Почему украинская власть опасается переселенцев с Донбасса

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Более 1,5 миллиона жителей Украины, которые из-за войны в Донбассе переехали в другие регионы Украины, получили статус внутренне перемещённых лиц (ВПЛ).

За прошедшие три с лишним года многие из них нашли работу, обзавелись своим жильём и, кажется, ничем не стали отличаться от других граждан Украины. А значит, не нужен им больше статус ВПЛ (тем более помощи от него практически никакой). Но, как оказалось, статус этот – клеймо на всю оставшуюся жизнь.

В Мариуполе началась массовая подача исков в суды из-за того, что Пенсионный фонд Украины перестал выплачивать пенсии гражданам, переехавшим на подконтрольную Киеву территорию, – они купили жильё, получили постоянную прописку и отказались от статуса переселенца. Одним из условий возобновления выплаты пенсий является справка переселенца. Нет справки – нет и пенсии.

Статус внутренне перемещённого лица унизителен, утверждают сами переселенцы. Они рассказывают про постоянные проверки социальных работников, очереди в банке при получении выплат и другие трудности, отравляющие жизнь. Люди страдают из-за бюрократической волокиты и несогласованности действий чиновников,  говорят в общественной организации «Донбасс SOS».

Подобная ситуация – во всех областях Украины, где проживают временно перемещённые лица. Есть и факты возобновления выплат. Так, в городке Константиновка по решению суда пенсии возвращены двадцати гражданам. Но пока это капля в море.

«Мне несколько раз блокировали пенсию, и каждый раз меня никто не предупреждал об этом. Я живу в собственной квартире. После того как мне очередной раз заблокировали пенсию, я прописался в этой квартире. Иллюзия, что я скоро вернусь в Донецк, домой, растворилась. И вот сейчас, когда я себя считал полноценным жителем города, без клейма временно перемещенного лица, меня опять лишили пенсии. У меня такое чувство, как будто меня со всей силы дернули за ошейник, о котором я уже забыл», – говорит дончанин Сергей В., переехавший в Мариуполь.

Одной из причин новаций для переселенцев может быть желание государства урезать социальные выплаты. «Тут специального злого умысла нет. Это общая тенденция к полной оптимизации социальных выплат – чтобы рядовые украинцы «не доили» бюджет. Действует установка находить основания для того, чтобы платить поменьше», – предполагает украинский политолог Андрей Золотарёв.

«Необходимо упростить процедуры назначения выплат переселенцам, чтобы внутренне перемещенные лица не подвергались дискриминации в доступе к помощи. Выплаты пенсий и социальной помощи должны быть отделены от процедуры регистрации переселенцев»», — заявляют в Управлении верховного комиссара ООН по делам беженцев. И добавляют, что проверки унижают переселенцев. Вот только в Киеве к ООН прислушиваются избирательно, в случае претензий организации к украинскому государству слух чиновников и политиков подводит. Гораздо лучше, чем рекомендации ООН, им слышен наказ президента Украины Петра Порошенко: «У нас пенсии будут, у них – нет. У нас забота о детях и пенсионерах будет – у них нет. У нас дети пойдут в школы и детские сады – у них они будут сидеть в подвалах! И именно так мы выиграем эту войну». Вот и «выигрывают войну», как не раз уже доказано, война эта – с собственным народом. Лишение пенсий переселенцев – очередное подтверждение этому.

Но только ли в экономии на людях причина? Не всем известно, что украинские власти лишили граждан Украины, получивших статус ВПЛ, избирательного права. Киев опасается, что на предстоящих выборах переселенцы из Донбасса проголосуют за кандидатов, оппозиционных действующей власти – как центральной, так и местной. Путчисты, уже запланировавшие остаться у власти на новый срок, отлично понимают, что донецкие и луганские голоса могут  существенно подпортить картину выборов. В одной только Харьковской области зарегистрированы около 200 тысяч переселенцев, в Донецкой – более 500 тысяч, в Луганской – около 300 тысяч, в Киеве – 170 тысяч.

Поэтому внутренне перемещенным лицам просто запретили голосовать. Тихо запретили, дабы не привлекать к этому внимания. По мнению властей и судов, уже рассматривавших обращения украинцев о лишении права голоса, переселенцы должны голосовать по месту прописки, то есть ждать, пока самопровозглашённые республики и российский Крым снова станут украинскими территориями. Хитро!

Фактически на Украине по примеру прибалтийских государств создана прослойка «неграждан» – это переселенцы с украинскими паспортами, где стоит штамп о прописке на неподконтрольных Киеву территориях. 

Соб. корр. ФСК