Сербские власти хотят отдать режиму Тачи и север Косова

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

От редакции. Новое резкое обострение ситуации в Косове вызвано заявлением сепаратистских властей Приштины о том, что 16 сентября они возьмут под свой контроль пограничные пункты Брняк и Яринье на административной границе между Сербией и Косовом и Метохией. Тем самым будет создана таможня нелегитимной „независимой Республики Косова“, охраняемая пограничной полицией Косова, а административная граница станет государственной. Заявление Приштины последовало после того, как 2 сентября на переговорах Белграда и Приштины в Брюсселе сербские представители согласились на введение таможенных печатей Косова. 15 сентября по требованию Сербии и России началось заседание Совета Безопасности ООН по вопросу о положении в Косове. На севере Косова, где подавляющее большинство населения – сербы, день ото дня растёт напряжённость. Брняк и Яринье находятся под контролем НАТО (КФОР) на основе трехстороннего соглашения, заключенного Белградом, Приштиной и КФОР. Срок соглашения истекает в полночь 15 сентября. По-прежнему действует введённая Приштиной блокада - сербские товары не пропускаются в северную часть Косова. В течение последних дней сербы полностью блокировали дороги, ведущие к административным переходам. Главный мост на реке Ибр, разделяющий город Косовская Митровица на северную сербскую и южную албанскую части, перегорожен грудами гравия, все выходы из южной в северную часть блокированы. На южной стороне моста находятся транспортные средства ЕУЛЕКС и косовской полиции. Сербскому населению, оставшемуся в Косове и Метохии в основном в северной части, угрожает применение силы со стороны албанских сепаратистов, поддерживаемых НАТО (КФОР) и ЕУЛЕКС, что может окончится исходом сербов из Косова - физическим изгнанием народа с его законной и исторической территории.

ФСК: Как Вы оцениваете развитие ситуации на севере Косова на протяжении последних недель?

Марко Якшич: С 2008 года во многом при помощи нынешних сербских властей албанские сепаратисты получили возможность полностью оформить свою квазигосударственность на территории к югу от реки Ибр. Зная о неготовности официального Белграда, который проводит разрушительную для национальных интересов Сербии политику под лозунгом „Евросоюзу нет альтернативы“, действительно защищать территориальную целостность своей страны, то есть и сербов Косова и Метохии, Хашим Тачи предпринял наступление с целью поставить под свой контроль всё Косово, включая его северную часть, на которой сербы составляют почти 100% населения. Первой мерой стал захват пограничных переходов, затем последовали введение албанского судопроизводства, „государственных“ символов, появление полиции и других институтов. Сербский народ в Косове и Метохии всем этим попыткам Приштины оказал энергичное сопротивление. Поэтому албанцы и их западные патроны изменили тактику. Однако стратегия осталась той же. Из-за сопротивления сербов косовские албанцы, отказавшись от прямой и моментальной оккупации севера Косова, взяли курс, рассчитанный на достижение той же цели в течение ближайших нескольких месяцев.

ФСК: Как Вы расцениваете линию официального Белграда в сложившихся условиях?

Марко Якшич: Печально, но факт: официальный Белград только усугубляет избранную им еще раньше капитулянтскую политику. Увидев, насколько мощным оказался отпор сербов на севере Косова насилию албанских сепаратистов, сербские власти сделали всё, чтобы извлечь из этого свою выгоду. Во-первых, официальный Белград „набрал очки“ на якобы поддержке сербского сопротивления – но исключительно с позиции позерского псевдопатриотизма. Борко Стефанович, глава сербской делегации на переговорах Белграда с Приштиной, и другие люди Тадича лишь фотографировались на сербских баррикадах и вели пустые разговоры, имитируя государственную деятельность. В то же время они ничем не поддержали сербское сопротивление, а за кулисами обделывали дела со своими иностранными друзьями – врагами сербского народа. Белград получил возможность показать Брюсселю и Вашингтону, что он им нужен, если те хотят реализовать в Косове свои планы. Белград ради вступления в ЕС сделает всё, что хотят Тачи и его западные покровители. Договор, который Тадич заключил с КФОР, является частью плана Тачи поставить весь север Косова полностью под свой контроль. Ещё до конца сентября должно быть получено согласие Белграда на установление между Косовом и остальной Сербией настоящих государственных границ. И тогда косовские албанцы заполнят пространство между „границей“ и Ибром. Естественно, против всех влиятельных сербских лидеров на севере Косова будет проведена репрессивная операция.

ФСК: Что Вы можете сказать о роли НАТО в этих событиях?

