К военно-политической ситуации в Мали. О борьбе Африки с «международным сообществом»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

После того как в начале года мировые СМИ привлекли всеобщее внимание к событиям в Республике Мали, об этой стране в Западной Африке, насчитывающей 15 миллионов человек населения и несколько сот тысяч беженцев и внутренне перемещённых лиц, вновь так же внезапно «забыли». Тем не менее, хотя накал войны в Мали спал, сама война далека от завершения… Кроме того, в Мали произошли важные политические изменения.

Во-первых, состоялась очередная смена власти, на этот раз законным образом. 28 июля в Республике Мали прошёл первый тур президентских выборов, в котором приняло участие 27 кандидатов. Ни один из кандидатов абсолютного большинства голосов не набрал, а наибольшее предпочтение избиратели отдали бывшему премьер-министру Ибрагиму Бубакару Кейте, получившему почти 40% голосов, и бывшему министру финансов Сумаиле Сисе (около 20% голосов). 11 августа состоялся второй тур выборов, в котором с 77% голосов победил И.Б.Кейта.

Хотя имеется ряд факторов, на основании которых законность этих выборов можно было бы оспорить (проведение выборов в военных условиях, (1) иски, поданные некоторыми кандидатами в Конституционный суд страны, признание Сумаилой Сиссе своего поражения лишь после встречи с представителем Генерального секретаря ООН), наблюдатели признали состоявшиеся выборы «свободными, транспарентными и заслуживающими доверия».

Новый президент Мали 68-летний Ибрагим Бубакар Кейта по праву может считаться патриархом малийской политической сцены. В отличие от предыдущих президентов, имевших тесные связи с социалистическим содружеством (Амаду Тумани Туре учился и работал в СССР, Альфа Умар Конаре - в Польской Народной Республике) Ибрагим Бубакар Кейта связан прочными узами с Западом. Он закончил несколько учебных заведений во Франции, включая Сорбоннский университет, работал в европейских гуманитарных организациях. В 1990-2001 годах являлся лидером партии Альянс за демократию в Мали. С 1994 по 2000 год был премьер-министром Мали, а с 2001 по 2007 – председателем Национальной ассамблеи (парламента). На предпоследних президентских выборах Кейта проиграл Амаду Тумани Туре (свергнутому в марте 2012 года) с результатом 19% против 71%. И вот теперь Кейта побеждает, однако в ситуации, когда его главный соперник свергнут и лишён возможности участия в политической жизни…

Среди первых шагов нового президента надо отметить укрепление своей власти. В конце октября Кейта снял с должности главы военного комитета по контролю за реформированием армии организатора военного переворота марта 2012 года Амаду Саного (после переворота этот капитан был произведен в генерал-лейтенанты), а затем арестовал его. Кроме того, правительство подписало важные соглашения с несколькими повстанческими группами и воссоздало министерство по вопросам перемирия и развития северных областей.

Во-вторых, следует отметить военные победы армии Мали и франко-ооновских войск, что в свою очередь привело к серьёзным перегруппировкам в стане оппозиции и террористических формирований. Движение за единство и джихад в Западной Африке, «Ансар ад-Дин» и «Аль-Каида в исламском Магрибе» понесли большие потери, их оперативные возможности существенно подорваны. Эти группы распались на более мелкие, а входившие в них боевики смешались с местным населением, бежали в соседние страны или вошли в состав других формирований. Образовались новые группы, включая Мусульманское движение Азавада, Высший совет Азавада и Арабское движение Азавада. Первые две группы состоят преимущественно из боевиков Национального движения за освобождение Азавада и «Ансар ад-Дин», а Мусульманское движение Азавада впоследствии вошло в состав Высшего совета Азавада. Что касается Арабского движения Азавада, то в него входят в основном боевики арабского происхождения. В конце августа Движение за единство и джихад в Западной Африке объявило, что оно объединилось с отколовшейся ячейкой организации «Аль-Каида в странах исламского Магриба», возглавляемой Мохтаром Бельмохтаром, и образовало новую группу под названием «Аль-Мурабитун».

Продолжаются столкновения между разными оппозиционными силами. Так, летом происходили столкновения между Арабским движением Азавада (АДА) и Национальным движением за освобождение Азавада в Лернебе, к западу от города Томбукту, и вблизи озера Фагибин, к северу от Томбукту. Одновременно АДА угрожало совершить со своей позиции в Ин-Афараке нападение на Ин-Халиль, пункт близ алжирской границы в районе Кидаля. 13 августа в Бордж-эль-Мухтаре в южной части Алжира вблизи границы с Мали вспыхнула перестрелка между группами арабов и туарегов. Как сообщалось, в результате этих столкновений были убиты десятки людей. 14 августа имели место столкновения в Ин-Халиле предположительно в связи с инцидентами в Бордж-эль-Мухтаре. 

