Израиль так же настороженно относится к нынешнему сирийскому режиму Ахмеда аш-Шараа, как и к свергнутой власти в лице Башара Асада. С тем же постоянством Тель-Авив пытается диктовать свои условия Дамаску. Усилия Дональда Трампа сблизить Сирию и Израиль остаются пока недостижимой целью. Более того, над обеими странами висит тень новой войны.
К такому мнению пришел министр по делам диаспоры Израиля Амихай Чикли после того, как увидел кадры военного парада в Сирии по случаю первой годовщины свержения Асада. На нем марширующие военные в присутствии аш-Шараа и других высокопоставленных чиновников скандировали: «Газа, Газа, Газа, наш лозунг, день и ночь, бомбардировки и разрушения. Мы идем за тобой, наш враг, даже если ты – огненная гора. Я сделаю из своей крови боеприпасы, а из твоей – реки крови…»
Этот клич использовался бойцами «Бригад Касама» – вооруженного крыла ХАМАС. Поэтому его исполнение Чакли истолковал как неизбежность войны. И высказал категоричное суждение: «На северной границе Израиля теперь находится полноценный исламский джихадистский халифат». Министр пообещал, что Израиль не будет бездействовать: «Необходимо учесть уроки 7 октября и не дать зверю превратиться в неуязвимого монстра».
В ответ аш-Шараа заявил, что «Израиль «экспортирует кризисы», чтобы отвлечь внимание от «ужасающих массовых убийств», совершаемых в секторе Газа. Он напомнил, что за год после смены власти в Сирии ЦАХАЛ нанес более 1000 авиаударов по территории страны и совершив 400 наземных вторжений, что привело к огромным разрушениям и многочисленным жертвам.

Израиль продолжает вести себя так, словно Сирия его вотчина. С 1967 года продолжается оккупация Голанских высот, в декабре 2024 года была захвачена буферная зона, находившаяся под контролем ООН. Для наблюдения за территорией соседней страны на горе Хермон созданы посты. находящиеся всего в 45 километрах от Дамаска. Теперь любые действия Сирии контролируются ЦАХАЛ.
Израильские ВВС практически безнаказанно, ибо сил для противодействия террору у Сирии нет, уничтожают ее объекты военной инфраструктуры: аэропорты, склады ракетного вооружения, исследовательские центры. Причем делают это так, чтобы исключить возможность их восстановления.
Кроме того, Израиль стремится остановить поставки оружия «Хезболле» из Ирана, которые проходят через территорию Сирии. Ее власти уверяют, что предпринимают аналогичные усилия, но в их эффективности Тель-Авив сомневается. Его вообще трудно в чем-то убедить, и дипломатии он предпочитает железные военные аргументы.
Цель Израиля – максимально ослабить и без того разрушенную (расходы на восстановления Сирии могут достигнуть одного триллиона долларов), лишенную четкой стратегии страну, а затем «под руки» подвести к столу переговоров. Разумеется, на них Израиль захочет узаконить все свои территориальные «приобретения» и окончательно покончить с угрозой, много лет исходившей из Дамаска.

После кровавого рейда в деревню Бейт-Джинн, совершенного ЦАХАЛ, Трамп предупредил Тель-Авив от вмешательства в «эволюцию», проводимую Дамаском. Очарованный недавней встречей с аш-Шараа, президент США по-прежнему уверен, что присоединение Сирии к Авраамовым соглашениям вполне реально.
Он даже не считает нужным попытаться вникнуть хотя бы в часть из множества разногласий между двумя странами и, как всегда, надеется на магию своих слов. При этом Трамп даже не замечает, что они звучат наивно, как в данном случае: «Очень важно, чтобы Израиль поддерживал прочный и искренний диалог с Сирией и чтобы ничто не препятствовало превращению Сирии в процветающее государство».
За ситуацией с напряженным вниманием следит Турция, вооруженные силы которой находятся в Сирии. Теоретически они могут оказать поддержку сирийской армии, но этот шаг будет грозить вспышкой новой войны в регионе. К тому же у Турции достаточно внутренних проблем, которые не способствуют проявлению авантюризма во внешней политике.
Посол США в Турции Том Баррак, к слову, давний друг Трампа, играет по его нотам. В интервью The Jerusalem Post он признал, что хотя Биньямин питает недоверие к Реджепу Эрдогану, но заверил, что у Анкары нет агрессивных намерений в отношении Тель-Авива. По мнению Баррака, существует возможность нормализовать отношения двух стран.
Но что делать с противоречиями, которые несколько месяцев назад едва не привели к военному конфликту? Попытаться их снова «замести под ковер», как любит делать Трамп?
Сирию Баррак также считает страной, принципиально не заинтересованной в агрессии против Израиля. По его словам, она активно борется с остатками ИГИЛ, других иностранных боевиков и доверенными лицами Ирана.
Очень похоже на успокоительные таблетки, но после их применения случаются побочные явления. Однако с другими словами дипломата
можно согласиться. «У Сирии нет другого пути, – считает Баррак. – И у Израиля тоже, если он хочет избежать постоянной военной конфронтации на всех границах».
Однако сейчас наблюдается именно такая ситуация. Израиль продолжает операции против «Хезболлы» в Ливане, которая не желает разоружаться. Неспокойно и на «заднем дворе» еврейского государства – на Западном берегу, где бесчинствуют еврейские поселенцы.
Напряженным остается положение в Газе. ХАМАС выступил против американской резолюции по урегулированию, которая предусматривает их разоружение и ввод в анклав международного миротворческого контингента. По данным израильских СМИ, радикалы наращивают запасы оружия на территории Йемена и некоторых африканских стран, чтобы контрабандным путем перебросить его в сектор.
Не сидит «без дела» и Израиль, в очередной раз показавший свой крутой норов. Ракетным ударом был ликвидирован один из командиров ХАМАС Раид Саад. Теперь у боевиков появилась еще одна причина сохранить вооружение. И с полным основанием обвинять Израиль в нарушении перемирия.

Недовольны своим союзником и американцы. По информации The Times of Israel, Белый дом сообщил Нетаньяху следующее: «Если вы хотите испортить свою репутацию и показать, что вы не соблюдаете договоренности, пожалуйста, но мы не позволим вам испортить репутацию президента Трампа после того, как он выступил посредником в сделке в Газе».
Впрочем, поддержать президента США не торопятся и другие страны. Пока ни одно государство не объявило, что направляет свои войска в Газу. Ни у кого нет желания связываться с ХАМАС, который и не думает покидать сектор.
Словом, план Трампа по Газе, совсем недавно встреченный фанфарами, остановился и вызывает скептические оценки. Хотя посланники Белого дома стараются изо всех сил.