ООН – НАТО: трагифарс в режиссуре «qui pro quo» (II)

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Часть I

В том, что на нынешнем этапе крестового похода на Восток передовые позиции занимает наднациональное лобби, нет ничего необычного. И не надо удивляться выбору на должность спецпредставителя генсека ООН в Ливии британца Яна Мартина - человека, не знающего эту страну. Разъяснил же аналитик из международного центра Джона Хопкинса, что «европейские стратеги, во всяком случае Великобритания, хотели видеть на этом месте представителя гражданского общества». 

Ян Мартин - как раз один из разносчиков идеологии «нового мирового порядка», которые всегда ко двору, когда требуется оправдать демонстративное нарушение международного права, оставив его безнаказанным… Он возглавлял Аmnesty International - организацию, внесшую немалый вклад в развал СССР, последние годы работал заместителем руководителя влиятельной лоббистской структуры Международный центр переходного правосудия (International Center for Transitional Justice), базирующийся в Нью-Йорке. Центр сыграл не последнюю роль в том, чтобы протащить в ООН формулу «Ответственность защитить» и разрабатывал идеи «либерального империализма».

Дискуссии об «авторитарных режимах», «несостоявшихся государствах» и планах военной расправы над странами, уклоняющимися от перехода на западные стандарты, идут давно, и это не досужая болтовня. Еще в 2002 году тот же Ян Мартин был одним из инициаторов семинара высокого уровня в Париже под названием «Организация Объединенных Наций, Евросоюз, НАТО и региональные акторы». В семинаре участвовали высшие руководители НАТО, замгенсека ООН, министр обороны Франции и множество высокопоставленных лоббистов, специализирующихся на вооруженных конфликтах. Уже тогда вовлечение ООН в операции НАТО ставилось в центр стратегии Североатлантического альянса. Уже тогда был отработан пропагандистский тезис о «ложной альтернативе» миротворческих операций и собственно военных действий. Уже тогда вмешательство во внутренние дела государств, объявленных «несостоявшимися», рассматривалось как «перспективная» идея (1). Ян Мартин на том семинаре был модератором панели, посвящённой миротворческим операциям, а основным докладчиком от Совета Европейского союза выступал Роберт Купер, британский дипломат, автор скандальных публицистических книг о «либеральном империализме», открытый поборник макиавеллизма в дипломатии.

Манипуляции с подменой смыслов (qui pro quo - одно вместо другого) известны чуть ли не со средних веков, из практики мошенников-фармацевтов во Франции, выведенных ещё Мольером, и подсовывавших больному нечто нейтральное или даже вредное вместо нужного лекарства. Позднее опыт этих мошенников вошёл в практику стратегического управления рисками и даже в теорию катастроф. Об этих подменах на Западе написана не одна научная работа. «Теорией qui pro quo» (2) объясняли даже самую крупную до событий 11 сентября катастрофу в гражданской авиации близ аэропорта Тенерифи 1977 года. Говоря популярно, феномен qui pro quo связан с конструированием и внедрением совокупности ложных смыслов. 

Посмотрим, как обстоит с этим дело в последних документах ООН.

16 августа из резолюции Совета Безопасности ООН № 2009 мир узнал, что «мандатом» ООН в Ливии учреждается «Миссия поддержки» с аббревиатурой UNSMIL. Издевательством над международным правом здесь выглядит сама формула «поддержки» одной из сторон конфликта - мятежников, фигурирующих в резолюции как «законная власть». В пункте 20 резолюции 2009, где упоминаются «меры, наложенные параграфами 6-12 резолюции 1973» о введении бесполетной зоны, сообщается, например, что «если позволят обстоятельства, можно будет по договоренности с властями снять меры по введению бесполетной зоны», перечисленные в параграфах 6-12, и «прекратить полномочия, данные государствам-членам ООН в пункте 4 резолюции 1973 по договоренности с ливийскими властями». В новой резолюции смысл параграфов предыдущей резолюции намеренно не расшифровывается, а между тем пункт 4 резолюции №1973 как раз уполномочивал «все государства-члены, действующие через региональные организации или соглашения, принимать все необходимые меры для защиты гражданского населения и мест его проживания, находящихся под угрозой нападения в Ливийской Арабской Джамахирии, включая Бенгази, но исключая при этом возможность пребывания иностранных оккупационных сил в любой форме на любой части ливийской территории». 

В общем, по договоренности с властями, если сложатся обстоятельства, защищать гражданских лиц и места их проживания уже не обязательно, а пребывание оккупационных войск на территории Ливии теперь уже ничуть не исключается.

