Саудовская Аравия может утратить статус регионального фаворита США

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В Эр-Рияде всё больше недовольны действиями США на Ближнем Востоке. Одним из главных предметов разногласий является позиция Вашингтона по иранской ядерной программе и наметившееся сближение Америки с Ираном – главным конкурентом Саудитов за влияние в Персидском заливе и на Ближнем Востоке в целом. Будучи американским сателлитом №1 в арабском мире, Саудовская Аравия вдруг оказалась перед лицом возможной утраты этого своего положения. Договоренности по иранской ядерной программе в Лозанне только усиливают такое ощущение. Пытаясь сохранить свои позиции, Эр-Рияд предпринимает рискованные шаги, которые могут существенно изменить баланс сил в регионе и не обязательно в его пользу, в выигрыше может оказаться Иран.

Ирано-саудовское противостояние имеет давние корни. Это не только сложности отношений между арабами и персами, но и многовековое соперничество двух центров в мусульманском мире. Саудовская Аравия, «Страна двух мечетей» (Мекка и Медина), считается центром преобладающего в исламе суннитского толка, в то время как Иран – центр шиитского ислама. Сейчас Саудовское королевство оказалась в сложном положении. На севере в Ираке у власти находится шиитское арабское большинство этой страны, на юге в руках близких к Тегерану шиитов может оказаться Йемен. Обстановка в оккупированном саудовскими войсками Бахрейне, большинство населения которого также составляют шииты, ближе к гражданской войне, чем к миру. Острое противостояние между суннитами и шиитами можно наблюдать в Сирии и Ливане. 

До сих пор Запад поддерживал Эр-Рияд. Теперь же Саудиты нервничают из-за последних действий президента Обамы. После того как госсекретарь Джон Керри заявил, что США не исключают возможности диалога с Башаром Асадом по проблеме «Исламского государства», стало ясно, что американцы считают себя хозяевами игры, в которой монархиям Персидского залива отводится роль пешек. Намерение администрации США закрыть иранское ядерное досье за столом переговоров перечеркивает надежды Саудовской Аравии на военное уничтожение Ирана руками американцев. Войны с Тегераном не будет, это вынужден признать даже израильский премьер Нетаньяху. Семья Саудитов почувствовала, что её бросили, и начала демонстрировать сомнительную решимость в противостоянии с Ираном.

В рейтинге крупнейших импортеров оружия за 2014 год Саудовская Аравия отобрала пальму первенства у Индии, которая была лидером в 2013 году. Эр-Рияд увеличил военный бюджет до 64,4 млрд. долларов. Часть закупленной техники уже воюет с шиитами Йемена, другая пока пылится на складах. Главное показать западным партнерам, прежде всего Америке, что Саудовская Аравия остается надежным покупателем их оружия. Однако США в последние два года не спешат выполнять заказы на поставки новых типов вооружений и запчастей для уже поставленного американского оружия. Дискуссии ведутся американцами по каждому новому контракту. Нет былой уверенности в целесообразности однозначной ориентации на государство, которое без поддержки Запада мало что значит. Сейчас американцы, похоже, решили посмотреть, на что способен их главный арабский сателлит, действуя самостоятельно.

Саудовская Аравия начала вторую региональную войну за четыре года. В 2011 году саудовцы оккупировали Бахрейн, теперь начали бомбардировки Йемена. Опять без резолюции ООН, то есть в нарушение международного права. Королевство и присоединившиеся к нему государства бомбят йеменских повстанцев лишь на основании обращения к ним беглого президента Мансура Хади. США и НАТО пока делают вид, что это в порядке вещей. Однако сомнения в способности Эр-Рияда одержать победу над хуситами у Запада остаются. Ведь направленная против Ирана провокация семейства Саудитов в Йемене может завершиться поражением самой Саудовской Аравии.

Одобрение саудовской агрессии Вашингтоном означает, что хуситы противостоят не суннитам как таковым, а американским марионеткам на Ближнем Востоке. Ударами авиации йеменских шиитов не разгромить, этим можно лишь добиться эскалации гражданской войны. Хуситы продолжают наступление, под их контроль переходят новые территории. Беглого президента поддерживает лишь незначительная часть населения. Молниеносной победы уже не будет, саудовцам придется вступить в войну с хуситами на территории Йемена. Время работает против саудовского режима, так как нарастающее напряжение уже передается шиитам в самой Саудовской Аравии. 

Условия для восстания шиитов Восточной провинции создаёт сам саудовский режим. Причиной напряженности является политическая и социальная дискриминация арабов-шиитов, проживающих в Саудовском королевстве. Несмотря на их многочисленность, они отрезаны от участия в принятии политических решений. Ни о каких гражданских правах мусульман шиитского толка в Саудовской Аравии нет даже речи. Дополнительную остроту ситуации придаёт то, что саудовские шииты населяют один из наиболее богатых нефтеносных районов Аравийского полуострова – Неджду. Почти вся нефть королевства находится, по сути, на территории компактного проживания шиитов. А саудовский бюджет на 95% формируется за счёт доходов от нефти.

Борьба за нефть является необходимой частью борьбы за влияние между Тегераном и Эр-Риядом. Шииты Ирана, Ирака, Бахрейна, Йемена проживают на территориях, содержащих 60-70% мировых запасов нефти. Обслуживаемая шиитами «мировая бензоколонка» - важный фактор энергетической безопасности США, стран ЕС, Индии, Китая, Японии, в большой степени зависящих от ближневосточной нефти. Остаться в стороне от конфронтации Тегерана и Эр-Рияда эти страны не могут. Ранее их поддержкой пользовалась Саудовская Аравия, но после Лозанны это уже не кажется таким бесспорным. Главным и, по сути, единственным рычагом влияния Саудовской Аравии на международную политику являются нефтедоллары, но удастся ли оплатить ими победу над Ираном в сегодняшних условиях? После урегулирования ядерной проблемы и снятия санкций Иран может предстать в глазах американцев более привлекательным партнером.