Украина в центре международного скандала о поставках оружия в Африку и на Ближний Восток

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

По данным Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP), Украина вовлечена в  продажу бывшего советского вооружения из европейских стран в Африку и на Ближний Восток. «Документы, полученные OCCRP, свидетельствуют, что власть и компании Украины сделали себя ключевым звеном в сети, поставляющей вооружение советского образца из Европы в Африку и на Ближний Восток. Многие из этих видов оружия поставляются из стран, которые являются членами ЕС», – говорится в докладе центра, который занимает более 1000 страниц.

Главная украинская «прокладка» в схеме поставок вооружения из бывших стран социалистического лагеря в африканские и ближневосточные страны – частная фирма «Техимпекс», с которой связана британская компания-пустышка S-Profit, принадлежащая украинцам.

«В основе экспортной сделки лежит лазейка в законах Украины, которая позволяет убрать из документов происхождение и назначение оружия, перемещая его по всему миру», – считают в OCCRP.

Вооружение и военная техника из стран ЕС поступали на Украину в адрес фирмы «Техимпекс» будто бы с целью ремонта или модернизации. Затем грузы военного назначения переправлялись в Восточную Африку, в частности в Судан и Южный Судан через Объединенные Арабские Эмираты и S-Profit. Так, по информации OCCRP, военный транспорт стоимостью около $4,1 миллиона, был куплен в Польше и отправлен на Украину, а затем 45 автомобилей были переправлены на восток африканского континента через ОАЭ. В 2015-2016 годах «Техимпекс» заключил 26 оружейных сделок на общую сумму $29,5 млн. «Другими словами, как грязные деньги, проходящие через ряд счетов, машины были отмыты, чтобы скрыть их происхождение, маршрут и пункт назначения», – отмечают в OCCRP.

Эксперты центра утверждают, что украинская сторона в лице «Техимпекса» целенаправленно занимается  перепродажей вооружения и запасных частей к военной технике из Польши, Словакии, Молдовы, Болгарии, Венгрии, Румынии, Боснии и Герцеговины. Младоевропейцы остаются при этом формально чистыми – они по контрактам на Украине модернизировали и ремонтировали советское оружие и технику, а грязную работу по продаже вооружения брала на себя украинская сторона. В итоге все участники схемы оставались довольны результатом. В докладе говорится, что «Техимпекс» в связке с «британцами» продавали оружие на рынки Африки, Ближнего Востока и Азии, в частности в Эфиопию, Корею, Чад, ОАЭ и Уганду.

Кроме компании «Техимпекс», поставкой вооружений в Африку занимается государственная компания «Укринмаш». Она была уличена международной организацией Amnesty International в продаже военной техники и оружия Южному Судану. 

Также всплыла информация о подписанных в 2016 году контрактах «Техимпекса» с Угандой о продаже бронированных патрульных машин. Их украинская компания приобрела у польской фирмы Army Trade, а затем заключила контракт на продажу 37 БРДМ-2 с Угандой через ОАЭ и украинских «британцев».

OCCRP сообщает и о том, что Пентагон организовал поставки советского вооружения из Европы сирийским подразделениям, которые воюют с «Исламским государством». «Традиционно США обращались за нестандартным оружием к Румынии и Болгарии, но резкий скачок спроса заставил подрядчиков отправиться на поиск поставщиков в Чехию, Боснию и Герцеговину, Сербию, а теперь еще и на Украину, в Грузию, Польшу, Казахстан, Афганистан и Хорватию, как следует из американской закупочной документации», – сказано в докладе центра. Общая сумма поставок составила $2,2 млрд. Для этого американцы привлекли «целую армию подрядчиков и субподрядчиков – от богатых военно-промышленных корпораций до фирм, имеющих связи с организованной преступностью». Масштабные закупки вооружения начались еще при Обаме. В 2014 году была запущена программа подготовки и оснащения сирийской оппозиции (Syria Train and Equip program) стоимостью $500 миллионов. К маю нынешнего года только на автоматы Калашникова, ручные противотанковые гранатомёты, миномёты, другое стрелковое оружие и боеприпасы было потрачено $700 млн. На закупку вооружения для Сирии на Украине Пентагон через собственные компании потратил $17,3 млн.

Украинские власти сразу же постарались отгородиться от скандальных подозрений в незаконной торговле оружием. Заместитель главы администрации президента Украины Константин Елисеев заявил: «Этот вопрос связан с определённой конкуренцией на рынке вооружений. Для нас важно, чтобы это военное сотрудничество шло в русле резолюций Совета Безопасности ООН и соответствовало международным стандартам. Если это так, то я не вижу никаких сенсаций». В свою очередь представитель компании «Укринмаш» обвинил Amnesty International в том, что документы, представленные организацией, не подтверждают факта оружейной сделки с Южным Суданом. Дескать, подписанный контракт был, а движения средств и вооружений по нему не было. Однако украинский журналист Станислав Речинский тут же опроверг заверения «Укринмаша» в том, что фирма не поставляла оружия в Южный Судан и не получала за это денег. «Касательно Южного Судана. Говорящие головы закудахтали, что Эмнести (Amnesty International. – Ред.) врёт насчет того, что Украина торговала, что, может, при Януковиче, но при Порошенко – ни-ни-ни. А с сайта Госслужбы экспортного контроля информацию зачистить не удосужились, дебилы. Эту власть погубят враньё и жадность. Как, впрочем, и предыдущую. Зайдите на сайт, идиоты, там чётко написано, когда и сколько вертолётов и пулемётов Украина продала Южному Судану», – написал он на своей странице в Facebook и выложил документы, из которых следует, что оружейные сделки с молодым африканским государством, раздираемым межплеменной войной, действительно заключались. В 2016 году Украина продавала Южному Судану лёгкие и тяжёлые пулемёты в количестве 892 штук, а через ОАЭ в Африку и на Ближний Восток ушли 108 боевых бронированных машин. 

И это только вершина айсберга – та информация, которую украинские спецслужбы не успели «зачистить».

Соб. корр. ФСК