Перейти к основному содержанию

Россия – ЕС: сомнительное партнёрство двадцать лет спустя

Подписанная двадцать лет назад в Брюсселе Совместная политическая декларация о партнёрстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским союзом имела для своего времени большое значение. Этот документ заложил основы дальнейшего развития отношений Москвы и Брюсселя по ключевым вопросам общеевропейской безопасности, сотрудничества и развития. В следующем 1994 году стороны подписали Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), которое вступило в силу 1 декабря 1997 года и было рассчитано на десять лет. А вот новый документ, который мог бы сделать Россию и ЕС стратегическими партнёрами, сторонам не удаётся подписать уже шесть лет...

Подписанная двадцать лет назад в Брюсселе Совместная политическая декларация о партнёрстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским союзом имела для своего времени большое значение. Этот документ заложил основы дальнейшего развития отношений Москвы и Брюсселя по ключевым вопросам общеевропейской безопасности, сотрудничества и развития. В следующем 1994 году стороны подписали Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), которое вступило в силу 1 декабря 1997 года и было рассчитано на десять лет. А вот новый документ, который мог бы сделать Россию и ЕС стратегическими партнёрами, сторонам не удаётся подписать уже шесть лет…

Авторы Соглашения о партнерстве и сотрудничестве словно предвидели грядущие осложнения во взаимоотношениях сторон: они заложили в него механизм ежегодного автоматического продления. Благодаря этому отношения Москвы и Брюсселя формально сохраняют правовую основу, хотя срок действия СПС истек ещё в 2007 году.

Все последние годы участники переговоров заявляют о необходимости заключения между Россией и Евросоюзом всеобъемлющего Базового договора о стратегическом партнёрстве. Однако с такой же регулярностью каждый очерёдной саммит Россия-ЕС вновь и вновь по инициативе Брюсселя откладывает решение данной задачи.

В 2001 году тогдашний председатель Еврокомиссии Романо Проди на саммите ЕС-Россия предложил создать Общее европейское экономическое пространство (ОЕЭП) с участием как стран-членов Евросоюза, так и России. Предполагалось, что его фундаментом станет создание между Россией и ЕС зоны свободной торговли. Соответствующее предложение фигурировало еще в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве от 1994 года. Однако ни зону свободной торговли, ни тем более ОЕЭП создать не удалось. 

Тот же тупик возник и по другому ключевому вопросу отношений Москвы и Брюсселя – созданию безвизового режима. Совет ЕС ещё в сентябре 2002 года поставил вопрос о возможности установления с Россией безвизовых отношений в качестве «долгосрочной перспективы». Затем в 2003 году тот же Романо Проди заявил, что действующая система виз для въезда граждан России в страны Евросоюза может быть ликвидирована «в течение ближайших пяти лет». С тех пор право безвизового въезда в Евросоюз получили даже граждане беспокойных балканских стран, включая жителей Албании, Боснии и Герцеговины, Македонии и находящейся под жёстким прессингом Брюсселя Сербии. А на россиян по-прежнему распространяются все визовые процедуры. Постоянный представитель России при Европейском союзе Владимир Чижов считает, что в этом вопросе «продолжать говорить о долгосрочной перспективе как-то даже становится неприлично».

Такое «неприличие» характеризует отношения России и Евросоюза во многих областях. В последние годы отношения осложнились. Многие действия Брюсселя направлены не столько на расширение партнёрства с Россией, сколько на её выдавливание из Европы, создание на её рубежах пояса буферных государств. Роль подобного буфера отводится республикам бывшего СССР, объединенным в программу ЕС «Восточное партнерство», в первую очередь – Украине. Несмотря на провал Вильнюсского саммита, Брюссель сделал ставку на то, чтобы любой ценой заставить Киев подписать Соглашение об ассоциации и создании зоны свободной торговли с Евросоюзом – и сделать это, невзирая на многомиллиардные финансово-экономические потери, которые понесёт в таком случае украинская экономика, тесно связанная с экономикой РФ.

По сути дела, Запад проводит в отношении Украины и других стран Восточной Европы подрывную политику. Это лучше других понимают те, кто, как Египет или Турция, испытал на себе в уходящем году удары организованной внешними силами антиправительственной уличной стихии.  Обозреватель турецкого издания Yeni Safak Ибрагим Карагюль проводит, например, аналогию: «Тахрир – Таксим – Киев. Есть Германия, есть Франция, есть другие европейские страны. Это они решают, сколько осталось жить властям Украины, это они угрожают, они наказывают», - подчёркивает турецкий эксперт. 

Естественно, что говорить в таких условиях о развитии отношений ЕС и России в экономической области вряд ли приходится. Взять, например, такую область, как энергетическое сотрудничество. Вот данные Еврокомиссии о доле российского газа в структуре национального потребления стран-членов ЕС: Эстония, Финляндия, Латвия, Литва - 100%, Словакия - 98%, Болгария - 92%, Чехия - 78%, Греция - 76%, Венгрия - 60%, Словения - 52%, Австрия - 49%, Польша - 48%, Германия - 36%, Италия - 27%, Румыния - 27%, Франция - 14%, Бельгия - 5%. Зависимость Евросоюза в целом от поставок газа из России оценивается Брюсселем в 39%. Кроме того, страны Евросоюза закупают у России около 33% импортируемой ими нефти.

Однако вместо того, чтобы наращивать сотрудничество, снимать существующие барьеры, оказывать поддержку российским проектам, включая газопровод «Южный поток», Еврокомиссия выдвигает требования в противоположном духе, добиваясь присоединения России к так называемому «Третьему энергетическому пакету», который предусматривает фактический отказ российской стороны от участия в проектах по доставке и распределению российского газа в странах ЕС, разделяет добычу и транспортировку энергоресурсов, то есть разрушает существующие механизмы взаимодействия ЕС и России в энергетической области. 

К двадцатилетней годовщине противоречивого  «партнёрства» России и ЕС с симптоматичным заявлением выступил министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз. По его данным, потребности Евросоюза в природном газе составляют 500-525 млрд кубометров в год, притом, что масштабная добыча газа в Европе осуществляется только в Норвегии, не входящей в Евросоюз. Именно поэтому, по словам министра, «российский проект «Южный поток» важен для Европы с точки зрения безопасности поставок газа». «Мы считаем правильным облегчить в этом плане работу российской стороны», - подчеркивает Танер Йылдыз. К сожалению, руководство Евросоюза подобного здравого смысла лишено.

К слову, недавно официальное статистическое агентство Евросоюза Eurostat обнародовало собственные данные по динамике изменения цен на газ в Европе. Из них следует, что во второй половине 2012 года цены на газ в странах ЕС выросли на 10,3%, и эта тенденция имеет все шансы сохраниться на ближайшие годы. Так что проблема удовлетворения растущих потребностей Евросоюза в энергосырье со временем будет стоять ещё более остро. 

Оцените статью
0.0