Арина ЦУКАНОВА. План Расмуссена: для чего Западу бразильские морские пехотинцы в Донбассе?

План Расмуссена: для чего Западу бразильские морские пехотинцы в Донбассе?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Накануне Мюнхенской конференции по безопасности (16-18 февраля) социальные сети и СМИ заполонили сотни, если не тысячи сообщений о том, что якобы в ООН уже договорились запустить в Донбасс 24 тысячи миротворцев: 20 тысяч военнослужащих из стран, которые не являются членами НАТО, и 4 тысячи полицейских. Миссию должна возглавить Швеция, а войдут в неё не только шведы, но и белорусы с бразильцами. Общественное мнение усиленно  готовили к мысли, что всё уже решено и легион «голубых касок» вот-вот двинет на Украину. Разумеется, в ДНР и ЛНР были не в курсе событий – с ними сей план никто не согласовывал.

Когда туман вокруг информации о «голубых касках» рассеялся, стали понятны и детали очередной миротворческой инициативы, и её авторы.

Доклад о миротворцах был подготовлен по заказу консалтинговой компании Rasmussen Global Foundation бывшего генсека НАТО Андерса Фога Расмуссена. Автор этого документа – эксперт американского Hudson Institute со штаб-квартирой в Вашингтоне Ричард Гоуэн (Richard Gowan), который считает исследование по миротворческой миссии «личной и независимой оценкой». Доклад, как сообщили в Rasmussen Global, будет направлен всем заинтересованным в урегулировании конфликта сторонам перед Мюнхенской конференцией по безопасности, где в числе прочего планируется обсуждение ситуации на Украине.

Иначе говоря, на сегодняшний день есть видение компании Rasmussen Global, как могла бы выглядеть миротворческая миссия в Донбассе. С этим видением бывший руководитель НАТО желает ознакомить участников «нормандской четвёрки» и США в лице специального представителя по Украине Курта Волкера. Таков набор фактов. Целью же информационной атаки, предваряющей обсуждение украинского вопроса на Мюнхенской конференции по безопасности, было втянуть в дискуссию о миротворцах как можно больше участников и придать плану Rasmussen Global максимальный политический вес. Надо сказать, многое в этом смысле удалось: инициативу, о содержании которой практически ничего известно не было, комментировали не только пользователи социальных сетей в России, на Украине и в Донецкой и Луганской республиках, но и пресса, украинские и международные эксперты ООН и ОБСЕ и даже министр иностранных дел Беларуси!

Что же предполагает «план Расмуссена», выложенный на сайте Hudson Institute?

Во-первых, посыл о том, что НАТО останется в стороне от формирования миротворческой армии (назвать 24-тысячное вооружённое формирование «миссией» язык не поворачивается) не соответствует действительности. На самом деле в докладе предлагается сформировать силы из не входящих в НАТО европейских стран (Швеции, Австрии, Финляндии) и бывших республик СССР (к примеру, Беларуси и Казахстана), сюда же добавить миротворцев из Латинской Америки (например, морских пехотинцев из Бразилии). Однако без НАТО, уверен Гоуэн, не обойтись. «Тем не менее связная и жизнеспособная сила может быть возможна только с некоторым участием стран НАТО, и западные переговорщики должны убедить в этом Россию», – заявляет автор доклада. В качестве таких участников, по его мнению, могли бы выступить Греция и Португалия. А полицейские силы могут быть сформированы из румын, итальянцев и тех же португальцев, то есть также с участием НАТО.

При этом в докладе оговорено, что «шансы успешного развертывания миротворческих сил на востоке Украины в настоящее время низкие». То есть сами авторы плана не очень-то верят в успех мероприятия: действительно, непросто представить в Донбассе столь разношёрстный миротворческий контингент, в управление которым вовлечён Североатлантический альянс.

Во-вторых, «план Расмуссена» предполагает разделение мандата ООН на несколько этапов: сначала миссия зайдёт на Украину, местом её дислокации станет линия разграничения сторон. «В соответствии с этим вариантом Совет Безопасности мог бы дать мирной операции трёхлетний или шестимесячный мандат, чтобы попасть на место, установить порядок и оценить  потребности региона», – говорится в докладе. Продвижение миротворческой армии ООН вглубь республик предполагается осуществлять синхронно с выполнением минских договорённостей. «Если удастся достаточно быстро развернуть присутствие на местах, хорошо было бы перейти к местным выборам за 12 месяцев, а затем оставить миротворцев, скажем, на два года в целом», – считает Гоуэн.

В-третьих, международная полиция необходима для того, чтобы обеспечить порядок на выборах, «возможно, параллельно с украинскими силами». Иначе говоря, речь идёт о силовом подавлении протестов.

