Переговоры Армения – Грузия: от учений НАТО до транзита

Переговоры Армения – Грузия: от учений НАТО до транзита

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Министр обороны Грузии Леван Изория предложил Армении принять в 2018 году участие в планируемых совместно с корпусом морской пехоты США ежегодных многонациональных учениях Agile Spirit. Целью этих манёвров, в которых принимает участие военная техника США, включая танки M1 Abrams и бронетранспортеры LAV, в Тбилиси называют сближение со стандартами НАТО и готовность к участию в совместных операциях.

По сообщению пресс-службы Министерства обороны Грузии, в беседе с армянским коллегой Вигеном Саргсяном Л. Изория выразил надежду на то, что Армения поучаствует и в ежегодных многонациональных учениях Noble Partner. Еревану предложили также направлять в Грузию для прохождения учебных курсов военнослужащих, в частности в Сачхерской школе горной подготовки.

Виген Саркисян и Леван Изория. Фото: verelq.am

Виген Саркисян прибыл в Тбилиси в составе представительной делегации во главе с президентом Сержем Саргсяном. В ходе переговоров с президентом и премьер-министром Грузии обсуждался широкий круг вопросов двустороннего сотрудничества, включая их чувствительные аспекты. Не секрет, что любые попытки Армении ослабить частичную коммуникационную изолированность наталкиваются на противодействие Баку и Анкары – основных торгово-экономических партнёров Тбилиси, реализующих на грузинской территории амбициозные энергетические и транспортные проекты (30 октября была официально запущена железная дорога Баку – Тбилиси – Ахалкалаки – Карс). Вместе с тем зависимость Армении от северного соседа не является односторонней. Например, в начале 2016 года в связи с нехваткой получаемого газа из Азербайджана власти Грузии выразили желание увеличить закупки газа из России. В конечном итоге была заключена сделка о поставке 200 млн. кубометров газа из Ирана в Грузию через территорию Армении.

По итогам 2017 года товарооборот между Арменией и Грузией увеличился почти на четверть, превысив 450 миллионов долларов США, и все последние годы он стабильно растёт (как и инвестиции армянских бизнесменов в Грузию). Вместе с тем более двух третей также растущего товарооборота между Арменией и Россией (и ЕАЭС) осуществляется через грузинскую территорию, и Ереван заинтересован в том, чтобы исключить здесь неприятные неожиданности. Однако на климат не повлияешь. Военно-Грузинская дорога (Владикавказ – Тбилиси с выходом на Армению) регулярно закрывается для автомобильного транспорта вследствие природных возмущений (лавины, сели, ливни, паводки). Вот и в эти дни она закрыта для всех видов транспорта из-за ухудшения погодных условий в Грузии с 23 декабря; сейчас к северу и югу от погранпоста Верхний Ларс скопилось более 600 большегрузов, преимущественно армянских. Такая же ситуация была на основной транзитной магистрали, соединяющей Россию с Грузией и Арменией,  месяц назад.

Фото: logirus.ru

Некоторый резонанс в армянских СМИ вызвало заявление премьер-министра Грузии Георгия Квирикашвили о том, что «Армения могла бы теоретически воспользоваться (исключительно при форс-мажорных обстоятельствах) транспортными коридорами через Абхазию и Южную Осетию для доставки товаров из России». Тут грузинский премьер несколько забегает вперёд. Несмотря на частичные и сугубо формальные подвижки с реализацией российско-грузинского соглашения «О транзитных коридорах» (2011), сквозное транзитное сообщение через Абхазию и Южную Осетию – вопрос даже не завтрашнего дня, хотя бы в силу обструкции Сухума и Цхинвала со стороны оппонентов нынешнего грузинского правительства и влиятельных региональных сил.

Сейчас крупногабаритные грузы и топливо попадают в Армению из российского порта «Кавказ» паромным сообщением до Поти, откуда уже по железной дороге – до армянской границы. Мультимодальный характер перевозок увеличивает их стоимость, но льготные тарифы Грузинской железной дороги и ЮКЖД позволили частично решить проблему. По словам главы транспортно-экспедиторской компании «АПАВЕН» Г. Агаджаняна, «…после передачи паромного комплекса в управление ЮКЖД международное железнодорожно-паромное сообщение "порт Кавказ - Поти" начало работать достаточно гибко… Нет закостенелых тарифов. Имея хорошие возможности, компания достаточно гибко подходит к решению вопроса, и это дает хорошие результаты». Если за 2016 год паром перевёз 327 вагонов с грузами, то за 6 месяцев 2017 г.  – уже 342. В 2016 году паром ходил чуть реже раза в месяц (за год – 10 рейсов), а в 2017 г перешёл на график три раза в месяц. В основном по железной дороге перевозятся габаритные грузы: зерно, цемент, нефтепродукты, строительные материалы, руда. В пересчёте на тонну груза тарифы на железнодорожно-паромном маршруте сопоставимы с автотранспортом, отмечает глава ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» Сергей Валько.

Для армяно-грузинских отношений имеет значение отсутствие со стороны Тбилиси элементов шантажа в отношении чувствительных для Еревана вопросов бесперебойного транзита, учитывая связи Грузии с НАТО. Для Армении, у которой в области национальной безопасности приоритетом является тесное сотрудничество с Россией, важно поддержание сбалансированных отношений и с северным, и южным соседями. Автомобильная магистраль «Север – Юг» позволит Армении стать одной из составляющих международного транспортного коридора от иранских портов Персидского залива до грузинских портов на Чёрном море.

15 декабря на иранской границе в рамках соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном официально открылась свободная экономическая зона «Мегри», и грузинские предприятия приглашены к участию в проекте. «Я сказал господину президенту, что грузинская сторона должна использовать возможности Армении – существование свободных экономических зон, и продавать свою продукцию на рынках Евразийского экономического союза. Любая организация, зарегистрированная в Армении, может быть очень полезной с этой точки зрения», – сказал Саргсян по завершении переговоров с Г. Маргвелашвили.

По материалам СМИ

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться