Козырь для Волкера и мина под Минск

Почему были проголосованы законы для Донбасса

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Закон о продлении особого статуса Донбасса Порошенко и его американским друзьям нужен был срочнее срочного – в субботу 7 октября специальный представитель США Курт Волкер должен был иметь хотя бы один козырь в рукаве на встрече с помощником президента России Владиславом Сурковым. Потому президент Украины и предпринял невиданные усилия, чтобы склонить парламент к нужному решению. 

Перед Европой и Америкой требовалось изобразить сдвиг к мирному урегулированию конфликта в Донбассе, поэтому драки в зале заседаний парламента, дымящиеся покрышки под его стенами и беспомощное руководство Верховной радой, не сумевшее остановить революционные настроения депутатского корпуса 5 октября, в планы Порошенко никак не входили. После срыва голосования его ждала выволочка от западных «друзей Украины» и унылые перспективы. 

По вопросу продления особого статуса выступила Ирина Геращенко, первый вице-спикер парламента, уполномоченная президента Украины по мирному урегулированию ситуации в Донецкой и Луганской областях. Она выбрала тактику «лучшая защита – это нападение» и обвинила бурлящую гневом фракцию галицкой партии «Самопоміч»  в работе на Кремль – мол, если продление особого статуса отдельных районов Донецкой и Луганской областей будет провалено, это позволит снять санкции с России. Галичане же настаивали на том, что никакого другого статуса, кроме как «оккупированные территории», у Донбасса быть не может, любое другое решение – это «развал государства». 

Кроме того, «Самопоміч» категорически против Минского процесса: представители фракции выступали за исключение каких либо упоминаний о минских договорённостях как в законопроекте о продлении статуса Донбасса, так и в проекте «о реинтеграции», считая это «ратификацией капитуляции и уничтожением армии». После того как особый статус территорий Донбасса был продлён, «Самопоміч» заявила: «Украинский парламент ратифицировал московский сценарий оккупации Украины». Впрочем, Ирина Геращенко считает, что «московский сценарий» пытались реализовать как раз те парламентарии, которые не давали продлить особый статус Донбасса с самого начала. «Уважаемые украинцы, вы второй день наблюдаете шабаш расконсервированных агентов ФСБ», – заявила она 6 октября.

Сам Порошенко, для которого было важно не только не ударить в грязь лицом перед Волкером и европейскими «нормандцами», но и протащить вместе с продлением особого статуса Донбасса законопроект «о реинтеграции», после парламентского бурлеска сказал: «Бывшие партнеры по демократической коалиции, люди, которые называют себя патриотами и даже украинскими националистами, срывали голосования... И за что? За то, чтобы законом признать Россию агрессором, а её войска – оккупантами! Под призыв «кто не скачет» – так подпрыгивают выше всех. А как к голосованию за очевидный украинский интерес – как будто какая-то порча. А у некоторых вообще из-под вышиванок выглядывают косоворотки, на головах – торчат кокошники».

В общем, судя по взаимным обвинениям двух частей расколовшейся Верховной рады, там засели агенты ФСБ, прикрывающие вышиванками косоворотки.

Однако на самом деле всё не так смешно. Голосование за законопроекты по Донбассу приводит к некоторым выводам о процессах внутри украинской власти.

Во-первых, Порошенко не удалось совместить продление особого статуса Донбасса (в чём заключался интерес Москвы, Берлина и Парижа) с законом «о реинтеграции» – пришлось вносить в парламент отдельный законопроект «О создании условий для мирного урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», где отсутствуют определения об «оккупации» и «агрессоре». 

Во-вторых, ещё на год продлено действие закона «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», лежащего в основе Минского процесса. В соответствии с этим законом:

– не допускается уголовное преследование, привлечение к уголовной и административной ответственности участников событий на территории Донецкой и Луганской областей;

– запрещена дискриминация лиц по причине событий в Донбассе;

– Украина гарантирует право языкового самоопределения жителям неподконтрольных правительству регионов Донбасса, изучение и поддержку русского и других языков;

– в отдельных районах Донецкой и Луганской областей продолжают действовать закон «Об основах государственной языковой политики» и нормы международного права, что означает гарантии содействия местных властей использованию русского и других языков во всех сферах жизни жителей Донбасса;

– Украина обязуется предоставлять поддержку социально-экономическому развитию территорий ЛНР и ДНР, для этого в государственном бюджете планируются соответствующие расходы, объём которых не может быть уменьшен;

– местным органам власти дано право создавать органы народной милиции;

– местным органам власти дано право сотрудничать с регионами Российской Федерации;

– Верховная рада назначает в Донбассе внеочередные выборы, полномочия избранных депутатов не могут быть приостановлены досрочно;

– украинское правительство и министерства могут заключать соглашения с местной властью отдельных районов Донецкой и Луганской областей о социально-культурном развитии.

Закон этот всем хорош, за исключением того, что украинская власть его и не думает выполнять, хотя вместе с минскими договорённостями этот документ представляет из себя вполне реальный план урегулирования конфликта в Донбассе. Здесь нет ни слова о военщине, упоминаются только мирные инициативы Киева, направленные на прекращение войны и заключение с мятежными территориями договорённостей, которые позволят шаг за шагом разрешать конфликт. Причём, согласно принятому  ещё в марте 2015 года (и продлённому в октябре 2017 года)  закону, именно Украина берёт на себя обязательства урегулировать ситуацию в Донбассе мирным путём – через комплекс чётко обозначенных мер. В связи с этим вряд ли спецпредставитель США Курт Волкер вправе предъявлять Владиславу Суркову продление особого статуса Донбасса в качестве достижения и чего-то требовать от России взамен: особый статус предполагает обязательства Украины перед Донбассом, вот здесь бы прыть американцев и пригодилась – для того, чтобы повлиять на Киев.

В-третьих, в Верховной раде чётко обозначили себя силы, которые желают для Донбасса исключительно военного сценария, – это, прежде всего, галицкие партии «Самопоміч» и «Свобода», а также «Батьківщина», желающая выглядеть радикальнее радикалов. О мотивах протестного голосования ряженых радикалов Олега Ляшко говорить сложно: он готовится оппонировать Петру Порошенко на президентских выборах, но не по зову души, а по согласию. Ну а шум и гам в парламенте при участии «Народного фронта» – это сигнал украинскому президенту от министра внутренних дел. Кроме того, эксперты считают, что и национал-радикалы, и «фронтовики», усложняя жизнь Порошенко, тем самым сигнализируют Западу, что пришла пора договариваться не только с президентской кликой, но и с другими политическими силами.

Касательно закона «о реинтеграции» Донбасса («Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях»), который определяет Россию «государством-агрессором» и определяет статус территорий Донбасса, неподконтрольных Украине, как «оккупированных», – он противоречит продлению особого статуса ДНР и ЛНР и перечёркивает минские договорённости. Более всего этот закон нужен Петру Порошенко, поскольку он значительно расширяет его полномочия. Наверняка он нужен и крылу американских «друзей Украины», в обойме которых находится спецпредставитель США Курт Волкер – все они выступают за то, чтобы увеличивать напряжённость в Донбассе, считая это методом «сдерживания России». Первое чтение означает, что закон ещё не принят, но инструмент для шантажа у Волкера уже появился. Дальнейшие события покажут, куда ведут американцы: собираются ли они использовать законопроект только в качестве раздражителя для Москвы или стоит ждать военной операции в Донбассе (если закон будет принят). В любом случае это  – мина под минские договорённости, которая может рвануть в любой момент.

Соб. корр. ФСК