В-четвёртых, авторы миротворческой стратегии Hudson Institute считают, что «развертывание миссии потребует полного согласия Киева, обеспечения сотрудничества между украинскими и международными силами, чтобы гарантировать, что украинское правительство продолжит общий процесс реализации Минска-2, чтобы узаконить выборы и особый статус в Донбассе, а также сократить  неизбежные опасения среди населения Луганска и Донецка по поводу их будущей безопасности.  Наконец, операция также потребует согласия властей ДНР и ЛНР». 

Американские подрядчики Rasmussen Global точно не знают, как Украина может договориться с Россией о влиянии на руководство республик, но рассуждают о том, что на Москву могут повлиять четыре фактора: обещания смягчения «некоторых самых болезненных санкций»; внутреннее давление в России после президентских выборов; усиление хаоса в ДНР и ЛНР. Также предлагается «пакетная сделка» США и России: Запад разменяет Украину, например, на уступки по Сирии. Или что-то предложит по Северной Корее.

В-пятых, «если бы миссия стала казаться вероятной», предлагается «нормандский формат» расширить за счёт стран, участвующих в миротворческой операции, а к планированию операции привлечь США.

В-шестых, предполагается, что «по крайней мере до завершения выборов» на территории восточной Украины функции власти выполняет международная администрация. «Это означало бы, что США и другие международные субъекты будут нести полную ответственность за управление региональными выборами и контроль за другими вопросами управления либо на определенный период, либо до тех пор, пока не будут выполнены определённые условия», – сказано в документе.

В-седьмых, Hudson Institute рассматривает «использование ограниченной силы против как непокорных повстанческих групп, так и украинских радикалов, направленных на проникновение в регион.  Обе стороны могут быть особенно провокационными в преддверии и после критических выборов». Кроме этого, «голубые каски» должны быть готовы противостоять и гражданскому населению, например перекрывающему дороги. Вообще, авторы этой кампании убеждены, что угроз будет много, жители Донбасса станут активно сопротивляться «принуждению к миру», устраивать засады и закладывать бомбы, поэтому придётся действовать силой, хоть и локально.

В-восьмых, дальнейшую «реинтеграцию» Донбасса планируется проводить через специально созданные группы под руководством США.

В украинском парламенте «плану Расмуссена» не рады, хотя в деталях с ним практически никто не знаком: здесь вызывает протест и идея участия в миротворческой миссии стран, входящей с Россией в какие-либо союзные отношения (ОДКБ, ЕАЭС, Союзное государство), и поэтапность развёртывания миротворческих сил, и их численность. «Речь идет об огромной территории – 17,5 тысячи квадратных километров в Донецкой и Луганской областях, 408 км неконтролируемой границы между Украиной и Российской Федерацией. 20 тысяч военнослужащих и 4 тысячи полицейских недостаточно для выполнения поставленных задач», – заявил член комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Андрей Тетерук. В Киеве хотели бы другого миротворческого сценария – такого же, как в Сербской Краине. Впрочем, «план Расмуссена» не слишком далеко от него ушёл: здесь и силовые операции миротворцев и полиции, и устройство лагерей для беженцев, и создание рабочих мест для дончан и луганчан, которые будут недовольны действиями «голубых касок», – их собираются отправлять на тяжёлые физические работы.

Не стоит упускать из вида ещё одну деталь: бывший генсек НАТО Расмуссен на сегодняшний день – советник президента Украины Петра Порошенко. «Сегодня он выступает от лица украинской власти, чьим советником является. Воспринимать слова Расмуссена как позицию, требующую осмысления и обсуждения, будет большой лестью этому господину», – считает советник главы Росгвардии России Александр Хинштейн. По его убеждению, если уж говорить о миротворческой миссии, то её участников стоит искать не в Южной Америке, а в странах СНГ. «Давайте направим миротворцев ОДКБ, – и проблема будет решена более эффективно, вместо того чтобы организовывать там бразильский карнавал», – говорит Хинштейн.

«Бразильский карнавал» в докладе Hudson Institute – всего лишь прикрытие для главной цели введения миротворческой миссии в Донбасс. Она чётко обозначена: «Ободрение Киева через постоянное присутствие на российской границе. Миротворцы могут не бороться за защиту Украины, но они должны сыграть важную роль, контролируя границу и  заверить Киев, что российские подразделения… не вступают в Донбасс».

Границу с Россией гипотетические «голубые каски» намерены контролировать с помощью точек наблюдения на пограничных пунктах, вертолётных патрулей, датчиков движения, средств разведки и так далее. И, разумеется, физически: многотысячная миротворческая армия встанет на границе с Россией. Именно на это нацелен «мирный план» Hudson Institute, который изложит в Мюнхене бывший генсек Североатлантического альянса: прикрываясь мандатом ООН, взять под контроль США и НАТО западную границу Российской Федерации.