От нехватки продовольствия в Мали на сегодняшний день страдают три с половиной миллиона человек, полтора миллиона нуждаются в экстренной помощи. (2)

Несмотря на практически полное забвение в СМИ французского вторжения в Мали, операция «Серваль» продолжается. Как утверждает Генеральный секретарь ООН, крупных столкновений в последнее время не происходило, но было захвачено значительное количество единиц оружия, боеприпасов и большой объём взрывчатых веществ, обнаружены пункты производства самодельных взрывных устройств. Всего изъято более тринадцати тонн оружия и боеприпасов. (3) По утверждению французского правительства, сейчас в рамках операции «Серваль» какие-либо активные боевые действия не предпринимаются. Вместе с тем за период с 1 июля 2013 года французские воинские части, участвующие в операции «Серваль», и Миссия ООН в Мали (МИНУСМА) провели около пятнадцати совместных мероприятий. (4)

5 ноября министр иностранных дел Франции Л.Фабиус заявил, что французские войска остаются в Мали до начала 2014 года, когда должен начаться их плановый вывод. Сейчас в Мали находится примерно 3 тысячи французских войск. (5) Сложности проведения операций МИНУСМА и французских сил вторжения обусловлены не только военной обстановкой, но и климатом. 65% территории Мали (что в два раза больше территории Франции) – это пустыня или полупустыни. Температура в Томбукту (западный сектор штаба МИНУСМА) регулярно достигает 50 градусов по Цельсию и больше. При такой температуре многие военные приборы просто плавятся. (6)

Оценивая развитие событий в Мали после французского вторжения в январе 2013 года, надо подчеркнуть, что главным итогом этого периода стала замена миротворческой операции Африканского Союза (АФИСМА) миротворческой операцией ООН. Более 6 тысяч военнослужащих АФИСМА перешли в подчинение МИНУСМА.

Борьба африканцев с «международным сообществом» за право решать свои проблемы самостоятельно находится в активной фазе и проходит с переменным успехом. Африканцам удалось отбить наскок Бельгии, требовавшей в Международном суде ООН выдачи ей бывшего президента Чада Хиссена Хабре (для проведения процесса был создан специальный африканский суд), но пока не удалось прекратить уголовное преследование в отношении президента и вице-президента Кении Ухуру Кениатты и Уильяма Руто, осуществляемое в Международном уголовном суде. Несколько дней назад государства-члены Африканского союза обратились к Совету Безопасности ООН с просьбой принять решение о приостановлении в МУС дела Кениатты - Руто. (7) Проиграна пока и борьба за право африканцев проводить миротворческие операции собственными силами. «Международное сообщество» не собирается уходить из Африки: реальное решение вопросов безопасности на африканском континенте поставит под угрозу его контроль над африканскими ресурсами.

(1) По информации Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, в сентябре 2013 года в соседних странах находилось более 170 тысяч малийских беженцев. Количество внутренне перемещённых лиц оценивается в более чем полумиллиона человек. По данным Международной организации миграции, в Мали вернулись 137 тысяч беженцев, однако эта информация также датируется сентябрем, то есть временем после проведения выборов. Таким образом, в выборах не могли принять участия около 10% населения страны.
(2) См. Доклад Генерального секретаря о ситуации в Мали от 1 октября 2013 г. // Документ ООН S/2013/582. Параграф 55.
(3) Доклад Генерального секретаря о ситуации в Мали от 10 июня 2013 г. // Документ ООН S/2013/338. Параграф 22.
(4) Доклад Франции о мерах, принятых французскими силами за период с 1 июля 2013 года в порядке поддержки Многопрофильной комплексной миссии ООН по стабилизации в Мали // Документ ООН S/2013/621 от 22 октября 2013 г. Согласно данному докладу французские войска занимались в основном только «рекогносцировкой местности», «демонстрацией присутствия» или «рассеиванием демонстраций».
(5) Mali: France to Withdraw Most Troops From Mali in January As Planned // http://allafrica.com/stories/201311060331.html
(6) См. выступление заместителя Генерального секретаря ООН по полевой поддержке Амиры Хак на заседании СБ ООН по обсуждению ситуации в Мали 25 июня 2013 г . // Документ ООН: S/PV.6985. 
(7) Письмо государств — членов Африканского союза от 12 октября 2013 года на имя Председателя Совета Безопасности ООН от 22 октября 2013 года // Документ ООН: S/2013/624.