общий ежегодный ущерб сектору харедим составит примерно 2,3 миллиарда шекелей (650 млн. долл.), а среднегодовой ущерб отдельно взятой семьи - около 70 тысяч. Духовный лидер харедим раввин Аарон Лейб Штейнман назвал лидера партии «Еш Атид» Яира Лапида «злодеем, который вырос с отцом злодеем». Один из депутатов Кнессета от блока «Яхадут ха-Тора» Моше Гафни заявил, что нынешняя правящая коалиция представляет собой «одно из худших правительств, когда-либо правивших в Израиле, как в духовном, так и материальном плане». Его коллега по партии Ури Маклев назвал новое правительство политической организацией, опирающейся на «ось ненависти и преследований». «Эта ось сама основывается на кампании систематической и основополагающей враждебности, а также преследовании мира Торы, ультраортодоксальной системы образования, святынь Израиля и всего, что любимо иудаизмом. Эти партнеры заключили завет, предающий Бога и Его Тору», - заявил Ури Маклев. (5)

«Светскость» нового израильского кабинета подкрепляется и его экономической программой, опирающейся на идеи свободного рынка и конкуренции. Министр промышленности и торговли Нафтали Беннет, например, полагает, что для того, чтобы на самом деле добиться социальной справедливости, следует нанести удар по «прикормленным», имея в виду олигархов, монополии, владельцев финансовых пирамид и крупные профсоюзные комитеты многочисленных государственных компаний (портового хозяйства, водораспределительной, авиационной, электрической и др.). Беннет заявляет, что лишь в том случае, если ему удастся «отвадить их от кормушки, разрушить разного рода барьеры и сделать возможной нормальную рыночную конкуренцию, цены пойдут вниз, а вместе с ценами снизится и стоимость жизни». (6)

Вместе с тем понятие «светская» в условиях Израиля отнюдь не значит «атеистическая». Сторонников и членов «Еш Атид» и особенно «Еврейского дома» не следует путать с западными либералами. По многим вопросам, в частности палестинскому урегулированию, укреплению обороноспособности и «еврейскому характеру» Израиля как государства, их взгляды достаточно консервативны. Не отрицают они и особой роли иудаизма в создании и становлении израильской государственности, а в основном добиваются более равномерного распределения государственных обязанностей между всеми слоями населения. Так что говорить применительно к Израилю о социальной и демократической революции, как ее понимают в остальном мире, не приходится. Более уместна оценка происходящих в стране перемен как революции постмодерна, когда эклектически перемешиваются самые разные социально-политические и экономические проекты.

Кроме того, как отмечают исследователи, старое разделение на светское и религиозное не имеет больше в Израиле такой значимости. «Израиль стал постмодернистским, порождая новое   и иногда поразительное   взаимодействие между своей авангардной восприимчивостью к высоким технологиям, своей светской и всё более ортодоксальной религиозной идентичностью и своим общим этнонационалистическим мировоззрением. Его древнее библейское прошлое теперь может без проблем сосуществовать с ультрасовременным настоящим». «Новые миллионеры Израиля легко могут жить в отдаленных поселениях на оккупированных территориях и ежедневно добираться на работу до своих прибрежных предприятий».

И армия уже стала местом сосредоточения националистических и религиозных кадров даже без призыва на службу ультраортодоксов. Как пишет Диана Пинто на портале Рroject-syndicate, похоже, что «израильское государство приближается к своим азиатским коллегам, с их акцентом на экономические инновации и их безразличием к общечеловеческим ценностям или, если на то пошло, к миру». (7)