Остановить убийство Воислава Шешеля!

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Судебный процесс против лидера Сербской радикальной партии Воислава Шешеля, проходящий в Международном трибунале по бывшей Югославии (МТБЮ), вступил в новую стадию. И это – самый опасный момент за восемь лет нахождения В.Шешеля в гаагской тюрьме. Если говорить прямо - спецоперация Гаагского трибунала по убийству В.Шешеля выходит на финишную прямую.

Ситуация, в которой обвиняемый не может быть осуждён в связи с полным провалом обвинения, но который и не может быть оправдан по политическим причинам, чрезвычайно сложна. Мы уже знаем, как трибунал «решил» точно такую же проблему с делом С.Милошевича. Однако дело В.Шешеля оказалась ещё более тяжёлым для Гаагского трибунала. Дело в том, что тринадцать свидетелей обвинения прямо в зале суда заявили, что дают показания под давлением прокуратуры. Эти свидетели сообщали об угрозах возбудить против них дела в случае отказа дать ложные показания против Шешеля. Они сообщали об угрозах расправы с их семьями, о психологическом терроре, многочасовых допросах без перерывов. Рассказали они и о прокурорских обещаниях в случае согласия содействовать в изменении личности свидетелей и переправить их в США и другие страны Запада. 19 сентября мне довелось лично заслушать сообщения всех этих свидетелей во время крупной международной научной конференции по делу В.Шешеля в Белграде.

Официальной реакцией суда на эту ситуацию стало решение суда от 29 июня 2010 года. Данное решение даёт старт  расследованию ситуации с давлением на свидетелей с целью заставить дать ложные показания против В.Шешеля. С одной стороны, казалось бы, - хорошее решение. Однако есть нечто, что настораживает.

На первый взгляд, кажется, что речь идёт о возбуждении дела против прокуратуры МТБЮ. На самом деле это не так. Судебная палата постановила назначить amicusпрокурора, который должен будет решить, «имеются ли существенные основания для возбуждения дела о вмешательстве в осуществление правосудия».

Во-вторых, поначалу кажется, что речь идёт о проведении расследования против К. дель Понте, Х.Уертц-Ретзлаф и Д.Саксона. Однако и это не так. Решение судебной палаты касается проведения расследования в отношении «определённых следователей прокуратуры». Расследование будет проводиться НЕ в отношении указанных трёх лиц, так они являются прокурорами, а не следователями. (1)Вопрос: зачем суду понадобилось такая игра?

В-третьих. Судебная палата постановила, что все полномочия по выводам о достаточности обвинений имеет amicusпрокурор.  Возникает вопрос: почему? Разве не суд должен сделать такой вывод? Или судьи заранее снимают с себя ответственность за будущий вывод прокурора о том, что оснований для обвинений нет?

Четвёртое. Право назначения amicusпрокурора судебная палата передала секретарю МТБЮ. Это также сводит объективность расследования к нулю. Секретарь МТБЮ – фигура не менее зловещая, чем все остальные высшие руководители Гаагского трибунала. Действия секретаря, являясь на протяжении всей деятельности МТБЮ, особенно в делах С.Милошевича и В.Шешеля, и незаконными, и подчас аморальными,  остаются в тени. Примеров такой деятельности секретариата множество. Это и запрет на свидания, в том числе с членами семьи, это и назначения адвокатов, имеющих явные противоречия интересов с обвиняемым, наконец, последний пример – решение об отказе оплачивать работу защиты В.Шешеля. (2)

И, наконец, последнее. На расследование amicusпрокурору дано 6 месяцев с момента его назначения. Однако что мы видим? Проходит уже более трёх месяцев, но прокурор ещё даже не назначен! (3)

Итак, что означает это, по всем меркам странное решение от 29 июня? Для ответа на вопрос необходимо понимать главное – трибунал не заинтересован ни в проведении этого расследования, ни в завершении дела В.Шешеля. В данном случае, похоже, трибунал просто работает на общественность: дескать, судьи объективны и непредвзяты, они принимают серьёзное решение против прокуратуры. При более же внимательном рассмотрении становится видно, что действия эти совсем не так серьёзны, а впечатление об их серьёзности создаётся искусственно. И это не может не вызывать самые серьёзные опасения. Вспомним, что следствие проводилось и в отношении агрессии НАТО – намного более серьёзном преступлении, нежели давление на свидетелей. Однако завершилось оно решением прекратить дальнейшее расследование. Сейчас для МТБЮ в деле Шешеля главное – показать, что сейчас всё делается в пользу обвиняемого. И это самый опасный момент! Именно в этот момент возможен сильный удар по Шешелю, включая его убийство.