Марко Якшич: НАТО в 1999 г. совершила военную агрессию против Сербии с целью захвата Косова и Метохии и создания там натовского по сути квазигосударственного образования. Это - часть грандиозного плана постепенного геополитического окружения России. С тех пор НАТО продолжает следовать заданным курсом. Она поддержала этническую чистку сербов и создала условия для принятия сепаратистского акта Приштины в 2008 г. - провозглашения независимости «Республики Косова». Затем, поправ Резолюцию 1244 СБ ООН, НАТО приступила к формированию албанского псевдогосударства в сербском Косове. Сейчас НАТО, замаскированная под КФОР, поддерживает или инспирирует действия Тачи. Альянс усиленно работает над созданием квазигосударства, которое станет базой для развёртывания натовских операций в других районах мира. Однако прошли те времена, когда „сербскую проблему“ можно было решать с помощью военной операции типа „Бури“, когда в августе 1995 г. практически всё сербское население было изгнано из Хорватии. Сегодня, по сравнению с 90-ми годами ХХ века, мир существенно изменился, и сербы на севере Косова в состоянии постоять за себя. Поэтому Тадич, Стефанович и им подобные „наши“ политики, нужные и НАТО, и режиму Тачи, проводят против собственного народа на севере Косова кампанию в СМИ, пытаясь демонизировать местных сербов как криминальных авторитетов, которые на баррикадах защищают якобы свои „деловые“ интересы. Эта позорная подмена тезиса – очернение патриотов и изображение торговцев национальной территорией «разумными политиками».

ФСК: Какие перспективы у северной части Косова?

Марко Якшич: С этой властью в Белграде - перспективы плохие. Наша главная проблема – нынешний политический режим в Сербии, который вместо защиты национальных интересов действует вопреки им. Больше всего это проявляется в Косове, но это общая политика – от Хоргоша до Прешево и Нови Пазара, в отношении Республики Сербской в Боснии и Герцеговине, в отношении сербов Черногории и т.д. Однако ситуация быстро изменится в положительную сторону, если в Белграде появится власть, не приемлющая сдачу государственных интересов и пагубные соглашения с сепаратистами, - власть, которая откажется плясать под дудку НАТО. Расширению албанской псевдогосударственности в Косове должен быть положен предел. Так что ключ к решению косовской проблемы – в Белграде.

ФСК: Сербам в Косове и Метохии приходится сегодня очень тяжело. Как отразится на их повседневной жизни договор, который Белград заключил с КФОР и опосредованно – с Тачи?

Марко Якшич: Боюсь, что цель договора – сделать нашу жизнь еще более тяжелой. Договор Стефанович - Тачи и его последствия могут превратить север Косова в гетто, отрезанное от остальной Сербии. Тогда положение нашего народа, проживающего на этих территориях, станет невыносимым. Может быть, кто-то это и планирует, подталкивая сербов к выселению, после чего опустевшая территория будет «освоена» албанцами. Нам готовят ту же судьбу, что и сербам, изгнанным из других частей нашего южного края.

ФСК: Какой Вам видится роль России в связи с новым витком косовского кризиса?

Марко Якшич: Россия воспротивилась признанию псевдонезависимости Косова. Нынешний режим в Белграде, вероятно, чувствовал бы себя гораздо лучше, будь у Москвы другая позиция. Тогда бы народу объявили: „Мы сами ничего сделать не в силах, а Россия нам не помогла“. То есть Косово бы предали, а вину за это возложили на Россию. А так сербским властям приходится искать обходные пути «обмена» Косова и Метохии на иллюзии европейской перспективы Сербии. В то же время, если бы у власти в Белграде находилась национальные силы, то Сербия в лице России могла бы найти твердую опору для защиты Косова. Москва же получила бы в лице Сербии надёжного союзника в условиях, когда НАТО и далее плетет вокруг России свою сеть. Сербия, вступив в ОДКБ, была бы застрахована от территориальных притязаний НАТО и Приштины. Это понимают и на Западе – поэтому и культивируют режим Тадича. То, что сейчас они торопятся, говорит об их боязни, что этому режиму недолго жить. В Москве, я надеюсь, не могут не понимать: всё, что происходит от Адриатики до российской границы, – часть единого сценария, в ходе осуществления которого главный удар направлен против Российской Федерации. Я думаю, что Россия своей твёрдой позицией сможет лишить НАТО стимула продолжать политику оккупации севера Косова. Что бы ни говорил Вашингтон, там сознают значение России и не могут не считаться с её мощью. У Москвы сейчас есть возможность помочь сербам на севере Косова, настаивая на соблюдении их прав и, в частности, Резолюции СБ ООН 1244, утверждая тем самым свою роль мировой державы. Не говоря уже о том, что мы, сербы, будем за это вечно благодарны.

_________________________

Марко Якшич (р. 1951) - врач по образованию (ортопед), заместитель председателя Скупщины (парламента) Союза сербских общин Косова, член Президиума Демократической партии Сербии (ДПС) Воислава Коштуницы. Был директором Центра здравоохранения в Косовской Митровице, народным депутатом, председателем Краевого комитета ДПС по Косову и Метохии. На протяжении четверти века - один из наиболее влиятельных лидеров сербов Косова и Метохии.

Интервью брал Драгомир Анджелкович (Белград)

Перевод с сербского - Анна Филимонова (Москва)