Чего хочет Польша от «нового формата» отношений Запада с Россией?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Соглашения в рамках минских договоренностей «не соответствуют ожиданиям и, если эти соглашения совсем перестанут действовать, нам придется подумать о новом формате разговора с Россией», заявил украинский посол в Варшаве Андрей Дешица. По его мнению, для «сдерживания» России необходимы «гораздо более эффективный, чем сейчас» формат диалога Запада с Россией и новая коалиция с весомым участием США и других стран «семёрки». Важная роль в этом должна принадлежать Польше.

Как утверждает Андрей Дешица, «в настоящее время нет новой холодной войны, а есть горячая война на Украине». Таков взгляд из Киева, для которого минские соглашения – сами по себе, а «горячая война на Украине» - сама по себе. Поэтому наиболее вероятным вариантом развития событий на Украине в ближайшее время украинскому послу видится разрыв минских соглашений. Напомнил Дешица и о Крыме, о котором якобы «почти все уже забыли». Крымский вопрос, по словам украинского представителя, «решить в ближайшее время не удастся», но «в будущем проблемой Крыма необходимо заняться на основе международного права».

Во всём этом, постулирует Андрей Дешица, Польша должна играть значительную роль, поскольку «именно она объединяет западные страны в том, что касается Украины, и старается поддерживать коллективную политику давления и санкций в отношении России».

Свои заявления бывший министр иностранных дел Украины сделал 25 июня, выступая в Варшаве на конференции «Новая холодная война в Европе?». Конференция была посвящена вопросам «безопасности Европы и Польши в контексте конфликта на Украине». Организаторами выступили польские неправительственные организации Fundacja Dyplomacja i Polityka и New Direction, активными участниками - Немецкий фонд Маршалла и ещё ряд польских НПО (Osrodek Analiz Strategicznych, Osrodek Studiow Wschodnich, Studium Europy Wschodniej). Все эти организации в той или иной степени занимаются согласованием внешнеполитических интересов США со стремлением Польши обрести на постсоветском пространстве собственную зону влияния.

Вторым докладчиком на конференции, выступавшим сразу после украинского посла, стал  депутат польского сейма и советник избирательного штаба нового президента Польши по международным вопросам Кшиштоф Щерский (Krzysztof Szczerski). Сам факт появления на конференции о «новой холодной войне в Европе» Щерского, которого называют следующим министром иностранных дел Польши, надо расценивать как стремление польских властей, используя украинский кризис и «американский зонтик», расширить своё влияние на европейские дела.  В контексте таких устремлений минские соглашения рассматриваются  как помеха. В своём интервью газете Rzeczpospolita от 15 июня Кшиштоф Щерский прямо заявил: «„Нормандский формат“ исчерпал себя, прочного мира в регионе нельзя достичь без участия Польши, НАТО, ЕС и США. Германия должна снять блокаду на строительство баз НАТО в Польше». 

В том же интервью Щерский сделал ещё одно примечательное заявление, адресованное Берлину: «Стратегические отношения возможны только между равными партнерами. Ангела Меркель сама когда-то сказала, что каждый раз, когда канцлер должна лететь в Москву, у нее сначала будет посадка в Варшаве. Это „золотая формула“ польско-немецких отношений». Германия должна учитывать мнение Польши, принимая стратегические решения».

Интересно, что, несмотря на ультимативный тон этих высказываний («Германия должна делать то-то и то-то»…), Берлин, кажется, готов обсуждать польские (или американские?) условия. Всё это говорит только о том, что история повторяется. И, кажется, ничему не учит.

Бывший офицер польской разведки и автор книг о работе поляков-нелегалов на Украине и в других постсоветских странах Винцент Сиверский (Vincent Severski) высказал однажды любопытное соображение. «Поляки, - сказал он, - основали свою стратегию на Востоке на истории». Это во многом так. Нечто подобное польско-немецкому соглашению за счёт русичей уже имело место. 

Примерно 650 лет назад последний польский король из династии Пястов Казимир III обязался не задирать германских соседей, подарил им Силезию, польское Поморье и ряд других земель. (1) Взамен немцы дали полякам карт-бланш на захват земель Юго-Западной Руси, известной сегодня как Украина. После этого поляки стали поддерживать на южнорусских землях немецкую колонизацию (именно тогда Львов принялись превращать в Лемберг). Однако «европеизация» этого края, начавшаяся с захвата поляками Галицко-Волынских владений, спустя века отозвалась кровавым эхом Волынской резни, которая унесла жизни десятков тысяч поляков. Колонизация Галиции и Волыни была лишь первым этапом многовекового польского натиска на восток. Столетия понадобились предкам современных украинцев, чтобы этот натиск остановить… Так всё-таки повторится ли история?

(1) Эти земли смогли вернуть полякам только русские после 1945 года, то есть спустя примерно 600 лет, после того как Польша их лишилась.