На последнем заседании МТБЮ по делу В.Шешеля, 21 сентября, стало известно, что у В.Шешеля начались внезапные проблемы с сердцем, требующие оперативного вмешательства. В частности, кардиограммы показывают аномальные аритмию и тахикардию. Это слишком серьёзная ситуация, чтобы откладывать принятие срочных мер! Необходимы немедленное медицинское обследование В.Шешеля и его лечение независимыми врачами, которым доверяет сам Шешель. В комиссии врачей обязательно должны быть специалист из России. В противном случае мы получим такие же заключения, как в деле С.Милошевича. В последние 6 месяцев жизни С.Милошевич испытывал сильнейшие шумы и напряжение в голове с частичной  потерей слуха и зрения. Посмотрите, какую помощь получил Милошевич от «лучших» врачей НАТО!

 «Доктор» Аартс: «Атеросклероз – нормальное явление для пациента его возраста».

«Доктор» де Лаат: «Причины возможной потери слуха неясны. Возможно, что они сердечно-сосудистого характера». Однако де Лаат делает вывод о том, что «необходимо использование не наушников, а слухового аппарата»!  (Как видим, для того, чтобы подстраховать себя, «доктор» указывает возможную причину, но его рекомендация воистину издевательская). (4)

«Доктор» Споелстра: предлагает решить проблему “получше настроив громкость в наушниках”. (5)

«Доктор» Фальке: «Я обсудил отчёт трёх врачей с лором из госпиталя Броново. Его мнение: ухудшение слуха – от старости. […] Ничего больше сейчас предпринять нельзя”. (6)

Врачом тюрьмы МТБЮ остаётся «доктор» Фальке. Мировая общественность должна знать, какова роль Фальке в убийстве С.Милошевича. Он вместе  с начальником тюрьмы МакФадденом организовали и осуществляли махинации с анализами крови С.Милошевича, в течение нескольких месяцев скрывая информацию о результатах от суда и от самого Милошевича. Он же несёт ответственность за фальсификацию другой информации, включая ведение двух карточек выдачи лекарств, в которых содержится различная информация! (7)

Имеет ли обвиняемый МТБЮ право на медицинскую помощь? Да, безусловно. Это закреплено во всех основных международных нормах по правам человека и в договорах, регулирующих права обвиняемых. Имеет ли обвиняемый МТБЮ право на медицинскую помощь по своему выбору, то есть не медицинскую помощь вообще, а помощь врачей по своему выбору. Да, и также безусловно. Во-первых, это признаётся в документах самого трибунала (статья 31-а Тюремных правил МТБЮ). Во-вторых, иное нарушало бы презумпцию невиновности: обвиняемый не является виновным, он не лишается никаких основных прав человека, в частности он не ограничивается в своих медицинских правах.

Сейчас важно не позволить трибуналу тянуть время в попытках назначить «своих» врачей или вообще подвергнуть сомнению право Шешеля на выбор врачей для обследования и лечения. Независимая медицинская экспертиза может показать, что проблемы с сердцем у В.Шешеля вызваны искусственно. Поэтому любые проволочки в проведении независимого обследования должны рассматриваться как попытка скрыть искусственные причины ухудшения сердечных аномалий В.Шешеля! Средства массовой информации должны как можно быстрее и шире распространить эту информацию. Международная общественность должна знать: убийство В.Шешеля не просто готовится. Оно уже осуществляется и вступает в заклчительную стадию! Необходимо мобилизовать все имеющиеся ресурсы, чтобы не допустить его!

____________________________ 

(1) Полное название решения судебной палаты от 29 июня 2010 года: «Redacted Version Of The “Decision In Reconsideration Of The Decision Of 15 May 2007 On Vojislav Šešelj’s Motion For Contempt Against Carla Del Ponte, Hildegard Uertz-Retzlaff And Daniel Saxon».

(2) См. решение заместителя секретаря МТБЮ от 5 июля 2010 года. D48083-D48080.

(3) В этой связи стоит привести примеры иного рода. Когда потребовалось назначить amicusпрокурора против В.Шешеля, у секретаря ушло на это всего 4 недели. (См. решение секретаря МТБЮ от 2 марта 2010 года. D28-D27).

(4) Письмо доктора Дж. Де Лаар – тюремному врачу Фальке от 28 ноября 2005 года // Документ МТБЮ: IT-02-54-T, p. 45801

(5) См. Письмо доктора Споелстра  от 21.11.2005 // Документ МТБЮ: IT-02-54-T, p. 45807.

(6) Из отчёта П.Фальке– судебной палате от 14.11.2005   // Confidential Attachment B to the Assigned Counsel Request for Provisional Release Pursuant to Rule 65, 20 December 2005.

(7) Подробнее см.: Мезяев А.Б., Мой обвинительный акт, // Русский венок Слободану Милошевичу. М., Алгоритм. 2008. С.51-80.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
Другие материалы