Украинская мечта в ООН

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Постоянный представитель Украины в СБ ООН Сергеев заявил о том, что мечтает о едином широком фронте против России в Организации Объединённых Наций. (1) Создать такой фронт у Украины пока не получается, и, по мнению украинского представителя, мешает Устав ООН. Если бы не этот анахронизм, проблему можно было бы решить быстро: например, исключением России из состава Совета Безопасности! Сергеев сетует: «...если встанет вопрос об исключении России из Совбеза, она на это решение наложит вето», поэтому положения Устава ООН о праве вето нужно пересмотреть и об этом, дескать, «уже говорят в стенах организации».

Действительно, о реформе ООН говорится  давно. Еще в 1992 году был создан Специальный комитет ООН по вопросу о пересмотре положений Устава ООН, в частности касающихся состава и полномочий Совета Безопасности как главного органа, несущего основную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. 

В настоящее время обсуждение вопросов реформирования ООН во многом связано с негативным влиянием на ООН западных держав. Один из главных вопросов, обсуждаемых в последние годы, – это вопрос о негативном воздействии санкций, в том числе на третьи страны. Многие делегации в ООН заявили, что санкции, часто вводимые в последние годы в отношении то одних, то других стран, представляют серьёзную угрозу всему международному сообществу. Они подчеркивали, что санкции — это грубый инструмент, использование которого создаёт фундаментальные этические проблемы в отношении того, являются ли страдания, которые причиняются уязвимым группам в подвергаемой санкциям стране, законным средством достижения искомой цели и допустимо ли использовать санкции для наказания населения целых стран. (2) Высказывается озабоченность по поводу введения односторонних санкций в нарушение международного права. Отмечается, что односторонние санкции нередко вводятся в порядке экстерриториального применения национальных нормативных актов и что санкции, вводимые подобным образом, ущемляют права затрагиваемых государств, а также индивидуальные права затрагиваемых лиц. Многие страны подчёркивали, что санкции допустимы только тогда, когда они вводятся в соответствии с положениями Устава ООН и международного права. 

Другим важным вопросом, обсуждавшимся в рамках реформирования ООН, стала совместная инициатива России и Беларуси с запросом у Международного суда ООН консультативного заключения о том, какие правовые последствия имеет применение государствами силы без предварительного разрешения Совета Безопасности, кроме случаев осуществления права на самооборону. Предложение крайне важное, как показала практика последних лет.

Как видим, значительное число вопросов, обсуждаемых в рамках реформирования Устава ООН, носит позитивный характер. В то же время западные страны (и некоторые идущие в их русле развивающиеся страны) пытаются привнести в реформу ООН иную окраску, в частности вопрос об отмене права вето или его модификации, расширении состава СБ ООН, причём таким образом, что орган может стать неуправляемым и неспособным к принятию решений. Попытки Украины «реформировать» ООН по своим лекалам могут усилить эту негативную тенденцию. Особенно учитывая, что представитель Украины на последнем заседании Специального комитета по Уставу ООН был избран заместителем его председателя.

Если говорить коротко, то помимо попыток реформирования ООН с целью повышения её эффективности предпринимаются попытки совершенно иного рода, направленные на разрушение организации под видом реформ. ООН разрушают давно, разрушают уверенно и методично как за пределами, так и изнутри самой Организации.

Акцией разрушения было, например, предложение американского сенатора Джона Маккейна создать «Лигу демократических государств», которая заменила бы «неэффективную» ООН. (3) Членами этой новой организации, по Маккейну, должны стать только страны с демократическими режимами. При этом не скрывается, что места для России там не будет. И действовать Лига будет «более решительно, нежели ООН». То есть и здесь намёк на право вето, применением которого Россия не раз ставила преграды [по крайней мере, юридические] для западных агрессий.

Многочисленные попытки разрушить ООН предпринимаются и внутри самой Организации Объединённых Наций.

