Зачем самочинные церкви на Украине сгоняют в одну «поместную» (II)

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Часть I

Представитель Отдела внешних церковных связей УПЦ МП протоиерей Николай Данилевич отозвался о возможности превращения двух неканонических структур в одну каноническую дипломатично, но сугубо скептически: «Ведь там не будет нашей Церкви. УПЦ КП и УАПЦ – церкви, непризнанные мировым Православием. Некоторые их представители говорят, что в случае объединения их признает Константинопольский патриархат. Но это невозможно». Действительно, невозможно. Однако у «филаретовцев» и самосвятов – свои резоны: им пообещали. 

И вот 9 июля во время второго совместного заседания объединительных комиссий «КП» и «УАПЦ» разразился скандал… Один из «филаретовцев», страстно ратующий за объединение двух расколов, сообщил в сетях: «УАПЦ развернулась на 180 градусов и полностью отреклась от всех интеграционных договоренностей с УПЦ Киевского Патриархата, причем не устных, а письменно зафиксированных! Шокировала всех, кто просто наблюдал за процессом, и тех, кто принимал в нем участие…»

Что же произошло? На встрече выяснилось, что верхушка «УАПЦ» отвергла ряд ранее согласованных с «КП» положений. Малочисленная и маловлиятельная «УАПЦ» пожелала объединяться со сторонниками Денисенко на равных, чтобы делегатов на «объединительном соборе» было поровну. Зашёл спор и о том, кто возглавит новую структуру. Уступать Филарету в «УАПЦ», как выяснилось, не намерены. В «киевском патриархате» вознегодовали, посчитав, что объединение на принципах равенства «несправедливо и неприемлемо». Мол, «КП» имеет поддержку, «согласно опросам», 44% населения Украины, а «УАПЦ» - поддержку всего-навсего 1,5 % населения. 

Откуда взялись эти цифры, неизвестно, но чуждое Церкви радение «филаретовцев» о демократии как-то понять можно: объединяться на равных с малочисленной «УАПЦ», влияние которой колеблется в пределах статистической погрешности, раскольникам из «КП» обидно. Вместе с тем надо сказать, что «УАПЦ» откровенно брезгует иметь дело с «киевским патриархатом» и не доверяет ему. Взаимное неприятие было зафиксировано и в официальных документах. Дважды «УАПЦ» принимала «решение о воздержании от общения с главой УПЦ Киевского Патриархата». Проявлялось это и на личностном уровне… Один из многочисленных советников украинского президента и ярый сторонник «киевского патриархата» Олег Медведев с отчаянием восклицает: «Киевский Патриархат разочарован и расстроен таким окончанием очередной – пятой за 20 лет – попытки вести диалог с УАПЦ». За 20 лет? Они не забывают. Да и мы помним. 

18 июля исполнилось 20 лет со дня побоища на Софиевской площади, спровоцированного «филаретовцами», боевиками УНА-УНСО и спецслужбами. 

Этот кровавый инцидент, имевший место в 1995 году, сегодня можно расценить в ретроспективном плане как преддверие будущего майдана. Глава пресс-службы УПЦ МП Василий Анисимов в статье «Скелеты в шкафу филаретовского раскола» пишет: «Леонид Кучма жестко подавил провокацию: ОМОН избил, потравил слезоточивым газом не только боевиков, но и прикрывавших их депутатов, и послов западных держав – обливаясь слезами, с Софиевского майдана бежали в разные стороны и Леонид Кравчук, и дипломаты, и филаретовцы, по крайней мере, двое из них погибли в давке — в память о них был установлен крест. В отставку были отправлены премьер-министр Украины, правоохранители». Примечательно, что правоохранители на первых порах «плотно занялись филаретовским мафиозным спрутом: под псевдорелигиозной крышей обнаружили и коммерческий банк, и бизнес-структуры, занимающиеся всем чем угодно – ввозом иномарок, торговлей бытовой техникой, нефтью и т.д. на миллионы долларов…». Однако на Кучму со стороны Запада было оказано давление. Бывший украинский президент до сих пор так и не рассказал, хотя грозился это сделать, «всю правду» о побоище 18 июля 1995 года. Вот и Денисенко в 20-ю годовщину тех событий не стал призывать к их расследованию. Ему тоже есть что скрывать. И вспоминаем мы сейчас о тех событиях лишь потому, что это была первая попытка организовать «единую поместную церковь» для анафемы-Филарета. 

Не приходится сомневаться, что профессиональные украинские шовинисты с провалом попытки номер пять не смирятся. В самое ближайшее время следует ожидать попытки объединения раскольников из «киевского патриархата» со сторонниками Александра Драбинко – фактического главы украинствующей пятой колонны в УПЦ МП. Их многое сближает. Оба полагают себя в первую очередь украинцами, а христианами – в самую последнюю… Оба – и Денисенко, и Драбинко – обвинялись в своё время в совершении уголовных преступлений, а последний ещё и в похищении монахинь. Однако здесь речь не о попытках их «объединения», свидетелями которых мы, видимо, вскоре станем. 

Сегодня уместно напомнить слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сказанные им шесть лет назад, во время архипастырского визита в Киев 28 июля 2009 года: «Сегодня мы чтим память Святого Владимира, который великим деянием – Крещением Руси – содействовал основанию нашей Поместной церкви, которая уже 2000 лет существует... Есть Поместная церковь в Украине, если бы ее не было – не было бы сегодня Украины… Патриарх Московский и всея Руси живет в Российской Федерации, в городе Москве, но это Патриарх Московский и всея Руси... И здесь нет никакого империализма, никакого господства одних над другими, здесь есть ясная православная эклезиология: Патриарх – это отец для всех вне зависимости от того, какого цвета паспорт в кармане».

С этим мы и подходим к торжествам, посвященным 1000-летию успения Крестителя Руси, святого равноапостольного князя Владимира.