Читатель вправе задаться вопросом: а как вообще Генеральная Ассамблея ООН, где собраны представители почти двухсот государств, большинство из которых отнюдь не поклонники «западной цивилизации» и не союзники НАТО, могла проголосовать за признание откровенно марионеточного Национального переходного совета (НПС), готовящего почву для оккупации страны, да еще накануне намеченной дискуссии по Ливии с участием Африканского Союза, который выступает за национальное примирение с участием всех сторон конфликта? 

Это «голосование» – почти детективная история. Естественно, что официальная пресса не баловала общественность подробностями о том, как «повстанцы» заняли в ООН кресло представителей страны, в которой ещё вовсю идут военные действия и законное правительство которой не сложило с себя полномочий. Сообщалось лишь, что 114 стран проголосовали за признание Национального переходного совета, 17 были против и 15 воздержались. Сдержанность СМИ в отношении деталей понятна. Сообщи, к примеру, что за Национальный переходный Совет в Ливии проголосовали Сирия и Иран, это могло бы вызвать лишние недоуменные вопросы. Однако дело в том, что Генеральная Ассамблея впрямую ни за какое признание НПС вообще не голосовала (!) Как двусмысленно отмечается в коммюнике пресс-службы ООН, «Генеральная Ассамблея позволяет ливийскому Национальному переходному совету занять кресло государства – члена Ливии». В результате подмены смысла государства, голосующие за формально обязательную процедуру подтверждения полномочий стран, участвующих в сессии, попались в расставленную ловушку. Лукавому «признанию» предшествовали события, скупо отраженные в отчете Комиссии по проверке полномочий государств-членов ООН, которую возглавлял представитель Панамы Пабло Антонио Таласинос. В отчете сообщалось, что «помощник Генсекретаря по юридическим вопросам объяснил Комиссии, что вопрос подтверждения полномочий касается лишь стран, уже приславших свои подтверждения, об остальных сообщат дополнительно, и следует проголосовать за одобрение имеющихся данных», что и было сделано Комиссией. Пунктом 11 отчета Генеральной Ассамблеи рекомендовалось лишь, «ознакомившись с отчетом Комиссии по проверке полномочий и рекомендациями, которые в ней содержатся, одобрить отчет Комиссии» (3).

Представители некоторых стран, кажется, так и не поняли, за что они голосуют, поднимая руки за подтверждение рекомендаций Комиссии по проверке полномочий.

Не названный в официальном отчете по имени «помощник генсекретаря по юридическим вопросам», спешно назначенный на этот пост 1 сентября для продвижения в ООН западной повестки по Ливии, дело свое знал хорошо. За плечами Стивена Матиаса – 20 лет работы в американском госдепартаменте, включая вопросы по связям с ООН, он стоял у истоков создания международных судов в Гааге, включая Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ).

Элементарное здравомыслие, исключающее двусмысленную подмену понятий, требует безоговорочного осуждения пресловутых «гуманитарных бомбардировок» суверенных государств. Миротворцы – это миротворцы, агрессоры – это агрессоры, лоббисты – это лоббисты, а правозащитники, поддерживающие меньшинство в войне против большинства, – это враги гражданского общества. Какое может быть «постконфликтное обустройство» страны-члена ООН, «когда Ливия вообще-то еще и не «пост-Каддафи»? Последнее замечание, сделанное аналитиком международного центра Джона Хопкинса, отражает всё более заметное сегодня стремление американской академической науки отмежеваться от политики «международного сообщества» в Ливии. А известный американский историк и политолог Вэбстер Тарпли на днях опубликовал манифест (4), ограждающий просыпающееся гражданское общество Америки от ловушек qui pro quo. Мудрый совет историка-эрудита тем, кто сегодня в Америке примыкает к нарастающему движению протеста, - никаких абстрактных лозунгов, никакой двусмысленности, выступайте за конкретные права таких, как вы, и тех, кому еще труднее. Отдельная строчка манифеста посвящена Ливии: тех, кто оправдывает бомбардировки и незаконное вторжение в эту страну, учёный предлагает немедленно брать на подозрение и никогда больше не иметь с ними дела.

___________________________________

(1) http://www.iss.europa.eu/uploads/media/rep6_01.pdf 

(2) Mathias Szpirglas. Une théorie du quiproquo pour la gestion stratégique des risques.

http://hal.archives-ouvertes.fr/docs/00/15/91/15/PDF/F_Actes96-04_anger…

(3) http://www.un.org/News/Press/docs/2011/sc10389.doc.htm

(4) www.tarpley.net