Во-первых, это касается отдельных государств-членов ООН, действующих в рамках самых разных органов ООН – от Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности до Верховного комиссариата по правам человека и ЭКОСОС. Тактика этих государств заключается в том, чтобы представить механизм принятия решений в ООН таким образом, чтобы доказать неэффективность ООН как организации. В ряду этих попыток - неоднократное представление проектов резолюций Совета Безопасности ООН без предварительного их согласования с Россией или при наличии её твердого решения не поддерживать такие резолюции (то есть применить вето). Такая тактика предпринималась западным большинством СБ ООН по вопросу о применении военной силы против Сирии. Трижды в СБ ООН представлялись проекты резолюций, по которым их спонсорам было заранее известно о готовности России применить вето. Целями представления проектов резолюций в таких условиях были дискредитация России и демонстрация неэффективности механизма принятия решений в Совбезе. То же касается вопроса о передаче ситуации в Сирии в Международный уголовный суд. Последние месяцы в ООН развязана настоящая истерия, в которой в той или иной степени принимают участие все органы ООН.

Во-вторых, попытка коренного реформирования ООН проводится и на уровне оперативного управления ООН, прежде всего его секретариата. Всё это оформляется как ответ на «новые вызовы», но в реальности в действующую систему вводятся элементы новой системы, разрушающей то, что существует. 

Напомним, что в 2004 году в ООН был представлен доклад Группы высокого уровня ООН по угрозам, вызовам и переменам, которая была создана тогдашним Генсеком ООН Кофи Аннаном (более известна как «Группа мудрецов ООН»). (4) Привлекает внимание такое предложение «мудрецов», как необходимость расширения членского состава СБ ООН. Были разработаны две модели такого расширения. В обеих моделях предусмотрен «метод стимулирования», который обеспечил бы избрание в Совбез тех стран, «которые относятся к числу трех самых крупных финансовых вкладчиков в регулярный бюджет в соответствующей региональной зоне или трех самых крупных добровольных вкладчиков из данной региональной зоны, или трех самых крупных вкладчиков в соответствующей региональной зоне с точки зрения предоставления войск для миссий ООН по поддержанию мира». (5) По мнению исследователей, концепция «региональных зон» является реализацией принципа «десятирегиональной» организации мира, разработанной в докладе М.Месаровича и Э.Пестеля «Человечество на перепутье» Римскому клубу в 1974 году. Доклад предлагал закрепить за региональными зонами сложившуюся экономическую специализацию и в дальнейшем объединить их в три «мировых блока». При этом Россия выводилась из числа государств глобального уровня (и, соответственно, лишалась бы своих прерогатив по нынешней системе ООН). (6) Интересно обратить внимание на предложение «мудрецов» в отношении права вето. «Мудрецы» предложили внедрить систему «индикативного голосования», в рамках которой члены Совета Безопасности могут потребовать публичного указания позиций по предлагаемым мерам. При таком индикативном голосовании голоса «против» не будут иметь эффекта вето, а окончательный подсчет голосов не будет иметь никакой юридической силы. (7)

Реформа ООН с целями минимизации в ней роли России проводится давно и целенаправленно. В 2016 году Украина будет кандидатом в непостоянные члены Совета Безопасности ООН. Можно не сомневаться, что если нынешний киевский режим до того времени удержится у власти, то в состав членов Совбеза Украину выберут. Украинский дипломат в ООН уже дал понять, что рассчитывает на «индивидуальные дивиденды». 

Международное сообщество должно осознать, что Организация Объединённых Наций, в которой не будет силы, уравновешивающей гегемонистские устремления Запада, превратится в инструмент мирового тоталитаризма, санкционирующий агрессии и легитимизирующий свержение непокорных режимов. России же в ходе обсуждения реформы ООН следует выдвигать не отдельные обрывочные предложения косметического характера, а представить всеобъемлющую программу действий в «новом глобальном контексте» - программу сохранения Организации Объединённых Наций. 

(1) Постпред Украины в ООН Сергеев: миру нужна превентивная дипломатия // http://focus.ua/country/323253/
(2) См. Доклад Специального комитета по Уставу Организации Объединенных Наций и усилению роли Организации // Документ ООН: А/69/33
(4) «Более безопасный мир: наша общая ответственность», доклад Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам // Официальный сайт ООН
(5) См. параграф 254 Доклада.
(6) Подробнее см.: Павленко В.Б., «Евгений Примаков и российская власть: послесловие» // http://www.regnum.ru/news/polit/1885369.html#ixzz3PHJjt9Ef 
(7) Далее предлагается второе, официальное голосование по любой резолюции, которое будет происходить в соответствии с нынешними процедурами Совета. Авторы доклада считают, что «это усилит подотчетность в том, что касается функции вето» (см. параграф 257 Доклада).