Алексей ПАХОЛИН. Центральная Азия снова в фокусе интересов США

Центральная Азия снова в фокусе интересов США

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В начале февраля заместитель помощника государственного секретаря США по Афганистану и Центральной Азии Генри Эншер посетил Таджикистан и Киргизию. Его поездка показала, что после годового перерыва, связанного с началом нового президентства в США, американцы вновь активизируют свою политику в этом регионе.

Вопросы, которые Генри Эншер обсуждал в Душанбе и Бишкеке, были сконцентрированы вокруг двух основных тем: дальнейшее развитие американо-таджикских и американо-киргизских двухсторонних отношений, а также противодействие вызовам и угрозам безопасности, которые для Средней Азии могут исходить из Афганистана. Все прочие угрозы носят в основном гипотетический характер и особой опасности не представляют. Кроме того, в последнее время США активно пытаются возродить формат встреч «С5+1», изобретённый в период, когда Госдепартаментом руководил Джон Керри, и направленный на подрыв позиций России в регионе.

О возрождении формата «С5+1» (формат переговоров США с пятью странами Центральной Азии) в Гоcдепартаменте энергично заговорили в начале текущего года. 12 января первый заместитель помощника госсекретаря в Бюро по Южной и Центральной Азии Элис Уэллс в ходе брифинга сообщила, что США планируют провести встречу глав внешнеполитических ведомств центральноазиатских стран с государственным секретарём Рексом Тиллерсоном в одной из стран региона. По её словам, такой формат встреч получил поддержку со стороны президента Д. Трампа, а Конгресс даже выделил на это дополнительно 15 млн. долл. Последняя встреча главы Госдепартамента США с министрами иностранных дел стран Центральной Азии проходила в декабре 2016 г. в Гамбурге, когда президентом США ещё был Барак Обама.

После этого американские дипломаты провели целую серию встреч и переговоров, которые говорят, что «перезагрузка» формата «С5+1» готовилась давно и сейчас разворачивается. 17 января в Вашингтоне состоялись переговоры главы узбекского МИД Абдулазиза Камилова с заместителем госсекретаря США по политическим вопросам Томасом Шенноном, в ходе которых обсуждалось состояние двухсторонних отношений. 19 января в Нью-Йорке прошла встреча в формате «С5+1», на которой присутствовали главы МИД Узбекистана А. Камилов, Казахстана К. Абдрахманов, Киргизии Э. Абдылдаев, Таджикистана С. Аслов, постпред Туркменистана при ООН А. Атаев, а также заместитель госсекретаря США Джон Салливан. Основной темой переговоров вновь были вопросы региональной безопасности.

Политика США в Центральной Азии основательно прорабатывается и на экспертном уровне. К визиту главы узбекского внешнеполитического ведомства в Вашингтон был приурочен состоявшийся 22 января в библиотеке Конгресса США брифинг, посвящённый итогам первого года правления президента Шавката Мирзиёева, а также перспективам развития Узбекистана в 2018-м и последующие годы. В брифинге участвовали члены Конгресса, представители президентской администрации, экспертных, деловых и общественных кругов, Всемирного банка и МВФ, а также дипломатического корпуса. На мероприятии выступил глава узбекского МИД Абдулазиз Камилов, рассказавший о проводимых в республике реформах и преобразованиях. По итогам заседания председатель подкомитета палаты представителей Конгресса по Европе, Евразии и возникающим угрозам Дана Рорабахер подчеркнул необходимость продолжения курса на сближение с Ташкентом, поскольку Узбекистан, по его словам, «укрепляет свои лидерские позиции в регионе и становится значимым игроком на мировой арене».

При этом американцев интересует не улучшение жизни населения Узбекистана и не усиление роли демократических институтов, а способность Ташкента играть роль регионального лидера, на которую в своё время указывал ещё З. Бжезинский. Особый интерес со стороны участников брифинга вызвали предпринимаемые властями Узбекистана меры по налаживанию отношений с соседними республиками Средней Азии. Главная цель этих усилий – «стать по-настоящему "сердцем Центральной Азии"» – привлекает США возможностью сделать ставку на Узбекистан, усилив через это своё военно-политическое присутствие в регионе.

22 января в Институте Центральной Азии и Кавказа (CACI) – ключевом «мозговом центре», вырабатывающем политику США в Центральной Азии, прошло ещё одно экспертное мероприятие – форум «Внешняя политика Узбекистана: преобразования и преемственность при новом руководстве». Выступавшие на форуме американские эксперты – глава CACI Фредерик Старр, директор Центра военно-политических исследований Гудзоновского института Ричард Вайц – также обратили внимание на существенное укрепление региональных позиций Ташкента. А директор Евразийского центра при Атлантическом совете Джон Хербст отметил значительное укрепление за последний год американо-узбекских отношений.

Одновременно американцы продолжают экспертную проработку расширения сотрудничества с Узбекистаном. Объявлено о планах провести в ближайшие месяцы ещё две экспертные встречи, первая из которых будет посвящена реформам в сфере государственного управления и защиты прав человека, вторая – экономической модернизации Узбекистана. Обамовский формат «С5+1» для этого очень удобен.

О долгосрочных планах США говорит и использование молодёжной дипломатии. 15 декабря 2017 г. временный поверенный США в Киргизии Алан Мельцер открыл Совет молодежи «C5+1» в Американском университете в Бишкеке, вручив сертификаты наиболее активным членам совета. Молодёжный совет «C5+1», как поясняет страница американского посольства в Facebook, «является динамичной молодёжной платформой», которая объединяет студентов из пяти стран Центральной Азии и Афганистана «с разным опытом, лидерскими навыками, образом мышления для позитивных перемен». Здесь американцы готовят будущее поколение лидеров.

Дополнительную ясность в центральноазиатскую стратегию США вносит и решение о переброске в Афганистан войск, которые будут выводиться из Ирака. Об этом в начале февраля сообщили в Пентагоне. Масштабы переброски пока не ясны, но она в любом случае не повлияет на американское присутствие в Афганистане, который превратился (под эгидой США) в главный мировой центр производства героина.

Центральная Азия, в состав которой американская стратегическая мысль включают и Афганистан, – удобный плацдарм на стыке границ таких геополитических противников США, как Китай, Россия и Иран.