Россия, Индия и пакистано-китайское сотрудничество (I)

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Президент России планирует посетить Пакистан. Высказываются предположения, что визит В. Путина в Исламабад состоится в сентябре с.г. Естественное летнее «затишье» дает возможность поразмыслить над мотивами внешнеполитических шагов России в южной части центральной Евразии. И мнения здесь существуют самые различные. Так, некоторые из моих индийских друзей-журналистов полагают, что предполагаемая поездка - своеобразное «наказание» Индии за «проамериканскую» внешнюю политику Дели. Думаю, подобное, упрощенное, объяснение недоучитывает всю сложность ситуации, которая к тому же возрастёт после неизбежной эвакуации иностранных воинских подразделений из Афганистана. И вот тогда возникнет новое геополитическое «уравнение», центральным элементом которого в силу исторических причин и объективных географических обстоятельств непременно станет Пакистан. Об этом нельзя не думать, рассуждая в категориях постепенно формирующегося здесь «квадрата сил», представленного Индией, Китаем, Пакистаном и Россией. Ясно, что одной из несущих конструкций этого образования станет «всепогодный», сформировавшийся не вчера геополитический союз Исламской Республики и Китая.

* * *

В 1950 г. Пакистан одним из первых в мире признал Китайскую Народную Республику, а в 1960-е – начале 1970-х гг. оставался наиболее стойким союзником Пекина в период относительной международной изоляции последнего. Китай высоко оценивал и оценивает эту поддержку, оказывая Исламской Республике военную помощь и технико-экономическое содействие, включая передачу ядерных технологий и оборудования. В настоящее время некоторые эксперты высказывают предположение, что укрепляющиеся многосторонние связи между Индией и США сделают отношения стратегического союзничества между Исламабадом и Пекином еще более тесными, тем более что пакистанская элита рассматривает партнерство с Китаем как гарантию безопасности Пакистана.

Военно-техническое сотрудничество Исламабада и Пекина, являющееся осью двусторонних отношений, осуществляется по трем основным направлениям:

– ракетная техника: пакистанские вооруженные силы располагают ракетами ближнего радиуса действия и средней дальности, которые военными рассматриваются как «модификации китайских баллистических снарядов»;

– боевая авиация: на вооружении ВВС Пакистана находятся летательные аппараты китайской разработки - JF-17 Thunder и K-8 Karakorum, а также самолеты-перехватчики совместного производства; помимо этого пакистанские ВВС используют радарную систему раннего обнаружения также китайского производства (1);

– ядерная программа: считается, что КНР могла передать Пакистану технологии, критически важные для производства ядерного оружия.

Помимо военно-технического сотрудничества Пакистан и Китай активно развивают двусторонние торгово-экономические отношения; мощное ускорение их развитию придает «всеобъемлющее соглашение о свободной торговле» 2008 года. По некоторым оценкам, товарооборот между двумя странами приближается к 15 млрд. долл. Это сотрудничество имеет стратегическое значение прежде всего для Пакистана. В настоящее время с помощью КНР в Исламской Республике осуществляются долгосрочные инфраструктурные проекты, включая строительство автомобильных дорог, разработку полезных ископаемых (в т.ч. меди и золота), развитие классической энергетики, а также несколько проектов в сфере атомной (неклассической) энергетики. Важным объектом совместной деятельности стало строительство глубоководного порта Гвадар в провинции Белуджистан (портовый комплекс введен в действие в декабре 2008 г.). Порт Гвадар, расположенный на расстоянии 180 морских миль от входа в Ормузский пролив, через который осуществляется около 40% мировых поставок нефти по воде, имеет стратегическое значение и для Пекина: благодаря функционированию этого порта, во-первых, обеспечивается диверсификация и защита поставок углеводородов в Поднебесную, во-вторых, становится возможным доступ в Аравийское море для Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР), что важно для общей экономической безопасности Китая.

Формально у Исламской Республики Пакистан два основных стратегических союзника – КНР и США. Однако в свете событий 2011 года правящие круги Пакистана утратили доверие к Америке и все больше полагаются на Китай, неофициально именуемый «всепогодным союзником». Новым элементом двусторонних отношений стало исчезновение сервилизма пакистанской военной элиты по отношению к США, что вносит дополнительный элемент неопределенности в «стратегический союз» этих государств. Важным фактором роста недоверия Исламабада к Вашингтону стала американо-индийская «ядерная сделка», фактически исключившая Индию, как считают пакистанские власти, из режима нераспространения ядерного оружия. Напротив, демонстрацией взаимного доверия в отношениях «всепогодных союзников» стало решение Китая построить дополнительно к уже действующим ещё два атомных реактора в Пакистане.

Однако в китайско-пакистанских отношениях присутствуют и серьезные проблемы. Так, китайскую элиту все больше беспокоит сохраняющийся высокий уровень политического экстремизма в Пакистане. Особенно тревожит Пекин растущая воинственность некоторой части уйгуров, нередко действующих с территории расселения племен в Пакистане. Китайские (а равно и западные) аналитики полагают: довольно значительное число уйгуров, посещавших в 1980-е гг. медресе на пакистанской территории, были впоследствии мобилизованы в подразделения, действовавшие на территории Афганистана – сначала против советских войск, а затем и против соединений США и их союзников, до сих пор ведущих борьбу с движением Талибан. По данным военных экспертов, часть этих уйгуров – «моджахедов»  -  вернулась в Китай.

Еще одной причиной беспокойства Пекина стали участившиеся нападения радикальных группировок на китайских граждан, работающих в Пакистане по контракту (их более 10 тыс. человек). Особо сложная ситуация, как отмечают западные аналитики, сложилась в провинции Белуджистан, на западе страны. Поэтому официальный Пекин, озабоченный как безопасностью своих граждан, так и авторитетом страны в мусульманском мире, особо не акцентирует борьбу с терроризмом в Пакистане, фактически передавая инициативу здесь Америке.

В свою очередь, в Вашингтоне учитывают растущую озабоченность Китая активизацией сил политического ислама в Пакистане, усматривая в противодействии мусульманскому радикализму долгосрочное совпадение стратегических интересов США и КНР. Китай стремится выдерживать в отношении Пакистана стратегическую линию, соединяющую два противоречивых начала: 1) ограничение геополитического влияния США и Индии в Южной Азии, 2) ограждение Поднебесной от политического экстремизма, исходящего с пакистанской территории, как за счет сбалансированного развития отношений с Исламабадом и Дели, так и посредством развития добрососедских отношений между двумя «историческими соперниками», чем, в частности, объясняется относительно «беспристрастная» политика Пекина в отношении обоих ведущих государств Южной Азии, в частности по «кашмирской проблеме», в течение последних 10-12 лет. Такая компромиссная позиция китайской стороны, видимо, связана с опасением возможного воздействия «демонстрационного эффекта» брожения в «большом» (историческом) Кашмире на этно-религиозные противоречия в Синьцзяне и Тибете. Наконец, ничего хорошего не сулит Пекину укрепление позиций движения Талибан в Пакистане и Афганистане.

Среди индийских политических аналитиков давно и прочно утвердилась точка зрения, согласно которой китайско-пакистанские отношения выполняют исключительно функцию «сдерживания» Индии в Южной Азии. Хотя логику такого взгляда отрицать трудно, он явно недоучитывает значение тенденций, оказывающих в последнее десятилетие серьезное влияние на внутриполитическое положение в КНР извне.

Постоянное дестабилизирующее воздействие событий в Синьцзян-Уйгурском автономном районе на общее развитие Китая – факт общеизвестный. Более того, в Пекине не исключают, что сторонники «независимого уйгурского государства», действующие с территории Северо-Западной пограничной провинции Пакистана (СЗПП), получают поддержку Соединенных Штатов и некоторых мусульманских государств, в частности Саудовской Аравии и других «нефтяных монархий» Персидского залива. Поэтому Пекин стремится использовать различные возможности для нейтрализации сил политического ислама в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, в том числе и на государственном уровне. (В настоящее время в СУАР проживают более восьми миллионов уйгуров, некоторая, наиболее радикально настроенная часть которых добивается создания независимого государства уйгуров - «Восточного Туркестана».) На этом направлении в политике КНР по отношению к Пакистану обозначились новые важные факторы.

(Окончание следует)

(1) Американские военные эксперты уверены в том, что задержка с передачей останков вертолета, изготовленного с применением технологии stealth, участвовавшего в ликвидации Усамы бен Ладена 2 мая 2011 г., была связана с предварительным изучением китайскими военными американского летательного аппарата.