Раздел Германии и разрушение Украины. Возможны ли параллели?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В канун 70-летия Великой Победы над германским нацизмом человечество переживает эксперимент со сменой мирового порядка, попытки слома прежней системы мироустройства, подрыва международного права. 

«…Уверенности, что существующая система глобальной и региональной безопасности способна уберечь нас от потрясений, нет, – констатировал В.В. Путин на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай» 24 октября сего года. – Эта система серьёзно ослаблена, раздроблена и деформирована». Инспирированный Западом украинский кризис и поддержка западными державами киевского режима придает этому разрушительному процессу опасную динамику. 

Механизмы обеспечения послевоенного миропорядка были выработаны союзниками по антигитлеровской коалиции на конференциях их лидеров в Тегеране, Ялте и Потсдаме. Сегодня западные страны, чьи руководители поставили свои подписи под документами «Большой тройки», этот порядок и разрушают. Впрочем, не они одни: к ним деятельно подключилась и Германия. А ведь о ней разговор особый. Если её подпись и появилась в 1945 году под документами о новом мироустройстве, то только в Акте о её безоговорочной капитуляции. 

Лишь наивные люди могут видеть за активностью Германии на Украине её стремление защитить право украинцев на европейский выбор. Последнее – не более чем благовидный предлог для того, чтобы окончательно деформировать ту систему, которая в свое время набросила узду на германский милитаризм и должна была гарантировать мир от возрождения гитлеровского молоха войны. 

Все послевоенные десятилетия ФРГ стремилась освободиться от ограничений, которые были наложены на нее решениями стран-победительниц в Ялте и Потсдаме, и успешно избавлялась от них с помощью Вашингтона, Лондона, Парижа, Брюсселя. А ныне уже Берлин пользуется украинским кризисом, чтобы попытаться вместе с бывшими противниками «поставить на место» Россию – последнего гаранта Ялтинско-Потсдамской системы мироустройства.

Стремящимся взять реванш напомним, как державами-победительницами решался германский вопрос и кто в действительности стоял за то, чтобы на немецкой земле воцарились мир и согласие, а немецкий народ был бы гарантирован от рецидивов нацизма. 

Вопрос о послевоенном урегулировании и определении будущего Германии был впервые поставлен на Тегеранской конференции (28 ноября – 1 декабря 1943 г.). Ф. Рузвельт предложил расчленить Германию после разгрома на пять автономных государств. У. Черчилль тоже не хотел сохранения единой страны: «Я за расчленение Германии, - заявил он. - Но я хотел бы обдумать вопрос относительно расчленения Пруссии. Я за отделение Баварии и других провинций от Германии». Отторгнутые южные провинции страны («Бавария, Баден, Вюртемберг, Палатинат от Саара до Саксонии включительно») он предложил вместе с Австрией и Венгрией включить в так называемую Дунайскую конфедерацию. 

Эти планы советской делегацией поддержаны не были. Сталин заявил, что, даже если в конце концов страну будет решено разделить, в будущем «нет никаких мер, которые могли бы исключить возможность объединения Германии». Развитие негативного для немецкого народа сценария, таким образом, было предотвращено, и обсуждение германского вопроса союзники передали в Европейскую консультативную комиссию (ЕКК) в Лондоне, которая начиная с декабря 1943 г. занималась выработкой предложений по послевоенному устройству Европы.

В Тегеран советский лидер поехал не с пустыми руками и вносил там предложения не экспромтом. Для выработки конкретных проектов по германской проблеме решениями Политбюро ЦК ВКП(б) еще осенью 1943 г. были созданы три комиссии при НКИДе: по вопросам перемирия (руководитель – заместитель председателя СНК СССР К.Е. Ворошилов), по вопросам мирных договоров и послевоенного устройства (заместитель наркома М.М. Литвинов), по возмещению ущерба, нанесенного Советскому Союзу гитлеровской Германией и ее союзниками (заместитель наркома И.М. Майский). 

Комиссия Ворошилова играла приоритетную роль в выработке решений высшим руководством страны и в формировании реальных политических планов. Сам ее руководитель, будучи членом ГКО и Ставки ВГК, имел прямой выход на вождя и, в отличие от руководителей других комиссий, обладал большими политическими и аппаратными возможностями. 

Комиссия Ворошилова имела прямое отношение к переговорам союзников в рамках ЕКК, разрабатывая директивы для советского представителя. Разработанные ею проекты наиболее важных документов утверждались лично Сталиным.

При рассмотрении главного – германского – вопроса руководство комиссии исходило из двух принципиальных установок – сохранения единства германского государства и сохранения сотрудничества в рамках антигитлеровской коалиции, что соответствовало настрою самого Сталина. С учетом этого комиссия выработала весьма сдержанные, даже осторожные рекомендации по части использования труда военнопленных, переустройства экономической структуры, перевоспитания немецкого народа в антинацистском духе.

Комиссии М.М. Литвинова и И.М. Майского демонстрировали более жесткий подход (Литвинов настаивал, например, на раздроблении страны на несколько самостоятельных государств), за что были подвергнуты руководством НКИД, следовавшим сталинской позиции в отношении Германии, серьезной критике.

На Ялтинской (Крымской) конференции (4–11 февраля 1945 г.) союзниками были выработаны планы по победоносному завершению войны, решены главные вопросы послевоенного статута Германии, «включая полное разоружение, демилитаризацию и расчленение Германии, которое они признают необходимыми для будущего мира и безопасности». Советская делегация не стала настаивать на своей позиции по сохранению единой Германии в связи с тем, что союзники пока делили шкуру неубитого (хотя и смертельно раненого) зверя. Было совершенно ясно, что главные бои за послевоенное мироустройство еще предстоят. 

И в самом деле, германская проблема заняла центральное место на Потсдамской (Берлинской) конференции, проходившей 17 июля – 2 августа 1945 г. В основу ее решений легли идеи демилитаризации, демократизации, демонополизации и денацификации. «Большой тройкой» было решено полностью разоружить и демилитаризовать Германию, упразднить все ее вооруженные силы, СС, СА, СД и гестапо, ликвидировать военную промышленность, подорвав базу германского милитаризма, наказать военных преступников. Предотвращалась любая нацистская и милитаристская деятельность или пропаганда. Реконструкция политической жизни Германии предусматривалась на демократической основе. 

Вопрос о расчленении страны, в отличие от Ялтинской конференции, уже не рассматривался. Союзные державы заявили, что «не намерены уничтожить или ввергнуть в рабство немецкий народ», вместе с тем они обязались принять все меры к тому, чтобы «Германия никогда больше не угрожала своим соседям или сохранению мира во всем мире». В решениях Берлинской конференции подчеркивалось: «в период оккупации Германия должна рассматриваться как единое экономическое целое»; «во всей Германии должны разрешаться и поощряться все демократические политические партии»; «будут учреждены некоторые существенно важные центральные германские административные департаменты». 

Последовавший в конце 1940-х годов раздел Германии был следствием инициативы западных держав. Точно так же объединение Германии в 1990 году было бы, наоборот, невозможно без благожелательной позиции Москвы.

И возникает вопрос: кто же сегодня угрожает европейской безопасности? Россия как правопреемник Советского Союза – победителя гитлеровской Германии и последовательного борца против возрождения неонацизма в любых его проявлениях? Или те, кто снисходительны к проявлениям неонацизма в центре Европы, усматривая в этом приобщение Украины к европейским ценностям? И не по модели ли раздела побеждённой Германии западные страны разрушают сегодня украинское государство?