Что может спасти торпедированный Киевом минский процесс

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Как сообщалось 22 июля, Россия представила в Совет Безопасности ООН данные, свидетельствующие о том, что в последнее время со стороны украинских вооружённых сил и националистических иррегулярных формирований резко участились обстрелы населённых пунктов Донбасса, контролируемых ополчением. 

«С конца прошлого года, – говорится в письме, направленном постпредом РФ при ООН Виталием Чуркиным, - Киев взял курс на нагнетание напряженности, поставив крест на согласованном перемирии в связи с новым учебным годом. Начался ползучий захват нейтральной полосы и расположенных там населенных пунктов – Широкино, Павлополь, Пищевик и других». Ситуация вызывает растущую обеспокоенность. Налицо все симптомы подготовки украинскими военными силовой операции.

Всячески оттягивая выполнение своих обязательств по «Минску-2», украинские власти реализуют курс на консервацию вооружённого конфликта на неопределённо длительное время.

Что можно противопоставить этому саботажу? 

В киевских верхах появилось вполне отчётливое намерение отделить в процессе принятия конституционных поправок меры по децентрализации управления от вопроса особого статуса не контролируемых Киевом территорий, сняв последний вопрос вообще с повестки дня Верховной рады. То есть киевский режим пытается отказаться от уже принятого в первом чтении варианта конституционных поправок, который сопрягает децентрализацию власти на Украине и предоставление Донбассу особого статуса, как это требуется пунктом 11 «Комплекса мер...».

Точно так же Киев саботирует организацию выборов на Донбассе. Несмотря на имеющиеся варианты законопроектов об особом порядке местных выборов в республиках и продолжающееся в Минске в рамках контактной группы их согласование, проводить какие-либо выборы Киев не планирует, так как обставляет их проведение рядом заведомо неприемлемых и ультимативных требований (о предварительном установлении контроля над границей, о полном разоружении народного ополчения в республиках и др.), грубо нарушая этим положения «Минска-2».

А полную амнистию всех участников событий в Донбассе, как это определено «Комплексом мер...», Киев вообще отказывается ставить в повестку дня переговоров.

Такое поведение полностью укладывается в стратегию, разработанную советником украинского президента, директором Национального института стратегических исследований (НИСИ) В.Горбулиным ещё летом 2015 года. Это стратегия «ни войны, ни мира», или «ограниченной войны и перманентных переговоров».

Владимир Горбулин вошёл в число самых влиятельных людей Украины со времени президентства Леонида Кучмы. В настоящее время он возглавляет и координирует информационно-аналитическую работу в области обороны и безопасности. Разработанная им стратегия «предусматривает ограниченную и сдерживающую войну против России и коллаборационистов на востоке с целью нанести им как можно больше демотивирующих потерь; постоянный переговорный процесс, однако, без окончательного фиксирования результатов в виде различных договоренностей и форматов; наращивание военного ... потенциала...». 

«Минские договорённости … - говорит Горбулин, - и их выполнение (по крайней мере, частичное) могут стать существенным вкладом в реализацию главной и единственной... стратагемы украинского государства: "выигрывать время и накапливать силы"». 

Это сценарий консервации войны. С самого начала минского процесса смысл данного сценария состоял для Киева в том, чтобы с помощью формализованного переговорного процесса добиваться приостановки активных боевых действий всякий раз, когда они грозили поражением, получая очередную военную передышку в расчёте на создание благоприятных международных условий для возобновления активной фазы войны против республик Донбасса.

Подобные соображения и легли в основу подписания Киевом «Комплекса мер...» ко вторым минским соглашениям.

Такая стратегия не предполагает ни примирения сторон конфликта, ни прекращения обстрелов жилых секторов Донбасса с гибелью гражданского населения, ни прекращения социально-экономической и финансовой блокады Донецкой и Луганской народных республик, ни поиска оптимальных условий сосуществования Донбасса и Украины.

В тактическом плане эта означает создание ситуации принципиальной неопределённости, позволяющей украинским властям уходить от прямого обвинения в срыве минских соглашений. Невооружённым глазом видно, что киевский режим откладывает выполнение своих обязательств до выборов в США (ноябрь 2016 г.), а также Германии и Франции (2017 г.), рассчитывая на изменение позиции этих стран на более благоприятную для Киева.

Запад, хотя и давит на словах на киевский режим, требуя выполнить обязательства, но к настоящему, результативному давлению не переходит, опасаясь политической дестабилизации режима с риском полной утраты своего контроля над Украиной.

Всё это позволяет с уверенностью прогнозировать, что и в текущем году ни одного пункта своих политических обязательств по минским соглашениям Киев не выполнит. 

В создавшихся условиях перенос минского формата переговоров на следующий, 2017 год лишён всякого смысла. Такой перенос стал бы поощрением киевского режима на дальнейший саботаж минских договорённостей, с продолжением военных действий, с гибелью всё новых и новых людей. Это неприемлемо.

Вывод процесса мирного урегулирования кризиса из состояния неопределённости, а фактически из тупика возможен только при установлении в 2016 году конечной даты завершения минского процесса с чёткой оценкой к этой дате итогов выполнения Киевом своих обязательств, вытекающих из минских договорённостей, по шкале «выполнено / не выполнено». 

Установление такого крайнего срока сделает невозможным маскировать и дальше истинные намерения Киева в минском процессе и станет отправной точкой для поиска новых решений в треугольнике Россия – Германия – Франция. Не исключено, что будут разблокированы иные способы принуждения Киева к миру.

Киев, естественно, не согласится на такой вариант, но это в данном случае не важно. Согласятся ли на это Германия и Франция — партнёры РФ по нормандскому формату? Должны, если они заинтересованы в реальном мирном урегулировании в Донбассе. Ведь согласие / несогласие с предложением установить дату, подводящую черту под минским процессом (который, как согласны все, не может длиться бесконечно), является проверкой и их реальных намерений.

Стратегия Горбулина – Порошенко, нацеленная на то, чтобы под прикрытием минских договорённостей продолжать вести «ограниченную войну» в течение неограниченно длительного времени, имеет один крупный изъян: она исходит из того, что Киеву может быть обеспечено согласие с таким ходом дел и Берлина, и Парижа, и Москвы. Полагаем, однако, что в этом пункте киевских правителей ждёт разочарование.